05
АРМИЯ
реклама
Игорь СЕМЕНЧЕНКО,
первый заместитель начальника
оперативного управления Главного штаба ВВС
(1997–2003), ведущий советник Комитета
Совета Федерации по обороне и безопасности
(2003–2013), генерал-майор
8 июня 1989 года в Ле Бурже на 38-м Международ-
ном салоне авиационной и космической техники совет-
ский летчик-испытатель Анатолий Квочур при показе на
МиГ-29 самых сложных фигур высшего пилотажа ока-
зался в ситуации, которая
едва не закончилась трагеди-
ей. Его шансы спастись были
ничтожны.
УКРОТИТЕЛИ
И ДРЕССИРОВЩИКИ
В тот день многие зрите-
ли восхищенно наблюдали,
как управляемый Квочуром
МиГ-29 выписывает слож-
ные фигуры. Но на третьей
минуте пилотажа раздался
хлопок, сопло правого дви-
гателя выбросило пламя.
Высота – всего 165 метров,
скорость–180–185километ
ров в час. Для такого само-
лета маловато. Как в этой
критической ситуации повел
себя летчик? Ему удалось на
работающем на форсаже
левом двигателе вывести са-
молет из опасной зоны, тем самым сохранить жизнь
людей. Лишь после этого он катапультировался.
По фотографиям объективного контроля специалисты
отметят, как были скручены стропы его парашюта, купол
не наполнен, а Квочур находится примерно на уровне сопел
двигателя. Когда нос МиГ-29 коснулся земли, тело летчика
еще находилось на уровне киля. После катапультирования
прошло всего две с половиной секунды.
Квочура в той критической ситуации спас все же на-
полнившийся от ударной волны купол парашюта. Потом
в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) ситуацию разбе-
рут до мельчайших деталей и придут к выводу: летчик
действовал правильно и вышел из нее с честью, чему
помог прежде всего профессиональный опыт.
Сегодня летчики-испытатели ОКБ – главные оценщи-
ки качества нового воздушного судна. Они помогают
конструкторам устранять недостатки машин. Служба во-
енных летчиков-испытателей проходит в Государственном
ордена Ленина краснознаменном летно-испытательном
центре имени В. П. Чкалова (929-й ГЛИЦ МО РФ). Их
подготовка ведется с учетом внедряемых в практику авиа-
строения инновационных технологий, вычислительной
техники, систем индикации, работающих на борту и на
земле. Без высокого интеллекта, инженерного склада ума,
любви к технике ас не состоится.
В век сверхскоростей и сложной техники эти качества
испытываются новыми рисками, которые возникают при
создании летательного аппарата. Прототип самолета вклю-
чает много непривычных и даже неоднозначных конструк-
торских решений. Но наибольший технический риск пред-
ставляют комплектующие, изготовленные на разных пред-
приятиях. На земле, в цехе окончательной сборки проверя-
ются гидравлика, система управления самолетом и
двигателем, бортовое радиоэлектронное оборудование,
многое другое. Но ответить на главный вопрос – взлетит
ли образец и как поведет себя в небе, могут только специа-
листы летно-испытательного подразделения.
Говоря об особенностях их работы, вспомним слова
Владимира Сергеевича Ильюшина, Героя Советского
Союза, лауреата Ленинской и Государственной премий,
заместителя главного конструктора ОКБ Сухого, освоив-
шего 145 типов самолетов: «Мне кажется, это прежде
всего умение дойти до той разумной грани, откуда еще
можно вернуться, вернуться обязательно!».
Для «вызревания» насто-
ящего профессионала, кроме
таланта, на мой взгляд, весь-
ма важны среда обитания,
круг общения, даже соци-
альная справедливость, ве-
ликое множество других
факторов, играющих в судь-
бе любого человека разнона-
правленные роли.
«Для каждого полета
определяется перечень эле-
ментов, на которые обраща-
ется особое внимание, – го-
ворил заслуженный летчик-
испытатель России Сергей
Манадышев. – К примеру, в
первом полете делался ак-
цент на устойчивость и
управляемость, во втором –
на навигационный комплекс
и вооружение, в третьем –
на максимальную скорость».
По его мнению, в ходе испытаний выявление недостатков
в работе машины зависит от того, насколько испытатель
способен максимально слиться с самолетом, чтобы нащу-
пать те мельчайшие отклонения в работе сложнейших си-
стем от заданных конструкторами параметров.
Нештатная ситуация – обычное дело. Для того и са-
дятся профессионалы в самолет, чтобы выявить неполад-
ки и недочеты в технике.
Знакомо ли летчикам-испытателям чувство страха? Го-
ворят, только дураки ничего не боятся. У летчиков-
испытателей это чувство сформулировано по-иному –
профессиональная настороженность. Для Владимира
Ильюшина после памятного полета на перехватчике
Су-11 с остановившимся двигателем, когда он удачно
приземлился, это проявилось в словах: «А планировать на
таком самолете – все равно что на утюге». Друг и коллега
Аркадий Богородский тогда спросил: «Володя, скажи
честно, когда ты окончательно поверил, что сядешь?».
«Знаешь, – ответил Ильюшин, – только тогда, когда оста-
новился после пробега».
ПРОВЕРКА ПАЛУБОЙ
Летчику-испытателю надо быть готовым к любому
развитию обстановки. Этому, надо отдать должное, сегод-
ня учат. Взять самого первого летчика-испытателя пер-
спективного многофункционального авиационного ком-
плекса фронтовой авиации пятого поколения Т-50 (ПАК
ФА) Сергея Богдана. Выпускник Борисоглебского воен-
ного авиационного училища, он окончил школу летчиков-
испытателей в 929-м ГЛИЦ Министерства обороны Рос-
сии им. В. П. Чкалова (Ахтубинск, Астраханская область)
и Московский авиационный институт. Участвовал в ис-
пытаниях почти всех истребителей типа Су в последние
годы. Освоил 55 самолетов и их модификаций. Первым
поднимал в небо серийный Су-30МКИ и многофункцио-
нальный истребитель Су-35.
В одном из интервью Сергей Богдан сказал: «Все до-
стижимо, если человек ставит цель. Если говорить о себе,
то прекрасно осознаю, что работы непочатый край. Еще
много чего не знаю, много чему хотелось бы научиться и
сделать». И далее: «Я далеко не обольщаюсь на свой счет.
Любая ситуация в воздухе и на земле состоит, как в мате-
матике, из «дано» и поисков решения. «Дано» – это оцен-
ки человека (хорошо, плохо, прав, не прав) – здесь зачастую
и совершаются ошибки. Поэтому нужно на все смотреть
глазами терпения. В армии все просто, по регламенту. В
испытательной работе – нет. Были ситуации, когда мне
несколько авторитетных учителей объясняли одно и то же
совершенно по-разному. И приходило осознание, что ис-
тина где-то в другом месте. Но если «линчевать» за каж-
дый недостаток других, останешься один, такой замеча-
тельный, такой золотой и никому не нужный».
Речь скорее о том, что к каждой необъяснимой ситуа-
ции надо подходить серьезно, без шапкозакидательства. К
этому готовят и летчиков-испытателей палубной авиации
для тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР). Именно
морская авиация во всех странах считается элитой, а лет-
чик, способный посадить самолет на палубу авианосца,
приравнивается к асам.
Сегодня в боевом составе ВМФ России «Адмирал Куз-
нецов» – единственный авианосец. Он способен прини-
мать боевые летательные аппараты основных классов: на
палубу корабля садились тяжелые истребители Су-27,
легкие МиГ-29, штурмовики Су-25, палубные Су-33.
1 ноября 1989 года на авианосец впервые сели три само-
лета, взлетевшие с испытательного полигона НИТКА в
Саках в Крыму. Это были Су-27К, МиГ-29К и двухмест-
ный учебно-тренировочный Су-25УТГ, который пилоти-
ровали летчики-испытатели, Герои России Александр
Крутов и Игорь Вотинцев.
«Посадке самолета на авианосец предшествовала целая
история, – вспоминает Крутов. – Изначально КБ Сухого
не собиралось использовать Су-25УТГ для крейсера, но
под давлением руководства Летно-исследовательского
института и благодаря моему участию как летчика-
испытателя ЛИИ этот самолет все-таки пошел на корабль.
Мы доказали, что Су-25 проще, чем Су-27 или МиГ-29, и
что именно он нужен для обучения палубников. В резуль-
тате этих усилий я в основном занимался Су-25УТГ, хотя
был готов к посадке на Су-27К. Но первый взлет с авиа-
носца совершил 1 ноября на Миг-29К Токтар Аубакиров.
Вся работа летчиков-испытателей – сплошной риск,
порой смертельный. Среди нас уже нет Героев России
Александра Кружалина и Олега Спички. Выполняя испы-
тательный полет на МиГ-29КУБ 23 июня 2011 года, они
оказались в запредельно критической ситуации, из кото-
рой, к сожалению, не нашли выхода. Увы, бывает и такое.
Но наши коллеги отдали свои жизни во имя обороноспо-
собности Отечества. Бортовые регистраторы показали,
что они действовали в том полете ответственно и до конца
боролись за спасение машины».
ЗАКОН ДЛЯ ИСПЫТАТЕЛЕЙ
Подчеркнем: работа испытателя основана на духовной
готовности к подвигу. К сожалению, когда речь заходит о
наградах или каких-то благах для летчиков-испытателей,
некоторые чиновники говорят: «Закон одинаков для всех».
Формально правильно. А по жизни – обычная черствость.
Разве речь об очереди в магазине? Государственная награ-
да не хлеб насущный, а нравственный стимул, то самое
уважение к подвигу, ценимое во все времена.
Когда мы говорим, что закон одинаков для всех, – это
хуже уравниловки. Нельзя умалять значение профессии
летчика-испытателя. Социальная несправедливость се-
годня обернется экономическими потерями и ослаблени-
ем обороны завтра. Приходится об этом говорить потому,
что в государстве до сих пор четко не прописаны крите-
рии оценки подвига, наделения семей погибших летчиков-
испытателей различными льготами. Порой они определя-
ются на глазок в зависимости от расположения и «добро-
ты» местного начальства. Из-за чего подтачиваются нрав-
ственные основы, духовно беднее становимся все мы.
Значит, к этой теме надо бы вернуться еще раз уже на за-
конодательном уровне.
ПОДВИГ НЕ ПРОПИШЕШЬ
В КОНТРАКТЕ, НО МОЖНО
И НУЖНО – В ЗАКОНЕ
Как сегодня работают военные
летчики-испытатели, в чем секреты их
профессионального мастерства, какие задачи
приходится решать? Это важно потому,
что именно испытатели накапливают
уникальный опыт действий в критических
ситуациях, который может быть крайне
полезен каждому пилоту.
Для «вызревания»
профессионального
летчика-испытателя,
кроме таланта,
важны среда обитания,
круг общения,
даже социальная
справедливость
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
•
пьезокерамические элементы,
•
многослойные актюаторы,
•
армированные актюаторы,
•
микродвигатели, микрореле
•
датчики различных типов,
•
пьезокерамические трансформаторы,
•
пьезокерамические фильтры,
•
гидроакустические модули,
•
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
•
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
•
генераторы на ПАВ,
•
линии задержки.
ЗАРПЛАТА ЗА РИСК
Марина ЛЫСЦЕВА
ПРОФЕССИЯ
В доменном цехе Магнитогорского
металлургического комбината зажжен
огонь III зимних Всемирных военных игр.
Лампаду передали хранителям огня
– магнитогорским юнармейцам,
затем ее доставили в Екатеринбург,
откуда стартует эстафета огня.
Всемирные военные игры проходят с
22 по 28 февраля в Сочи. Это аналог
Олимпиады, но проводятся они среди
действующих военнослужащих. Цере-
монии зажжения огня и спортивные
эстафеты прошли также в Калинин-
граде, Мурманске, на Сахалине и
на Эльбрусе. Талисманом III зимних
Игр стал леопард. А пятиконечная
звезда – основной элемент
фирменного стиля. Объединение
всех пяти огней состоится в
Государственном Кремлевском
дворце на концерте, посвящен-
ном Дню защитника Отечества.
Организаторы Игр – Между-
народный совет военного
спорта, Минобороны РФ
и ЦСКА. Послом III зим-
них Всемирных военных
игр стала прославленная
южноуральская спортсмен-
ка, двукратная олимпийская
чемпионка по биатлону
Светлана Ишмуратова. В
преддверии Игр она про-
вела мастер-класс для юных
спортсменов. Замначальни-
ка ЦСКА по работе с личным
составом подполковник Ишмуратова
рассказала, какие навыки стрельбы
могут повысить ее точность, дала
совет, как бороться с предстартовым
волнением, и выразила надежду, что
подрастающее поколение биатло-
нистов пополнит золотой кадровый
резерв сборной, принесет новые по-
беды во славу нашей страны. Между-
народный совет военного спорта
объединяет военнослужащих из 135
стран мира. На Минобороны России
возложено обеспечение деятельности
оргкомитета. Ожидается, что Игры
соберут не менее тысячи спортсменов
более чем из 25 стран.
Сергей БЕЛКОВСКИЙ,
корреспондент «ВПК» (Челябинск)
Армейцам предстоит зажигать по примеру Магнитки
Пресс-служба ММК
cismsochi2017.ru
Летчики-испытатели
Сергей Коростиев
и Анатолий Квочур