Константин СИВКОВ,
член-корреспондент РАРАН,
доктор военных наук
В отличие от предшественников президент Трамп, по-
хоже, первый человек в этом качестве, который самостоя-
тельно принимает решения в соответствии со своими
представлениями о смысле и целях американской внеш-
ней и внутренней политики. То есть это по-настоящему
суверенный глава государства США. Конечно же, он опи-
рается на штат советников и аналитиков, учитывает мне-
ния других геополитических акторов и внутренних игро-
ков. Но самое главное – целеполагание Америки он фор-
мулирует самостоятельно и действовать будет жестко в
интересах исключительно США. Этим он существенно
отличается от той же Меркель, которая проводя интересы
глобальных теневых игроков и брюссельской бюрокра-
тии, часто действует откровенно против своей страны и
немецкого народа. Это дает основания с опорой на анализ
ситуации внутри США и положения в мире спрогнозиро-
вать вероятную стратегию поведения 45-го президента
Соединенных Штатов.
Особенности текущего исторического момента при-
менительно к США можно характеризовать как глубокий
кризис внутренней и внешней политики. Он стал след-
ствием провала курса на глобализацию, преследующего в
конечном итоге построение единого мира (мондиальная
модель) в интересах установления полного господства
транснациональных финансовых структур, представляю-
щих в основном ростовщический и спекулятивный капи-
тал, слабо связанный или вообще не связанный с реаль-
ным сектором производства. В числе важнейших прояв-
лений этого кризиса можно выделить:
1. Состоявшуюся деиндустриализацию, что стало
следствием вывода значительной части реального произ-
водства в страны третьего мира, в результате чего возник-
ла новая экономическая сверхдержава – КНР. Китайские
товары широкого потребления фактически захватили
внутренний американский рынок. Можно констатиро-
вать, что в этой области Соединенные Штаты частично
утратили экономический суверенитет, оказавшись в зави-
симости от «мировой фабрики». Неизбежный в таких
условиях рост госдолга США к настоящему времени пре-
высил сто процентов ВВП. Механизмов, позволяющих
остановить этот рост, в существующей американской эко-
номической системе не наблюдается.
2. Сокращение «среднего класса», основы политической
стабильности, до критически опасного уровня на фоне уси-
ления имущественного расслоения общества. Дальнейший
рост миграции из стран Латинской Америки, Африки, с
Ближнего и Среднего Востока в сочетании с опережающей
демографией «цветного» населения Америки по сравнению
с «белым». При численной сопоставимости тех и других
имеет место выраженный имущественный дисбаланс.
«Белые» в среднем существенно богаче «цветных». Это
привело к резкому обострению социальной напряженности
в стране, которая уже выплескивается на улицы в виде мас-
совых протестов, доходящих порой до уровня, когда их
можно именовать локальными восстаниями.
3. Духовная деградация общества в результате устано-
вившегося в стране господства идеологии либерального
фундаментализма с фактическим отказом от христиан-
ства, место которого занимает конгломерат религиозных
течений мистического толка, часто откровенно сатанист-
ских. Двумя важнейшими следствиями этого стали утрата
в значительной мере боеспособности ВС США (ныне в
своей массе они способны эффективно вести лишь бес-
контактную войну, не вступая в непосредственное боевое
соприкосновение с противником), а также рост внутрен-
ней агрессивности американского общества, что, в част-
ности, выражается в эскалации немотивированного при-
менения оружия против сограждан.
4. Доминирование в политической верхушке сил,
связанных с транснациональным финансовым капита-
лом, вызванный этим раскол в элите из-за откровенного
жертвования политическим истеблишментом объектив-
ными интересами США ради обогащения и роста влия-
ния транснациональных структур или властных группи-
ровок других государств, в частности Саудовской Ара-
вии, Катара.
5. Очевидный провал военно-технической политики,
основанной на идее достижения абсолютного превосход-
ства в ущерб текущему оснащению ВС США вооружени-
ем и техникой. При этом получить военные технологии,
радикально превосходящие их аналоги в других странах, в
частности в России, пока не удалось.
Важнейшие проявления кризиса во внешней политике
США:
– недееспособность НАТО;
– утрата американскими ВС статуса «непобедимых»,
особенно после фактического военного поражения США
в Ираке и Афганистане. Очень разительно это выглядит
на фоне заметных успехов России в Сирии, притом что
американское руководство, объявив своей главной зада-
чей борьбу с терроризмом, демонстрирует здесь полное
бессилие;
– дискредитация в глазах населения большинства
стран идей либерализма и «американского образа жизни»,
которые воспринимаются только как инструмент порабо-
щения в интересах западных ТНК;
– сдача позиций в мировой экономике. Китай не толь-
ко догнал, но и в определенной мере превзошел США.
В целом проводимая в XXI веке геополитика, диктуе-
мая в значительной мере транснациональными структу-
рами, привела к утрате доминирования США в мире, ко-
торое они имели по итогам распада СССР и Варшавского
договора.
С АРМИЕЙ ЗА СПИНОЙ
Трамп и те слои общества, которые составляют его опору,
все это хорошо понимают. Поэтому с учетом публичных за-
явлений 45-го президента и его команды можно с приемле-
мой степенью приближения сформулировать общую цель
новой политики: восстановление полного суверенитета и
всех аспектов мощи США с воссозданием духовного здоро-
вья общества и его консолидацией. Это позволит вернуть
статус единственной сверхдержавы, доминирующей во всех
отношениях – военном, экономическом и по возможности
в духовном. Для достижения этой цели Трампу надо ре-
шать следующие основные задачи:
– сократить влияние транснациональных элит в аме-
риканском истеблишменте и органах власти, прежде всего
федеральной, до уровня, позволяющего проводить поли-
тику суверенизации и восстановления мощи США в
основных сферах жизнедеятельности;
– пресечь распространение наиболее разрушительных
форм либерального фундаментализма с восстановлением
традиционных ценностей, консолидировать общество на
идее возрождения США. Обеспечить восстановление по-
зитивного имиджа страны в мире;
– провести реиндустриализацию с возвращением Сое-
диненным Штатам доминирующего положения в эконо-
мике и в мире, и на внутреннем рынке;
– восстановить военный потенциал до уровня, обеспе-
чивающего бесспорное превосходство над основными
конкурентами, прежде всего содружеством России и
Китая.
К сильным сторонам команды Трампа можно отнести
прежде всего контроль ключевых позиций в системе испол-
нительной власти США – президентского поста, руковод-
ства ВС и спецслужб, а также Госдепа. Это дает чрезвычай-
но большие полномочия, причем не только во внутренней
политике США, но и в глобальном масштабе. Важный ко-
зырь Трампа тот, что он отражает объективные интересы
подавляющей части личного состава силовых структур,
особенно офицерского корпуса.
К слабым сторонам команды нового президента следу-
ет отнести в целом враждебное отношение к его политике
со стороны законодательных органов (конгресса, сената) и
части судебной власти, отсутствие эффективного контро-
ля над финансовой системой США, доминирование его
противников в западных СМИ, а также в среде шоу-
бизнеса и новой информационной экономики, естествен-
ным образом космополитически ориентированных.
Противники Трампа – прежде всего ТНК и их пред-
ставители в политическом истеблишменте США и других
стран, в первую очередь европейских. По идейным и ре-
лигиозным основаниям 45-му президенту оппонируют
сторонники различных форм либерального фундамента-
лизма, а также деструктивных течений (такие, например,
как сатанисты и всевозможные сексуальные меньшин-
ства). Социальной базой этих сил являются слои, относи-
тельно слабо связанные с национальными государствами:
занятые в финансовой сфере, виртуальной и IT-экономике,
шоу-бизнесе, а также значительная часть «цветного» на-
селения Америки. К сильным сторонам оппозиции можно
отнести доминирование в информационной и финансо-
вой сферах США и мира, а также в законодательной ветви
власти США, способной заблокировать инициативы пре-
зидента. Ключевой аспект, снижающий возможности про-
тивников Трампа в противодействии его политике, – не-
однократно продемонстрированный дефицит интеллекта
в центрах управления реализацией замыслов транснацио-
нальных структур, а также слабая мотивация социальной
базы.
Сильные и слабые стороны оппонентов диктуют воз-
можные способы их действий. Это должны быть относи-
тельно простые технологии,
желательно хорошо отрабо-
танные и локально реализу-
емые. Например, покуше-
ния на убийство, вбросы по
существующим и несуще-
ствующим фактам, дискре-
дитирующим Трампа как
человека, бизнесмена и по-
литика, различные провока-
ции, инициирование по
этим основаниям разбира-
тельств с прицелом на им-
пичмент.
Поскольку США – столп
западной цивилизации, опре-
деляющий в решающей мере
все ее развитие, успехи 45-го
президента могут привести к
существенному ослаблению
влияния (а возможно, к
краху) транснациональных
финансовых структур в мире
в целом. В Европе начнут
приходить к власти свои
трампы. Поэтому для транс-
национальных финансовых
элит (которые ощущают себя
«личностями мира») более
приемлемо разрушить США
(с перебазированием в дру-
гую страну), чем допустить
успех 45-го.
Конечная цель стратегии
антитрамповских сил очевидна: отрешение президента от
власти любым способом. Причем это должно состояться
прежде, чем его политика принесет позитивные плоды. То
есть в пределах двух-трех лет.
В случае неудачи с импичментом или покушением
при успехе в суверенизации США, а также активации ана-
логичных тенденций в Европе существует реальная воз-
можность инициирования транснациональными финан-
совыми элитами процессов распада США.
Сказанное предопределяет стратегию деятельности
Трампа по решению основных политических задач. Стиль
его деятельности, вероятно, будет напоминать работу
кризис-менеджера крупной корпорации.
АМЕРИКАНСКИЕ МЕЧТЫ
На первом этапе он скорее всего сосредоточит основ-
ные усилия на ослаблении влияния транснациональных
элит на экономику и политику США, а также на создании
благоприятных условий для последующей реиндустриа-
лизации, стабилизации социально-политической ситуа-
ции в стране. Приоритетами этого этапа могут стать:
– разрушение правовых механизмов контроля над США
со стороны транснациональных элит путем вывода страны
из союзов и договоров, реализующих политику глобализа-
ции и усиливающих власть ТНК, даже ценой утраты суще-
ственной части американских геополитических успехов
предшествующих этапов. Этим, в частности, можно объ-
яснить отказ от Транстихоокеанского и Трансатлантиче-
ского партнерств, признание НАТО неэффективной и
устаревшей организацией (что в сущности верно), а ведь
речь о важнейших инструментах американского домини-
рования в Европе и АТР, обеспечивающих США огромные
экономические выгоды. Предлагаемая Трампом замена
этих всеобъемлющих союзов
парными договорами позво-
лит лишь частично компен-
сировать потери;
– уничтожение или взя-
тие под контроль силовой
компоненты власти трансна-
циональных элит – различ-
ных международных воени-
зированных (террористиче-
ских) организаций;
– формирование устой-
чивого ядра своих сторонни-
ков в сенате и конгрессе
США, устранение (насколько
это позволяет законодатель-
ство) своих противников из
судебной ветви власти;
– усиление контроля над
информационной сферой
США до уровня, при кото-
ром оппоненты будут лише-
ны доминирования;
– создание законодатель-
ной и идеологической основы
реиндустриализации США;
– укрепление влияния в
спецслужбах и ВССША с вы-
теснением из них сторонни-
ков транснациональных элит.
Будут предприниматься
меры по созданию условий
для решения задач на после-
дующих этапах, в частности
формироваться благоприятная геополитическая конфигу-
рация путем публичной фиксации противников и союзни-
ков, разрушения дипломатическими и иными методами
опасных для США дружественных отношений между дру-
гими государствами. Так, например, следует ожидать по-
пыток осложнить отношения России с Ираном и Китаем.
С учетом исключительной сжатости сроков для столь
масштабных задач надо полагать, что этот первый этап
(который исходя из целей следует назвать этапом укрепле-
ния власти) займет до года. Наиболее важные задачи
могут быть решены уже к середине лета.
mignews.com
shia-news.ru
Иран сейчас оказался под беспреце-
дентным международным давлением – чего
стоит его включение в список террористи-
ческих государств. Это абсурдно по отно-
шению к могучей стране с быстро развива-
ющимся обществом, с сильной наукой, с
огромными культурными традициями. По-
ставить Иран в один ряд с государствами,
где десятилетиями идет гражданская война
с реальной угрозой миру, – оскорбление. И
объявление войны.
Иранцы, судя по ответной ноте, именно
так все происходящее и восприняли. Но не
будем забывать, в их отношениях с США
есть громкий факт захвата американского
посольства в Тегеране. Иранцы за это не из-
винились и не собираются – была револю-
ция. С нее и спрос.
С тех пор Иран очень изменился, прой-
дя и тяжелейшую войну с Ираком, и дли-
тельную экономическую блокаду. Потому
там справедливо полагают, что давние
дела не могут быть причиной нынешнего
давления. Впрочем, американцы сами эту
причину назвали, сказав, что Иран ведет
агрессивную политику в Йемене. Очевид-
но, что для Трампа угроза союзнику пра-
вых республиканцев, а именно Саудовской
Аравии, – главный негатив в действиях Те-
герана. Иран – основной конкурент, а
может, и враг КСА в регионе. И дело не в
шиизме-суннизме, это лишь некое обрам-
ление конфликта. Противостояние носит
глубочайший экономический характер. Это
и конкуренция на международном энерге-
тическом рынке, и вопрос контроля важ-
нейших «нефтяных» проливов – Ормуз-
ского и Баб-эль-Мандебского. Этим, в
частности, объясняется и нынешняя борь-
ба за Йемен. Саудовской Аравии фактиче-
ски разрешили оккупировать эту страну и
осуществлять там геноцид населения –
скажем, горные районы Йемена блокиро-
ваны, туда нет доступа. Голод, болезни на
Западе никого не волнуют. Хотя это чистой
воды военное преступление. Вся болтовня
о правах человека гроша ломаного не
стоит, когда речь идет о реальных эконо-
мических интересах. Ради своей выгоды
США позволяют двум своим главным со-
юзникам на Ближнем Востоке – Саудов-
ской Аравии и Израилю делать все, что те
пожелают.
Функции у союзников разные: Саудов-
ская Аравия – это кошелек республикан-
ской империалистической Америки, а Из-
раиль – некий жандарм, военная дубинка
для исламского мира. Саудитам, как над-
смотрщику в тюрьме, дозволено пичкать
мусульманский мир ваххабизмом, причем
радикальным, финансировать террористи-
ческие организации, лишь бы они постав-
ляли в американскую экономику деньги.
Иран, выдвинув оригинальную концеп-
цию развития современного исламского
государства, всячески этому противостоит.
Тегеран выступает за антиколониальный,
антиимпериалистический путь, будучи
убежденным, что никакие государства не
должны спрашивать у других разрешения
на те или иные научные разработки, будь то
ядерные исследования или биотехнологии.
Он пытается выйти за рамки так называе-
мых стран третьего мира, стоящих в полу-
приседе перед Западом, ожидая от него
вердиктов и разрешений на торговлю и по-
литическую деятельность, получая взамен
за огромные деньги устаревшие технологии
и создавая собственную элиту, целиком
ориентированную на чужую цивилизацию.
Заложенная еще Хомейни концепция соци-
ального исламского государства подразу-
мевает высокий уровень образования,
культуры, науки. Парадокс: при шахском
правлении Ирану было все позволено, он
мог получать самые современные техноло-
гии. Скажем, Иран был первым в мире госу-
дарством, которому разрешили купить ис-
требители F-15. Но при этом население
страны было полунищим, ни о какой науке
речи не было вообще. А когда произошла
революция, то несмотря на тяжелейшую
войну, на жесточайшую экономическую
блокаду, на то, что ЦРУ и МОССАД просто
убивали на территории сколь-нибудь за-
метных ученых, физиков и математиков (а
потом публично этим хвастались), Иран
вплотную подошел к созданию ядерной
ЗА ИРАНОМ
РОССИЯ
ДВА БЕРЕГА
Политолог, телеведущий
Максим ШЕВЧЕНКО
ПРОТИВОСТОЯНИЕ
ТЕГЕРАНА
И ВАШИНГТОНА
МОЖЕТ
ЗАКОНЧИТьСЯ
ВОЙНОЙ
Председатель меджлиса
Ирана Али Лариджани
публично заявил
о желании создать
стратегический союз
с Россией на Ближнем
Востоке. Это заявление
говорит об очень
серьезных проблемах,
стоящих перед Тегераном.
И перед Москвой.
Председатель
меджлиса Ирана
Али Лариджани
02
№ 7 (671) 22–28 февраля 2017 года
ГЕОПОЛИТИКА
ТРАМПУ ОТПУЩЕНО ПОЛТОРА ГОДА,
ЧТОБЫ ОБВАЛИТЬ ДОЛЛАР
Сегодня положение Трампа весьма шатко. Для достижения заявленных целей ему предстоит
подавить противников и выполнить огромный объем преобразований, которые должны дать
позитивный результат не позже, чем через два с половиной – три года.
Трамп может пойти
на выпуск новой
американской валюты
с упразднением ранее
выпущенных долларов
ВЕСНА 45-го
linkis.com
ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ