05
армии должны примириться со своим второстепенным
положением». Сегодня, когда господство в небе обеспечи-
вает победу на земле, эта фраза более чем актуальна. Но
мы на личном опыте знаем, что без могучего морского
флота и сухопутных войск победа в современной войне
невозможна. Да, мы успешно бомбим противника больше
года, но без пехоты нет победы. Это первое.
Второй вывод заключается в том, что нам надо беречь
офицерский корпус. Это следует из того, что ни один
нефтепромышленник или банкир, а тем более олигарх ни-
когда не станет вызывать огонь на себя. На такой подвиг
способен только офицер. Офицеры России – это не какие-
то «зеленые человечки», а золотой фонд нации. И об этом
не должны забывать те чиновники, которые пытаются ли-
шить российских военнослужащих заслуженных пенсий.
Третий вывод. Если раньше у России было только два
союзника, то теперь их стало три: армия, флот и Воздушно-
космические силы.
Вот уже второй год несколько сотен наших военных
летчиков отважно воюют вдали от родных берегов. И даже
в сирийском небе они высоко подняли международный ав-
торитет России. Но вместе с тем нельзя забывать о том, что
столь малого количества боевых летчиков на войну против
сильного противника хватит ненадолго. Значит, надо ду-
мать о резервах. И если говорить о крупномасштабных
боевых действиях, то горячим резервом ВКС в серьезной
войне может стать личный состав гражданской авиации. В
настоящее время на самолетах и вертолетах российских
перевозчиков успешно трудятся более 14 тысяч высококва-
лифицированных пилотов. И они должны уже в мирные
дни готовиться для того, чтобы в особый период занять
места за штурвалами боевых машин.
– Считаете, надо именно сейчас поднимать этот во
прос? Ведь военная переподготовка гражданских пило
тов должна проводиться в период мобилизации…
– А когда же его, по-вашему, надо поднимать? Когда
гром грянет? Уже второй год вместе с коалицией воюем в
Сирии, а террористы и не собираются сдаваться. Плюс
два года санкций против России, конфликт с Украиной,
развертывание баз НАТО у наших западных границ –
разве этого мало? Так что именно сейчас надо не только
поднимать, но и решать вопрос подготовки кадров. Это
как с бюджетом и ценами на нефть – надо всегда быть
готовыми к худшему варианту развития событий.
Кстати, в отношении подготовки летных кадров у нас
имеется солидный опыт. Было время, когда во главе отече-
ственного воздушного флота на протяжении десятилетий
стояли государственные деятели и маршалы авиации. В Ве-
ликуюОтечественную это был маршал авиации Федор Алек-
сеевич Астахов. Реактивные и турбовинтовые воздушные
суда освоены при маршале авиации Семене ФедоровичеЖа-
воронкове. При маршале
авиации Евгении Федорови-
че Логинове Главное управ-
ление ГВФ (в 1964 году) пре-
образовано в Министерство
гражданской авиации, а при
Главном маршале авиации
Борисе Павловиче Бугаеве
«Аэрофлот» стал крупней-
шей авиакомпанией мира. В
те годы военные летчики
учились летать в граждан-
ской авиации, а лучшие пилоты ГВФ осваивали реактивную
технику как раз в дальней авиации.
Но когда Советский Союз развалили, Министерства
авиационной промышленности и гражданской авиации
упразднили, а воздушный флот вместе с его персоналом
был успешно приватизирован ловкими менеджерами.
Затем рыночники на 350 миллиардов долларов наку-
пили «Боингов» и «Эрбасов», а наши воздушные суда во-
обще сняли с производства и вывели из эксплуатации.
Кстати, ваша газета не раз, в том числе совсем недавно
(
«Подковерные крылья», «ВПК», № 43, 2016. –
О. Ф.
) писа-
ла, как в России с блеском угробили отечественную граж-
данскую авиацию.
– Но отрезвление приходит. Сейчас мы гордимся
тем, что за год безаварийно перевезли около ста миллио
нов пассажиров.
– Все это так. Однако надо понимать, что эти перевозки
выполнены на воздушных судах иностранного производ-
ства, которые взяты в лизинг и зарегистрированы в офшо-
рах на заморских территориях. И если в отношении экс-
плуатации «Эрбасов» и «Боингов» наши партнеры по борь-
бе с терроризмом примут соответствующие санкции, Рос-
сию ожидает авиатранспортный коллапс. Летать смогут
только олигархи на личных бизнес-джетах. Вот вам и хвале-
ный рынок.
– Как, на ваш взгляд, можно выправить ситуацию?
– Видимо, строительством отечественного граждан-
ского воздушного флота должен заниматься штатный Де-
партамент по определению государственной политики в
области гражданской авиации. Однако он властно зажат
внутри Минтранса и решать эти проблемы не может по
определению. Поэтому для усиления экономической не-
зависимости и оборонной мощи страны необходима
структура, которая будет способна решать следующие
важные задачи:
– строительство отечественного воздушного флота;
– освоение Арктики и Северного морского пути;
– восстановление воздушного сообщения на востоке
страны;
– подготовка резерва для
ВКС.
Для этого необходимо
воссоздать
Министерства
гражданской авиации и авиа-
ционной промышленности.
– Но без подготовки со
ответствующих кадров это
невозможно. В последнее
время в СМИ проповедует
ся концепция так называе
мого транспортного образо
вания, по которой в одном
консолидированном
вузе
Минтранса собираются го
товить водолаза и машини
ста тепловоза, капитана
дальнего плавания и коман
дира воздушного судна. Как
вы относитесь к такой идее?
– Что тут сказать. С по-
добными идеями не соску-
чишься. Напомню, что несколько лет назад те же чинов-
ники, которые не проработали в авиации ни дня, пролоб-
бировали закон о приеме на должность командиров воз-
душных судов иностранных граждан. Более ценной услуги
иностранным разведкам по внедрению в Россию своих
агентов при всем желании оказать невозможно.
Вероятно, ведущие чиновники Минтранса относятся к
авиации так же, как к футболу, где за большие деньги нани-
мают за рубежом игроков и тренеров. От этого не легче. Не-
завидные результаты преклонений перед варягами в боль-
шом спорте хорошо известны. Но авиация не футбол. Поэ-
тому профессиональное товарищество российских авиа
торов создало такую атмосферу к этим «новациям», что
ставка госчиновников на залетных пилотов провалилась.
А что касается подготовки наших гражданских авиато-
ров на случай серьезной войны, то некоторые чины в вы-
соких администрациях ссылаются на 2011 год – тогда,
мол, Минобороны заявило, что ему летчики вовсе не
нужны, поскольку хватает и своих. Но сейчас-то не 2011,
а 2016 год. И руководство Минобороны другое. Не из
окон высокого кабинета, а из кабины боевого самолета мы
видим, чем оборачиваются для страны два года санкций и
второй год войны в Сирии. Надо бы снять розовые очки
прошлого нефтяного благополучия, думать в реальном
масштабе времени.
– Было время, когда в Минобороны России тоже
объединяли и сокращали вузы…
– Соглашусь. Однако военное образование при этом
было четко распределено по геофизическим сферам воо-
руженной борьбы: земная твердь – Сухопутным войскам,
океан – флоту, небо – Воздушно-космическим силам. В
армии никто не учит в одном вузе юриста и танкиста, во-
енврача и сапера, моряка и летчика. К примеру, в ВКС
имеются три высших учебных заведения. Каждое из них
готовит специалистов отдельно: для ВВС, для ПВО, для
Космических войск. Вывод: сама идея создания нацио-
нального транспортного университета сомнений не вызы-
вает, однако нам надо сохранять и совершенствовать, но
не упразднять систему подготовки кадров в гражданской
авиации.
Реформаторский зуд у многих чиновников возникает
оттого, что они весьма далеки от такого святого понятия,
как господство в воздухе. Напомню им патриотический
призыв великого князя Александра Михайловича, прозву-
чавший еще в 1912 году, но отдающийся набатом в наши
дни: «Воздушный флот России должен быть сильнее воз-
душного флота наших соседей! Об этом надо помнить
каждому, кому дорога военная мощь нашей Родины».
Беседовал Олег ФАЛИЧЕВ
АРМИЯ
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
•
пьезокерамические элементы,
•
многослойные актюаторы,
•
армированные актюаторы,
•
микродвигатели, микрореле
•
датчики различных типов,
•
пьезокерамические трансформаторы,
•
пьезокерамические фильтры,
•
гидроакустические модули,
•
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
•
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
•
генераторы на ПАВ,
•
линии задержки.
КРЫЛЬЯ
Чиновники пролоббировали
закон о приеме
на должность командиров
воздушных судов
иностранных граждан.
Более ценной услуги
вражеским разведкам
оказать невозможно
ется основанием для исключе-
ния из реестра участников НИС
и закрытия именного накопи-
тельного счета. Таким образом,
начисление денежных средств
на накопительный счет и пога-
шение ипотечного кредита (для
военнослужащих, его получив-
ших) за счет средств федераль-
ного бюджета прекращаются.
Военнослужащий
имеет
право использовать накоплен-
ные средства, если срок его
службы составил более 10 лет и
он уволен по льготным основа-
ниям: по состоянию здоровья,
вследствие организационно-
штатных мероприятий, по се-
мейным обстоятельствам, по
достижении предельного воз-
раста пребывания на службе.
При возникновении права на
использование накоплений воен-
нослужащему выплачиваются все
денежные средства, имеющие-
ся на счете на дату увольнения.
Выплату осуществляет феде-
ральное государственное ка-
зенное учреждение «Федераль-
ное управление накопительно-
ипотечной системы жилищного
обеспечения военнослужащих»
(ФГКУ «Росвоенипотека»).
Порядок получения накопле-
ний следующий.
После издания приказа об
увольнении с военной службы
участник НИС подает рапорт на
имя командира воинской части
о перечислении накоплений.
Тот представляет сведения в
вышестоящие органы военного
управления, а они в свою оче-
редь – в ФГКУ. Росвоенипотека
перечисляет средства с накопи-
тельного счета по указанным в
рапорте банковским реквизи-
там в течение 30 дней.
Основания и условия вы-
платы военнослужащим допол-
нительных денежных средств
определеныПравилами, утверж-
денными правительственным
постановлением № 686 от 17
ноября 2005 года.
Для получения денежных
средств, дополняющих накопле-
ния дляжилищного обеспечения,
участник НИС или член его семьи
подает рапорт (заявление) на имя
командира воинской части, в ко-
тором указываются получатель и
его платежные реквизиты. Одно-
временно дается обязательство
об освобождении занимаемого
служебного жилья (или иного
аналогичного помещения в спе-
циализированном фонде).
Расчет и выплата допол-
нительных средств осущест-
вляются по последнему месту
службы военнослужащего в
трехмесячный срок со дня его
письменного обращения.
Размер дополнительных
средств определяется исходя
из размера годового нако-
пительного взноса на одного
участника НИС, устанавливае-
мого законом о федеральном
бюджете на соответствующий
год, и количества полных лет,
месяцев и дней, которые участ-
ник НИС не дослужил с даты
возникновения основания для
исключения его из реестра
участников НИС (чтобы общая
продолжительность службы
могла составить двадцать лет).
Рассмотрим порядок рас-
чета на примере.
Человек поступил в военное
учебное заведение 1 августа
2003 года. После его окончания
получил офицерское звание 20
июня 2008-го. Первый контракт
о прохождении военной служ-
бы датирован 1 августа 2004
года. В реестр участников НИС
включен с 1 октября 2008-го.
Уволен с военной службы 10
декабря 2015-го по состоянию
здоровья в связи с признанием
военно-врачебной комиссией
негодным к службе и исключен
из списков личного состава во-
инской части 16 января 2016
года. Общая продолжитель-
ность военной службы на дан-
ное число составляет 12 лет
5 месяцев 15 дней. Количество
полных лет, месяцев и дней,
которые офицер не дослужил
до даты, когда общая продол-
жительность его военной служ-
бы в календарном исчислении
могла бы составить 20 лет, –
7 лет 6 месяцев 15 дней.
Размергодовогонакопитель-
ного взноса на одного участника
НИС, включенного в реестр, уста-
новленный законом «О феде-
ральном бюджете на 2016 год»,
составляет 245 880 рублей.
Размер дополнительных
денежных средств, выделен-
ных конкретному человеку,
составит:
– 245 880 рублей х 7 лет =
1 721 160 рублей;
– 245 880 рублей / 12 ме-
сяцев х 6 месяцев = 122 940
рублей;
– 245 880 рублей / 365 дней
х 15 дней = 10 105 рублей;
– 1 721 160 рублей +
122 940 рублей + 10 105 рублей
= 1 854 205 рублей.
Несвоевременное обраще-
ние с рапортом (заявлением)
о выплате денежных средств,
дополняющих накопления для
жилищного обеспечения, не яв-
ляется основанием для отказа.
1 мая 2016 года в федераль-
ный закон «О накопительно-
ипотечной системе жилищного
обеспечения
военнослужа-
щих» внесены существенные
изменения, предусматриваю-
щие выплаты участникам НИС
дополнительных
денежных
средств независимо от нали-
чия у них жилых помещений.
gosvoenipoteka.ru
Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото ИТАР-ТАСС)