Газета «Военно-промышленный курьер». №47 (662). 7-13 декабря 2016 года - page 6

Уже больше года предприятия оте-
чественного ОПК работают в новых
финансовых условиях. После внесе-
ния поправок в ФЗ-275 «О государ-
ственном оборонном заказе», резко
изменивших порядок финансирова-
ния ГОЗ, с 1 сентября 2015 года эко-
номическое состояние предприятий-
комплектаторов, участвующих в вы-
полнении Госпрограммы вооружения,
ухудшилось, возникла угроза срыва
госконтрактов. Неравнодушные ру-
ководители оборонных предприятий
Нижегородской области забили тре-
вогу, выступив с инициативой пере-
смотра ряд норм закона. И были услы-
шаны. Через девять месяцев после
принятия поправок в ФЗ-275 3 июля
2016 года в закон были внесены изме-
нения, которые сняли часть проблем.
Тем не менее необходимость решения
ряда острых вопросов, осложняющих
работу предприятий в новых услови-
ях финансирования, по сей день оста-
ется актуальной.
Вместе с тем, несмотря на то, что
более 60 процентов ФЗ-275 посвяще-
но ужесточению ответственности за
выполнение гособоронзаказа, предла-
гается внести еще и дополнительные
изменения в Кодекс об администра-
тивных правонарушениях и Уголов-
ный кодекс страны в части усиления
ответственности за правонарушения и
преступления, связанные с ГОЗ. Эти и
другие вопросы законодательства в
сфере промышленной политики вынес
на обсуждение председатель Комитета
по экономике и промышленности За-
конодательного собрания Нижегород-
ской области, генеральный директор
АО «АПЗ»
Олег ЛАВРИЧЕВ
в ходе
«круглого стола» с депутатом Государ-
ственной думы РФ Денисом Москви-
ным, представителями аппарата пол-
номочного представителя президен-
та РФ в Приволжском федеральном
округе, правительства и Торгово-
промышленной палаты региона, гла-
вами городов и руководителями про-
мышленных предприятий. О кон-
кретных предложениях их инициатор
рассказал «Военно-промышленному
курьеру».
– Олег Вениаминович, в настоя­
щее время в Государственной думе
РФ находятся на рассмотрении про­
екты федеральных законов о внесении
изменений в КоАПРФ, УКРФи УПК
РФ в части дополнительного усиления
ответственности за преступления и
правонарушения в сфере гособорон­
заказа. Что именно предлагается и
как это скажется на работе предпри­
ятий отрасли?
– Предлагаемые изменения в статью
15.14 КоАП РФ «Нецелевое использо-
вание бюджетных средств» увеличивают
высший предел наказания в десять раз
по сравнению с действующей редакци-
ей, то есть до 500 тысяч рублей.
Из-за отсутствия четких критери-
ев и рамок в определении нецелевого
использования бюджетных средств
федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции
контроля и надзора в сфере ГОЗ, по
своему внутреннему убеждению
может усмотреть в действиях испол-
нителя нарушения и отнести их к не-
целевому использованию бюджетных
средств. В то же время достаточно су-
щественная разница между низшим
(от 100 тысяч рублей) и высшим (до
500 тысяч рублей) пределами наказа-
ния за данное правонарушение в
итоге отрицательно скажется на объ-
ективности при вынесении решения.
Дополнение УК РФ статьей 201
«Нецелевое расходование финансовых
средств, предназначенных для выпол-
нения заданий ГОЗ» в предложенной
редакции не будет способствовать
справедливому назначению наказания.
Крупным размером в настоящей ста-
тье признается сумма денежных
средств, превышающая 1,5 миллиона
рублей, а особо крупным предлагается
считать 7,5 миллиона. По нашему
мнению, предлагаемые про-
ектом закона величины
крупного и особо крупного
размера являются сильно
заниженными. В современ-
ной экономической обста-
новке стоимость приобре-
тения одного высокотехно-
логичного станка может
быть порядка 12–40 мил-
лионов рублей. Поэтому
порядок измерения величи-
ны ущерба должен быть зна-
чительно выше, ведь речь
идет уже об уголовной от-
ветственности, преступле-
нии и всех вытекающих по-
следствиях для лица, кото-
рое может быть осуждено.
Возможность назначения
одного из наказаний, преду-
смотренных статьей, отво-
дит главную роль правосо-
знанию судьи, которое носит
оценочный характер и не
поддается детальной и полной конкре-
тизации. Поэтому для максимального
исключения человеческого фактора, в
данном случае правосознания судьи,
выносящего приговор, необходимо
установить более узкие рамки для вы-
бора наказания.
– Какие у вас предложения по
данному законопроекту?
– Считаю необходимым обратить-
ся в Государственную думу РФ с пред-
ложением по внесению изменений в
предлагаемые проекты законов:
– определить конкретные крите-
рии ответственности лиц;
– уменьшить величины возмож-
ного наказания;
– увеличить крупный и особо
крупный размер так, чтобы они были
соизмеримы с уголовной ответствен-
ностью и экономически обоснованы;
– конкретизировать, раскрыть по-
нятие «нецелевое расходование фи-
нансовых средств, предназначенных
для выполнения заданий государ-
ственного оборонного заказа».
– Последние изменения в ФЗ «О
государственном оборонном заказе»
датируются 3 июля 2016 года. Какие
из предложенных вами поправок
были учтены?
– Проектом предусмотрено воз-
мещение затрат из авансовых плате-
жей на формирование запаса матери-
алов, необходимых для исполнения
госконтрактов. Однако такое право
предоставлено исключительно голов-
ному исполнителю. В последующих
звеньях кооперации такое право пре-
доставляется только при условии дли-
тельного технологического цикла, при
этом его общая продолжительность,
распределяемая по всей цепочке произ-
водственной кооперации, с учетом за-
трат времени на заключение договоров,
получение авансирования, изготовле-
ние, проведение различных видов испы-
таний законодателем не учитывается
Теперь законопроект обязывает
государственного заказчика известить
уполномоченный банк о согласован-
ном размере прибыли, подлежащей
перечислению. Это условие дополни-
тельно позволяет зафиксировать мо-
мент частичного исполнения госконт-
ракта и соответственно прибыль.
Дополнительно разрешено списы-
вать с отдельного счета денежные
средства для выплат физическим
лицам в связи с предоставлением га-
рантий и компенсаций, предусмотрен-
ных ТК РФ, а также погашения про-
центов по кредитам, взятым в упол-
номоченном банке для исполнения
контрактов.
– В связи с тем что в производстве
высокоточного оружия, средств ПВО
госзаказ в ближайшие годы снижаться
не будет, вам предстоит продолжать
работу в условиях нового закона. Вы
уже упоминали, что сейчас после вне­
сенных изменений у предприятий нет
возможности реализовывать социаль­
ные программы поддержки и мотива­
ции персонала, обслуживать текущие
кредиты, взятые в неуполномоченных
банках. Насколько нам известно, вы
намерены добиваться дальнейшего со­
вершенствования ФЗ-275. Что кон­
кретно предлагаете?
– К сожалению, июльскими изме-
нениями в закон решение о возмеще-
нии части затрат на форми-
рование запасов материалов
и комплектующих распро-
страняется только на голов-
ных исполнителей. Необхо-
димо распространить это
право (возмещать затраты
на формирование запаса для
госконтрактов из авансовых
платежей) на исполнителей
по всей цепочке производ-
ственной кооперации. И не
ограничивать это длительно-
стью технологического про-
цесса свыше шести месяцев,
поскольку исполнители зара-
нее заказывают ПКИ и мате-
риалы, а эта стадия, занимая
значительный отрезок вре-
мени, не входит в технологи-
ческий цикл.
Также не были внесены из-
менения в подпункт «Оплата
иных расходов на сумму не
более трех миллионов рублей в
месяц». Предлагаем добиваться измене-
ния самого подхода к формулировке
этого пункта, а именно разрешать пред-
приятиюиспользовать средства на опла-
ту иных расходов исходя из общей
суммы контракта. Также необходимо
настаивать на обязательном возмеще-
нии с отдельного счета затрат на проезд
и наемжилья работниками во время на-
хождения в командировке, на выплаты
стимулирующего характера, направлен-
ные на дополнительную мотивацию
персонала, которая связана с возмеще-
нием процентов по ипотеке, отчислени-
ями за добровольное медицинское стра-
хование работников, в негосударствен-
ный пенсионный фонд, за повышение
квалификации работников, выполняю-
щих ГОЗ.
Правительство РФ в целях обеспе-
чения и стимулирования выполнения
гособоронзаказа в соответствии с зако-
нодательством Российской Федерации
вправе определять примерные усло-
ГОЗ ПРОБЛ
НА ПРЕДПРИЯТИЯ ОПК
ДАВЯТ НЕПРОРАБОТАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Покупка дорогостоящего оборудования может быть признана
нецелевыми расходами и грозить руководителю уголовной
ответственностью. Требования целевого расходования средств
государственного оборонного заказа ужесточаются.
wallpapershome.ru
№ 47 (662) 7–13 декабря 2016 года
06
АРМИЯ
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Высокотехнологичный
станок может стоить
порядка 12–40 миллионов
рублей. Очевидно,
что предлагаемые
проектом закона величины
крупного и особо крупного
размера являются сильно
заниженными
Александр
ХРАМЧИХИН,
заместитель
директора
Института
политического
и военного анализа
Они комплектуются по призыву, которому подлежат
даже женщины, при этом все военнообязанные постоян-
но проходят переподготовку в частях, к которым при-
писаны. Уровень боевой и морально-психологической
подготовки личного состава принято считать самым вы-
соким в мире.
Израиль является эксклюзивным партнером США,
получая от них новейшую боевую технику. Некоторое
количество ВВТ приобретается в других странах Запа-
да, а кроме того, страна обладает очень мощным соб-
ственным ВПК, производящим вооружение всех клас-
сов. При этом из-за постоянной готовности страны к
большой войне на хранении находится значительное
количество старой техники, в том числе трофейной со-
ветской.
Нельзя не упомянуть еще об одном факторе, усили-
вающем военный потенциал Израиля, – подчеркнутом
пренебрежении нормами международного права и го-
товности наносить удары по кому угодно и когда угодно.
Это обеспечивает такие полезнейшие в военном деле
вещи, как внезапность и инициатива.
Сухопутные войска Из-
раиля делятся на три воен-
ных округа – Северный,
Центральный и Южный,
причем именно их коман-
дования и руководят
действиями подчиненных
им сил. Командование СВ
выполняет лишь админи-
стративные функции. В со-
став каждого округа вхо-
дит по нескольку дивизий.
Считается, что на воо-
ружении именно сухопут-
ных войск находится большая часть израильского ядер-
ного арсенала, существование которого официально не
подтверждается, но сомнений не вызывает. Имеется от
50 до 90 БРСД «Иерихон-2» (дальность полета – 1500–
1800 км, масса БЧ – 750–1000 кг) и до 150 ОТР «Иери-
хон-1» (500 км, БЧ – 1 т), поступает на вооружение
БРСД «Иерихон-3» (4,8–6,5 тыс. км, до 3 БЧ общей мас-
сой до 1,3 т). Количество ядерных БЧ составляет, по раз-
личным оценкам, от 100 до 400, количество ПУ для всех
«Иерихонов» – от 23 до 50.
Танковый парк израильской армии включает до
2226 танков «Меркава» четырех модификаций (до 216
наиболее старых Мk1, до 578 Мk2, 775 Мk3, 657 наи-
более современных Мk4), часть из них находится в ре-
зерве. Кроме того, до 350 старых английских танков
«Центурион» и до 955 танков «Магах», являющихся мо-
дернизированными американскими М60 и М48, нахо-
дятся на хранении. В последнее время не менее 8 тан-
ков «Магах-5» (М48А5) переоборудованы под самоход-
ные ПТРК «Спайк-Магах», причем эти машины замас-
кированы под «Меркаву» с помощью фальшивой
пушки.
Израиль стал первой страной, создавшей БМП и
БТР на шасси танков с соответствующим уровнем защи-
ты. На вооружении состоит 120 БМП «Намер» (на шасси
«Меркавы»), 276 БТР «Ахзарит» (на шасси трофейного
советского Т-55), 406 БТР «Нагмашот» (на шасси «Цен-
туриона»). Кроме того, имеется до 1800 американских
БТР М113 и 100 собственных «Зеев».
Артиллерия включает 350 американских САУ М109
(155 мм) и 300 собственных буксируемых орудий М-71
(155 мм), 764 миномета (81-мм, самоходные «Кардом» и
М-65). В строю находятся 48 американских РСЗОMLRS
(227 мм). Имеется несколько сотен отечественных
ПТРК «Спайк» различных модификаций, в том числе не
менее 8 самоходных на шасси танка «Магах-5».
Войсковая ПВО включает 500 американских ПЗРК
«Стингер» и 40 собственных ЗРПК «Макбет» (создан
путем установки на американскую ЗСУ М163 четырех
«Стингеров»).
ВВС Израиля в качестве главных тактических еди-
ниц имеют авиабазы: 1-я (Рамат-Давид), 4-я (Хацор), 6-я
(Хацерим), 8-я (Тель-Ноф), 10-я (Бикат-Увда), 15-я
(Сде-Дов, Тель-Авив), 21-я (Хайфа), 25-я (Мицпе-
Рамон), 28-я (Неватим), 30-я (Пальмахим).
Основу ВВС составляют американские истребители
F-15 и F-16. Имеется 57 F-15 (16 A, 5 B, 17 C, 19 D), 25
F-15I (аналог американского ударного F-15Е), 274 F-16
(42 A, 9 B, 77 C, 48 D, 98 I). Также к боевым самолетам
относятся американские штурмовики – 8 новейших
противопартизанских АТ-802F (официально считаются
противопожарными) и 20 старых A-4N, которые по до-
кументам проходят как учебные.
В строю 7 разведчиков RC-12D, 3 самолета РЭБ
«Гольфстрим-550», 10 заправщиков (3 КС-130Н, 7 КС-
707), транспортные: 12 С-130, 2 VC-707, 1 «Боинг-707»,
22 «Бич-В200», 22 А-36. Все эти самолеты американско-
го производства. Учебные: 17 немецких Grob-120, 20
американских Т-6А, 10 учебно-боевых TA-4 (1 H, 9 J) на
основе штурмовика А-4, 30 новейших итальянских
М-346.
Боевые вертолеты: 50 АН-64 «Апач» (29 А, 21 D), до
32 АН-1 «Кобра» (7 E, 13 F, 12 S). Многоцелевые и транс-
портные: 19 ОН-58В, до 10 СН-53А и до 14 S-65С, 39
S-70A и 10 UH-60A. Все вертолеты также американско-
го производства.
Израиль в настоящий момент единственная страна в
мире, имеющая систему тактической ПРО (подробнее
– «Праща под куполом», «ВПК», № 45, 2016). «Классиче-
ская» ПВО включает 17 батарей американского ЗРК
«Усовершенствованный Хок» (102 ПУ) и 7 батарей ЗРС
«Пэтриот» (56 ПУ), 105 американских ЗСУ М163 и 60
советских ЗСУ-23-4 «Шилка», 755 зенитных орудий (150
советских ЗУ-23, 455 американских М167 и собственных
ТСМ-20, 150 шведских L/70).
ВМС имеют в составе 3 новейшие немецкие ПЛ
«Долфин» и 2 усовершенствованные типа «Танин» (про-
ект 212, еще 1 строится). Считается, что эти ПЛ могут
нести ядерные КРМБ, хотя не вполне ясно, какого
типа. Германия строит эти ПЛ для Израиля либо за
полцены, либо вообще бесплатно в качестве компенса-
ции за холокост.
В строю 3 корвета типа «Эйлат» («Саар-5»), 8 ракет-
ных катеров «Хетц» («Саар-4, -5»), 36–49 сторожевых
катеров (21–23 «Супер Двора», 7–15 «Дабур», 5–7 «Шал-
даг», 3–4 «Стингрей»). Корветы американской построй-
ки, остальные – собственной.
Морская авиация имеет в составе 3 базовых пат-
рульных самолета IAI-1124 собственного производ-
ства и 5 французских противолодочных вертолетов
AS565.
В последнее время наметилась определенная эрозия
указанных в начале статьи факторов, делающих израиль-
скую армию одной из сильнейших в мире. Это прояви-
лось в откровенно неудачной для Израиля войне против
«Хезболлы» в Ливане в
2006 году. Заметное повы-
шение уровня жизни и пол-
ная ориентированность из-
раильского общества на за-
падные ценности привели
к тому, что начали наби-
рать силу пацифизм и гедо-
низм (хотя в масштабах,
несопоставимых с европей-
скими), снижающие уро-
вень оборонного сознания
и соответственно морально-
психологической подготов-
ки. ВС Израиля постепенно утрачивают опыт классиче-
ской войны (последняя была в 1982 году), хотя перма-
нентно находятся в состоянии боевых действий против
палестинцев и «Хезболлы». Кроме того, израильтяне все
больше заимствуют американские приемы ведения бес-
контактной войны, малореальной в их условиях. Тем не
менее в обозримом будущем стране ничто всерьез не
угрожает.
Разумеется, для России Израиль никаким потенци-
альным противником не является. Но он, во-первых,
ядерная держава, во-вторых, оказывает значительное
влияние на геополитическую ситуацию на Ближнем и
Среднем Востоке. И оно с точки зрения российских ин-
тересов достаточно противоречиво.
С одной стороны, Израиль очевидный союзник Рос-
сии в борьбе с исламским терроризмом. Тель-Авив всег-
да безоговорочно поддерживал действия Москвы в
Чечне и вообще на Северном Кавказе. Интересно, что
он также полностью поддерживал действия Белграда
против косовских сепаратистов и резко осудил агрессию
НАТО против Югославии в 1999 году, полностью со-
лидаризировавшись с Москвой. Израиль оказался одним
из двух союзников США (второй – Южная Корея), ко-
торый не ввел даже символических санкций против РФ
в связи с событиями на Украине. Израильский опыт
противостояния террористам представляет огромный
интерес для российских военных и спецслужб.
С другой стороны, антииранская паранойя начина-
ет создавать проблемы именно в плане борьбы с исла-
мистами. Суннитский терроризм, финансируемый
арабскими монархиями во главе с Саудовской Аравией,
на порядок масштабнее шиитской угрозы в лице ме-
стечковой ливанской «Хезболлы», финансируемой
Ираном. Тель-Авив совершенно неадекватно оценива-
ет планы и возможности Тегерана – исходя из много-
численных многолетних заявлений израильских офи-
циальных лиц тот должен был создать ядерное оружие
уже лет 10–15 назад. Из-за этой перманентной борьбы
Израиль в настоящий момент поддерживает любую си-
рийскую оппозицию, включая суннитских радикалов
вплоть до запрещенной у нас «ан-Нусры». Правда, к
антироссийской пропагандистской истерии Запада он
не присоединился.
Понять причины антииранской паранойи Тель-
Авива сложно. Видимо, коллективные психозы малых
наций требуют большого отдельного исследования. И
крайне сомнительно, что Москва сможет в чем-то из-
раильтян переубедить.
Израиль с момента своего образования
в 1947 году находится во враждебном
окружении арабских государств, с которыми
воевал семь раз, не считая перманентного
противоборства с палестинцами
на собственной территории. Из-за этого,
будучи совсем небольшим по территории
и населению, Израиль обладает ВС,
входящими в пятерку сильнейших в мире.
СОЮЗНИК
НА ДВА ФРОНТА
АРМИЮ ИЗРАИЛЯ
ОБЕЗОРУЖИВАЮТ
ЗАПАДНЫЕ ЦЕННОСТИ
Тель-Авив безоговорочно
поддерживал все действия
Москвы в Чечне и вообще
на Северном Кавказе
МОНИТОРИНГ
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook