Газета «Военно-промышленный курьер». №7 (671) 22-28 февраля 2017 года - page 8

08
Сергей ЧЕРКАСОВ
Сравнение российского и американ-
ского вооружения сухопутных войск с
точки зрения их номинальной эффектив-
ности («Техника на грани ненужности»,
«ВПК», № 6, 2017), конечно, хромает. Но
сопоставление ВВТ в реальных боевых
условиях служит отправной горячей точ-
кой и для разработчиков, и для их потен-
циальных клиентов.
В Сирию, как, впрочем, и в Ирак, сте-
кается оружие со всего мира. Оно постав-
ляется в правительственную армию, пере-
дается «умеренной оппозиции», его заку-
пает запрещенное в России ИГ, им запаса-
ются «Хезболла» и курдские ополченцы.
Здесь можно встретить китайские армей-
ские автомобили Yongshi и ПТРК HJ-8,
французские мины и фугасы, израильские
ракетные снаряды, канадские прицелы,
бельгийские пулеметы.
Но главные действующие лица этой
«экспозиции» – российские и американские
оборонные компании. К этому обязывают и
их место мировых лидеров в сфере разра-
ботки вооружений, и роль в сирийском
конфликте. Кроме того, российское и аме-
риканское вооружение приковывает к себе
пристальное внимание мировой прессы
еще и потому, что идет пересмотр рейтин-
говых позиций как первого, так и второго.
ЗА «ШТОРОЙ»
КАК ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ
Американские «Абрамсы» участвуют в
борьбе против джихадистов со стороны
Ирака. Перемахнувшая за шестьдесят тонн
американская машина в этом регионе чув-
ствует себя уверенно. Твердые почвы дер-
жат неплохо, а естественных препятствий
здесь слишком мало, чтобы затруднять
передвижение.
Соперников у «Абрамсов» почти нет,
потому как боевики ИГ хоть и имеют
какое-то количество трофейных танков,
но все же стараются их беречь. Зато про-
тивников хватает – кроме традиционных
РПГ, в арсеналах воюющих сторон присут-
ствуют также и современные противотан-
ковые ракетные комплексы: китайские,
российские и собственно американские.
Горят «Абрамсы» в этой войне ярко,
подбиваемые и собственными ПТУР, и из-
делиями конкурирующих производителей.
Все-таки тридцатилетнее топтание амери-
канской танкостроительной мысли сказы-
вается на танках-старичках, банальным
увеличением массы брони не ответить на
возникшие в XXI веке вызовы.
Российская же военная промышлен-
ность в Сирии представлена далеко не
одним образцом ОБТ. Тут и Т-72 в самых
разных экспортных модификациях, и даже
советские средние танки Т-62, Т-55, Т-54.
Но прославиться было суждено и без того
знаменитому Т-90. В СМИ широко разле-
телись кадры, как Т-90 держит удар про-
тивотанковой ракеты, предположи-
тельно TOW-2A, чья тандемная бо-
евая часть, специально разработан-
ная для борьбы с динамической
защитой, не смогла поразить танк,
оснащенный довольно старой ДЗ
«Контакт-5».
Неплохо себя показывает и ком-
плекс активной защиты «Штора-1»,
уводя ракеты таких устаревших
ПТРК, как TOW, HOT, «Фагот». Те
Т-90, что мы видим в Сирии, отно-
сятся далеко не к последним моде-
лям, но и они справляются со своей
задачей. Этот танк рожден для
наших лесов – с массой всего 46,5
тонны и способностью брать почти двух-
метровый брод с короткой подготовки –
он лучше всего себя раскрывает на просто-
рах русской равнины, но и в засушливой
Сирии чувствует себя неплохо.
Ему бы еще экипажи соответствую-
щие, а то сирийцы, прошедшие ускорен-
ный курс, зачастую не отличаются ни дис-
циплиной, ни выучкой.
Черты слабой подготовки присущи как
армии Асада, так и иракским формирова-
ниям, оседлавшим американские «Абрам-
сы». Танки часто оказываются в одиноче-
стве, даже без прикрытия пехоты, в резуль-
тате чего предсказуемо гибнут.
НУ НЕ БРЕД ЛИ?
M2 Bradley от пребывания на Ближ-
нем Востоке испытывает схожие с «Абрам-
сом» ощущения. Если вспомнить, созда-
вали ее как ответ советской БМП-1,
чтобы останавливать красные орды, рву-
щиеся в Западную Европу. С тех пор
«Брэдли» серьезно набрала в весе, пока
конструкторы пытались обеспечить ей за-
щищенность, прикрывая алюминиевый
корпус бронеплитами. В результате боевая
машина заметно потеряла в маневренно-
сти и утратила возможность преодолевать
водные преграды с ходу. Но в Ираке это
некритично.
В части защиты «Брэдли», конечно, ма-
шина морально устаревшая и при встрече
с мотивированным противником едва ли
выполнит свои задачи. Ее броню и в лоб, и
в борт прошивает любой современный и
не очень РПГ. Хорошо, когда у бойцов ИГ
их немного.
Наши БМП-3, появившиеся и в Сирии,
в защите недалеко ушли от американских
собратьев. Именно поэтому мы еще не-
сколько лет назад озаботились разработкой
проекта «Курганец-24». Однако БМП-3
дает «Брэдли» сто очков форы в огневой
мощи. Кроме 100-мм пушки-пусковой
установки и спаренного с ней 30-мм авто-
матического орудия, наша машина воору-
жена одним пулеметом в башне и двумя
курсовыми с раздельным управлением.
Также имеются амбразуры для оружия де-
санта. У американской машины из воору-
жения только 25-мм пушка и 7,62-мм пуле-
мет, а бортовые амбразуры оказались за-
крыты еще в модификациях 80-х годов.
Большее количество точек ведения
огня БМП-3 хорошо подходит для подавле-
ния слабоукрепленного противника, когда
десант может не покидать своего отделе-
ния. Как раз то, что нужно для борьбы с
боевиками.
УВЯЗШИЕ В ИРАКЕ
Казалось бы, в столкновениях с легко-
вооруженными террористами должны
были хорошо себя проявить боевые маши-
ны семейства Stryker – единственной новой
разработки для сухопутных сил США за
последние три десятилетия.
От тяжелых и неповоротливых «Абрам-
сов» и «Брэдли» «Страйкеры» отличаются
мобильностью, что вкупе с превосходны-
ми возможностями связи и оперативным
реагированием американской армии долж-
но было стать решающим фактором в
борьбе с джихадистами. Но что-то об этих
машинах совсем не слышно. Дело, вероят-
но, в том, что «Страйкер» вышел неодно-
значным. Его противопульная защита ока-
залась совсем недостаточной, а после уси-
ления бронирования серьезно упала мо-
бильность, техника начала вязнуть даже в
иракской земле.
Несмотря на широкую линейку машин
на общей базе, даже БМП «Страйкер» усту-
пает вооружением нашим последним БТР.
Что немудрено, если иметь пулемет в каче-
стве главного и единственного калибра.
Создана эта серия во многом для того,
чтобы иметь боевую машину, которая
была бы посильной поклажей для самоле-
та «Геркулес», и за эту возможность «Страй-
керу» прощают многое, даже его непри-
личную стоимость.
Ввиду столь противоречивых качеств
американцы сами с трудом воюют на своих
машинах, а передать их иракцам – все
равно что выкинуть.
Зато российские БТР в Сирии показа-
ли себя с лучшей стороны. Кроме БТР-80,
там еще два года назад начали обкатывать
БТР-82А, вооруженный 30-мм пушкой и
спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. Этот
бронетранспортер действительно шустрый
и не требует скидок на характер грунта.
Повышенные параметры противопульной
и противоосколочной защиты хоть и не де-
лают его неуязвимым для выстрелов РПГ,
но заставляют экипаж чувствовать себя
уверенно в боях с легковооруженными
террористами.
Чем американская армия отличалась
от российской в XXI веке, так это актив-
ным использованием бронеавтомобилей в
качестве средства переброски пехоты не-
посредственно в зоне боевых действий. Те-
перь и мы обзавелись перспективными
бронемашинами, обещающими перерасти
в целое семейство под названием
«Тайфун». Техника только в про-
шлом году закончила последние
тесты на подрыв и расстрел, а нынче
уже засветилась в Сирии. Похоже,
что на ней доставляют грузы в «без-
опасные» районы. Это подтвержда-
ет мнение о будущем использовании
«Тайфунов» в качестве грузовиков,
но с отличной противоминной и
противопульной защитой. В непо-
средственной зоне боевых действий
по-прежнему предпочтительнее пе-
редвигаться на БТР или БМП.
Лучшей рекламой русского ору-
жия станет то, что именно с ним
будет одержана победа правительственных
сил над чумой ИГ. Хочешь справиться с
внешними угрозами – покупай российское.
Но имидж не самое ценное, что извле-
кается из этой кампании. Мы учимся вое-
вать в новых условиях и приспосабливаем
к ним технику, делая ее универсальной и
по-настоящему эффективной.
Это, пожалуй, самое важное, что может
вынести Российская армия из сирийского
конфликта.
ОРУЖИЕ
МОНИТОРИНГ
№ 7 (671) 22–28 февраля 2017 года
ПО СИРИЙСКОМУ СЧЕТУ
Американцы сами
с трудом воюют
на своих машинах,
а передать их иракцам –
все равно что выкинуть
АЛЬ-БАБ,
ПАЛЬМИРА
И АЛЕППО
ТЕСТИРУЮТ
КОНСТРУКТОРСКИЕ
ШКОЛЫ
Сирийская земля превратилась в полигон для испытания идей,
концепций и оружия от крупнейших мировых производителей.
Для военачальников и конструкторов проверить новинки в деле –
возможность редкая и особенно ценная.
wikimedia.org
СКАНДАЛ НЕ ОТРАЗИЛСЯ
НА АВСТРАЛИЙСКИХ СУБМАРИНАХ БУДУЩЕГО
Канберра планирует заключить контракт на поставку обору-
дования для субмарин по скандальной сделке Australia's Future
Submarine («Будущие подводные лодки Австралии») не ранее на-
чала 2018 года. Как заявил официальный представитель военно-
го ведомства заказчика, речь идет о главных силовых установках,
дизель-генераторах, распределительных щитах, электрических
батареях и системах оружия. Строительство первой субмарины
планируется начать не позднее 2023 года, ее передача флоту
должна состояться в начале 2030-х. Всего по данному проекту
предполагается спустить на воду не менее 12 ПЛ.
В апреле 2016 года Канберра признала победителем конкурса
на строительство серии новейших подводных лодок французскую
корпорацию DCNS. Ее проект обошел японских и немецких конку-
рентов. Но после утечки информации о характеристиках фран-
цузских ПЛ и условиях контракта в Австралии разразился полити-
ческий скандал.
ИЗРАИЛЬТЯНЕ ВКЛАДЫВАЮТ МОЗГИ
В АМЕРИКАНСКИЕ МИНОМЕТЫ
Elbit Systems of America, дочернее предприятие израильской
военно-промышленной корпорации, выиграло контракт на по-
ставку систем управления минометным огнем для армии США.
Речь о специальных баллистических компьютерах. Как сообщили
официальные представители корпорации, сделка, рассчитанная
на пять лет, оценивается в 102 миллиона долларов. Системы
будут поставляться в двух вариантах: переносном и возимом (с
установкой на боевые машины). Как отметили в Elbit, испытания,
проведенные с представителями армии США, показали высокую
эффективность и точность минометного огня.
«ГЕРКУЛЕС» ПРИБАВИТ АРГЕНТИНЕ
ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ
Минобороны Аргентины планирует закупить пожарную вер-
сию L-100-30 Hercules (гражданский вариант военно-
транспортного самолета С-130). Решение было достигнуто на
встрече министров обороны и окружающей среды. Планируется,
что самолет войдет в состав 1-й транспортной авиагруппы ВВС.
На вооружении авиагруппы уже есть два транспортных С-130
Hercules, два топливозаправщика КС-130 и один L-100-30.
«ХИЩНИКИ» ДОСТАНУТСЯ АБУ-ДАБИ
ОСЛАБЛЕННЫМИ
Американская корпорация General Atomics официально под-
твердила поставку Объединенным Арабским Эмиратам беспилот-
ников RQ-1E XP с увеличенной дальностью полета. Сведения о
точном количестве машин и их бортовом оборудовании не разгла-
шаются. Известна стоимость контракта, заключенного еще в фев-
рале 2015 года, – 197 миллионов долларов. По словам официаль-
ных представителей General Atomics, ОАЭ получат невооруженную
версию машины. По американским законам на экспорт нельзя по-
ставлять БЛА с вооружением и оборудованием, аналогичными ис-
пользуемым армией США. Помимо дронов ОАЭ получит наземные
станции управления, а также полный комплект запчастей.
КИТАЙСКИЕ КОРАБЕЛЫ
ПРИОТКРЫВАЮТ ПЛАНЫ ВМФ
Китайская судостроительная торговая корпорация (КСТК) на
выставке Idex в Абу-Даби представила концепт фрегата-тримарана.
Возможно, на верфях КСТК такие корабли водоизмещением 2450
тонн, длиной 142 и шириной 32,6 метра уже строятся для военно-
морского флота Народно-освободительной армии Китая.
Тримаран с экипажем 100 человек может находиться в авто-
номном плавании 30 суток. По информации КСТК, на кораблях
этого типа предусмотрена установка дизельных двигателей. Хотя
тримаран и легче, чем фрегат типа 054А, он несет аналогичное
вооружение: одну 76-мм пушку, вертикальные ПУ на 16 или 32
ракеты, восемь противокорабельных ракетных установок. Имеет-
ся ангар для двух вертолетов.
Источник:
Павел ИВАНОВ
Маршрут лежит от Тикси в Якутии до военной базы на
острове Котельный. Передвигаться придется не только по по-
крытой снегом тундре, но и по льду моря Лаптевых.
Задача арктического марша не ограничивается испытания-
ми гусеничных и колесных вездеходов. На маршруте в реаль-
ных и весьма жестких условиях будут проверены специальные
жилые контейнеры, мобильные ремонтные мастерские,
каркасно-надувные быстровозводимые палатки.
Обкатка Арктикой образцов вооружения, военной техники
и различного имущества лишь часть задачи. По сути будут
проводиться обширные комплексные исследования.
К АРКТИКЕ ЕСТЬ ВОПРОСЫ
Каждый год российская военная и гражданская инфра-
структура в Арктике усложняется, в дополнение к старым со-
ветским объектам создаются новые.
Как пример можно привести «Северный клевер» – уни-
кальную базу, недавно построенную на Котельном. Аналогич-
ный городок – «Арктический трилистник» возводится на Земле
Александры.
«Клевер» – интегрированный комплекс с полностью замкну-
тым циклом – начиная от канализации и отопления и заканчивая
зимним садом для рекреации личного состава. В нем комфортно
размещаются около полутора сотен военнослужащих, обслужи-
вающих сложное вооружение и военную технику: зенитные
ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С», противокорабель-
ные «Балы», радиолокаторы. Личный состав постоянно отраба-
тывает различные учебно-боевые задачи. Но какой бы совер-
шенной и автономной ни была база, она все равно зависит от
возобновляемых запасов. Традиционно завоз необходимых
средств проводится кораблями в летне-осеннюю навигацию с
аэродрома Тикси. Но воздушный мост дорог и весьма зависим
от погоды, которая на севере меняется по десять раз на дню.
Понятно, что в угрожаемый период жизнеспособность таких
стратегически важных объектов не должна зависеть от погоды.
Поэтому еще несколько лет назад у специалистов Минобороны
появилась идея проложить на арктические острова наземные
маршруты-зимники. Да, путь неблизкий, дорога займет не-
сколько дней. Но все же на автомобильной технике удается
перевезти гораздо больше людей и имущества, чем на верто-
летах. Так же можно перемещать новые зенитные и береговые
ракетные комплексы и другую технику.
На первый взгляд, идея таких маршрутов выглядит не-
сколько нереалистично. Сложные погодные условия, ветер до
35 метров в секунду, а также морозы до минус 60. Зато в отли-
чие от зимников в Якутии и на Колыме путь на Котельный имеет
ряд преимуществ. Дорога идет не по сложному рельефу, а по
ровному льду моря Лаптевых. Благодаря этому техника может
поддерживать достаточно большую скорость и продолжать
движение даже в неблагоприятных погодных условиях.
Но понятно, что в такой сложный маршрут обыкновенные
грузовики батальонов, полков и бригад материального обе-
спечения не пойдут. Нужна другая техника подвоза. А также
подвижные ремонтные мастерские, мобильные места отдыха
и столовые – арктический конвой должен стать пусть и тяже-
лой, но досконально просчитанной работой с гарантирован-
ным результатом.
Можно предположить, что для нынешнего арктического
пробега столь сложный маршрут (от Тикси до Котельного по
льду моря, через несколько лежащих по пути островов) вы-
бран не случайно. Скорее всего поставлена задача разведать
трассу, найти места для привалов, ночевок, размещения ста-
ционарных пунктов обеспечения. Не исключено, что будут изу-
чены пути и до планируемых объектов Минобороны, которые,
возможно, в ближайшее время появятся в Арктике.
ОЛЕНИ XXI ВЕКА
В настоящее время в Сухопутных войсках России активно
создаются арктические мотострелковые подразделения. В
частности, в этом году высокой степени боеготовности достиг-
ла 80-я арктическая бригада, базирующаяся в Алакуртти. В
скором времени на Чукотке появится дивизия береговой обо-
роны. А в уссурийском Дальневосточном общевойсковом ко-
мандном училище уже несколько лет готовят лейтенантов для
арктических подразделений.
Понятно, что заполярным мотострелкам не подойдут
обычные БМП-2 и БМП-3, бронетранспортеры БТР-82. Пока
бойцы 80-й омсбр передвигаются на тягачах МТЛБ. Но, как
признаются в военном ведомстве, «мотолыга» (так именуют
тягач в войсках) для арктических подразделений – явление
временное, нужна техника совершенно другого уровня. Требу-
ются более вместительные машины, чтобы перевозить не
только солдат, но и палатки, запасы продовольствия. Также в
случае необходимости машина должна обеспечить комфорт-
ное проживание внутри.
Лучше всего на роль боевой машины арктических стрел-
ков претендуют транспортеры ДТ-10 и ДТ-30П, которые изна-
чально создавались для арктических регионов. В настоящее
время некоторое количество этих машин эксплуатируется в
80-й омсбр и на острове Котельном. На их базе разработаны
шасси для зенитно-ракетных комплексов «Тор».
Сейчас же на марше идут специально доработанные по
требованиям российского военного ведомства ДТ-10 и ДТ-30.
Это уже не просто транспортеры, а многофункциональные ма-
шины. В частности, в кузове одной машины едет уникальный
жилой контейнер корпорации «Проект-Техника». В нем с ком-
фортом могут разместиться несколько военнослужащих с
полным снаряжением и провести там несколько суток.
Также в пробеге приняли участие вездеходы ТРЭКОЛ
(«ТРанспорт ЭКОЛогический»), произведенные одноименной
компанией. Причем и эти машины были доработаны по требо-
ваниям военного ведомства.
Нынешний марш – уникальное мероприятие. Оно показыва-
ет, что к освоению Арктики Россия подходит комплексно. Уже
понятно, что военные пришли в Заполярье надолго и потому
всю необходимую там инфраструктуру создают основательно.
ПОДРОБНОСТИ
ТЕХНИКА
ЗАКАЛИВАНИЯ
МИНОБОРОНЫ ПРОВОДИТ
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПРОБЕГ
В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
МОРЯ ЛАПТЕВЫХ
Российское военное ведомство начало
уникальные испытания. Перспективные
образцы российской автомобильной
и бронетанковой техники пройдут
в сложнейших условиях Арктики
две тысячи километров.
ПРЕССА
Минобороны Финляндии закупит
48 южнокорейских самоходных
артустановок К9 Thunder.
Сделка оценивается
в 155 миллионов долларов. Ранее
эти САУ стояли на вооружении
сухопутных войск Южной Кореи.
К9 должны заменить САУ 2С1, 2С3
и буксируемые гаубицы Д-30
i.imgur.com
politrussia.com
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook