03
ГЕОПОЛИТИКА
суннитского ополчения Мосула. По
мере продвижения иракских силови-
ков они переходят на подпольное по-
ложение, будучи готовы при необхо-
димости нанести внезапный удар.
Такая тактика уже применялась
иракским сопротивлением в 2004–
2005 годах в боях за Фаллуджу. Во
время первого штурма американские
морпехи взяли город под контроль.
Но спустя время там опять вспыхну-
ло восстание. Американским войскам
повторно пришлось прилагать уси-
лия для освобождения города и зачи-
щать его.
Пока Пентагон официально не
объявляет о дальнейших военных
планах после освобождения Мосула.
Согласно стратегии, утвержденной в
начале прошлого года бывшим пре-
зидентом Обамой, после того как
город падет, силы коалиции начнут
наступление в сторону столицы хали-
фата – Ракки.
Но эти планы претерпели измене-
ния еще осенью прошлого года. Сна-
чала на несколько месяцев запоздал
штурм Мосула, потом иракские сило-
вики показали низкие боевые каче-
ства. Поэтому, чтобы не опоздать
окончательно, Пентагону пришлось
еще до взятия иракского города раз-
рабатывать план штурма Ракки.
СТРАННОСТИ СТАБИЛИЗАЦИИ
Судя по многочисленным фото-
графиям и видеороликам, размещен-
ным американскими и иракскими во-
енными в социальных сетях, союзни-
ки заняты строительством так назы-
ваемых баз передовых операций–FOB
(Forward Operation Base) на освобож-
денной территории Мосула.
FOB – фактически небольшая
крепость, гарнизон которой контро-
лирует определенные районы. В слу-
чае необходимости на базу можно по
воздуху или автомобилями перебро-
сить рейдовые отряды, откуда они
смогут незамедлительно приступить
к борьбе с боевиками. На базе всегда
размещаются крупнокалиберные пу-
леметы и минометы. Есть там и не-
большой медпункт, склад с запасами,
полноценная вертолетная площадка.
Так же активно окапывается и
американская артиллерия. Вокруг
Мосула создаются огневые базы – те
же FOB, но там не пехота, а артилле-
рийские батареи. Американские гау-
бицы М-109 и М-777 размещаются
так, чтобы за считаные минуты на-
чать наносить удары по целям внутри
города.
Уже сейчас можно смело предпо-
ложить, что дальше Мосула ирак-
ские военные не пойдут. Их задача
на ближайшие месяцы – не повто-
рить ошибок Фаллуджи. Когда сун-
нитское ополчение перейдет на неле-
гальное положение – не допустить
восстания. Город разобьют на секто-
ра, каждый из которых прикроет
своя огневая база. Между районами
будут созданы блокпосты, где орга-
низуют проверку документов и вы-
явление боевиков.
Используя FOB, иракские и аме-
риканские военные будут непрерыв-
но вести адресные проверки, а по
ночам – рейды подразделениями спе-
циального назначения. В случае необ-
ходимости их поддержат артиллери-
ей. Если начнутся массовые волнения,
грозящие перерастанием в вооружен-
ный мятеж, базы позволят удержать
ключевые позиции в городе. Гарнизо-
ны можно усилить вертолетами и
контратаковать восставших.
Судя по американским и ирак-
ским приготовлениям, союзники не
рассчитывают на мир и спокойствие
в Мосуле. Фактически с падением
города начнется новая война. Но
вместо штурмов и захватов будут
адресные проверки, противодивер-
сионные рейды и т. п. На официаль-
ном языке Пентагона такие боевые
действия называются операцией по
стабилизации.
Сколько времени потребуется на
стабилизацию Мосула, сказать слож-
но. К примеру, в ходе операции «Сво-
бода Ирака» до самого вывода войск
из страны были населенные пункты,
где почти ежедневно нападали и на
американские подразделения, и на
отряды местных силовиков.
ПРОТИВОГАЗ НА БУДУЩЕЕ
Но пока, повторим, боевики ИГ
не собираются сдаваться. Джихади-
сты уже несколько раз применяли
против иракских силовиков химиче-
ские заряды – самодельные мины и
боеприпасы, заряженные хлором.
Химоружие заставило наступавших,
в рядах которых началась паника,
остановиться и занять оборону. О по-
терях со стороны иракских военных
пока не сообщается.
Перед началом боев иракским во-
енным раздали противогазы. Амери-
канские инструкторы провели заня-
тия по действиям в условиях химиче-
ского заражения.
Но последний удар пришелся в
основном на мирное население. В от-
личие от полноценных боевых хими-
ческих веществ самодельные
хлорные заряды ИГ имеют весь-
ма ограниченный радиус пора-
жения. Конечно, иракские сило-
вики действуют в городской за-
стройке с высокой плотностью
населения. Но все же число по-
гибших мирных жителей гово-
рит о том, что удар был направ-
лен на них.
Почему на сей раз ИГ избра-
ло целью обычных граждан,
сказать сложно. Зато почему
Пентагон старается не преда-
вать огласке факт химической
атаки – вполне понятно. Такое
признание наносит серьезный
удар по развернутой информа-
ционной кампании против прави-
тельства Сирии. Когда западные
пропагандисты обвиняли Башара
Асада в применении химического
оружия, неизменно утверждалось,
что другие стороны конфликта про-
сто не располагают возможностями
для создания подобных боеприпасов.
Хотя российские специалисты неод-
нократно находили не только следы
отравляющих веществ, но и сами за-
ряды, изготовленные отрядами оп-
позиции и боевиками ИГ.
Операция в Мосуле продолжает-
ся. Несмотря на скорую военную по-
беду, впереди у союзников сложная,
длительная и опасная операция по
стабилизации. И не факт, что она
пройдет успешно. Нельзя забывать,
что ИГ возникло на территории
Ирака, которую американские воен-
ные несколько лет безуспешно пыта-
лись вернуть к мирной жизни. Как
указывается в официальной историо-
графии командования сил специаль-
ных операций США, проваленная
операция по стабилизации ведет к но-
вому, еще более кровопролитному
конфликту.
Удар химоружием
в Мосуле
боевики нанесли
целенаправленно –
по мирному
населению города
ИЗ МОСУЛА
Командование Сил самообороны Японии планирует направить крупнейший в стране
вертолетоносец «Идзумо» в Южно-Китайское море. Он примет участие в совмест-
ных с Индией и США военно-морских учениях «Малабар».
Цель трехмесячного похода – проверить возможности «Идзумо» в продолжитель-
ном плавании, сообщают источники в японских военных кругах. Также планируется
отработка совместных действий с американскими кораблями. Отмечается, что
вертолетоносец во время похода совершит несколько заходов в порты Индонезии,
Сингапура и Филиппин. На родину корабль вернется в августе. Самый крупный в
Японии боевой корабль – вертолетоносец «Идзумо» водоизмещением 19 500 тонн
был принят в состав морских Сил самообороны весной 2015 года. Он способен
нести до девяти вертолетов, а его палубу могут также использовать сверхзвуковые
истребители вертикального взлета и посадки F-35. «Идзумо» имеет возможность
доставить к месту операций до 470 военнослужащих. В начале этого года примерно
в том же районе Тихого океана выполнила учебный поход АУГ ВМС НОАК во главе с
авианосцем «Ляонин» («ВПК», № 4, 2017).
«ИДЗУМО»
ОТПРАВИТСЯ
В ПОХОД
ПО «ЛЯОНИНСКИМ»
МЕСТАМ
nevskii-bastion.ru
Александр БАРТОШ,
член-корреспондент
Академии военных наук
В ретроспективе нечто похожее было во вре-
мена Первой мировой и революции в России,
Второй мировой или краха СССР. Каждая траге-
дия способствовала обновлению и усилению
Америки, а пресловутая перестройка наделила
США статусом единственной сверхдержавы. Во
всех случаях их возвышение шло с опорой на
мощную армию и инновационную экономику, а
глобальный хаос использовался для продвиже-
ния интересов Соединенных Штатов в ключевых
районах мира.
В свое время бизнесмен Дональд Трамп заяв-
лял: «Я не желаю быть президентом. Я уверен в
этом на сто процентов. Я изменю свое мнение,
только если увижу, что страна летит к чертям».
По-видимому, это время пришло. Мир имеет дело
с прагматичным и целеустремленным лидером,
для которого на первом месте стоят интересы его
страны.
ГЛОБАЛЬНАЯ КРИТИЧНОСТЬ
Президент Трамп не случайно говорит о не-
обходимости возрождения Америки. Возмож-
ности и влияние США снижаются на фоне
крепнущей тенденции формирования полюсов
власти вне западного мира и укрепления пози-
ций КНР в роли глобального экономического
лидера.
Анализ первых шагов администрации Трам-
па свидетельствует, что интеграционные про-
цессы пойдут вспять за счет отхода во внешней
политике от глобализма. В результате мир дви-
жется к модели «каждый сам за себя», что от-
ражено в намерении 45-го президента вести
диалог с партнерами в Европе, Азии или Ла-
тинской Америке, не допуская «коллективных
договоров», и тем самым добиваться самых вы-
годных для себя условий.
Однако стратегия односторонних выгод вряд
ли сработает в отношениях между США и КНР –
слишком высока взаимозависимость экономик,
генерируемых ими товарных и инвестиционных
потоков. Для России важно учитывать и обращать
в свою пользу любые изменения в американо-
китайских взаимоотношениях, оказывающие се-
рьезное влияние на мировую торговлю, движение
капиталов, структуру глобальных цепей производ-
ства и поставок. В этом контексте следует улуч-
шать структуру российско-китайского товарообо-
рота, активизировать региональное экономиче-
ское сотрудничество в интересах развития Даль-
него Востока.
Нынешняя американская политика в отноше-
нии КНР создает новые «окна возможностей» для
РФ. Однако их использование тормозится невы-
соким объемом российско-американских торго-
вых связей и неразвитостью нашего обрабатываю-
щего сектора экономики. К примеру, в 2013 году
поставки в Россию составляли лишь 0,1 процента
ВНП Соединенных Штатов (11 млрд долл.), а
экспорт из нашей страны в США – 0,2 процента
ВНП (27 млрд долл.).
Изменение двусторонних отношений в эко-
номике во многом зависит от закрепления Рос-
сии на мировом рынке высокотехнологичной
продукции. У нас есть заделы – уникальные си-
стемы оружия и военной техники, проекты атом-
ных электростанций, космическая индустрия. Но
нужно расширять предложение, подключать дру-
гие отрасли, поднимать и выводить их на миро-
вой уровень. Тут требуется государственное уча-
стие, частный бизнес неохотно идет на долго-
срочные вложения.
Пекин же активно развивает транспортное ма-
шиностроение, внедряет новые технологии, что
позволило китайцам занять крайне выгодные
ниши на рынках высокоскоростных поездов
(около 25 процентов мирового транспортного ма-
шиностроения). Несмотря на противоречия с Ва-
шингтоном, КНР в 2014–2016 годах заключила
дорогостоящие контракты на поставки 418 под-
вижных составов для метро Бостона и 846 ваго-
нов для метро Чикаго.
Американскую стратегию использования кри-
тичности в национальных интересах откровенно
обрисовал в 1998 году один из разработчиков кон-
цепции управляемого хаоса Стивен Манн.
В глобальной перспективе нацеленность
новой администрации США на первоочередную
реализацию национальных интересов будет вы-
ступать в качестве своеобразного катализатора
развития глобальной нестабильности как в
военно-политической, так и в экономической
сфере.
Дальнейшее усиление глобальной критично-
сти обусловливают следующие факторы:
– возрастание роли негосударственных субъек-
тов при одновременном росте количества воз-
можных политико-военных комбинаций, включа-
ющих разных участников;
– появление беспрецедентных возможностей
по влиянию извне на экономическую политику го-
сударства;
– диффузия мощи в многополярном мире на
фоне распространения информационных и воен-
ных технологий;
– демографические изменения, включая уско-
ренную урбанизацию и неконтролируемую ми-
грацию;
– обострение противостояния по оси цивили-
зационных разломов;
– усиление соперничества в доступе к глобаль-
ным ресурсам.
Возрастает угроза применения высокоточного
оружия при сохранении роли ЯО как средства
сдерживания. Наличие таких тенденций требует
подготовки страны и армии к участию в широком
диапазоне возможных классических и иррегуляр-
ных конфликтов.
ЗАЛОЖНИКИ ДОЛЛАРА
В экономике – объекте приложения техноло-
гий «управляемого хаоса» критичность может соз-
даваться в каждой из взаимозависимых сфер: про-
изводстве, распределении, обмене и потреблении.
С учетом их предназначения и специфики функ-
ционирования, слабых и уязвимых мест подбира-
ются соответствующие гибридные угрозы, реали-
зация которых позволяет дестабилизировать эко-
номику государства.
Весьма уязвимой представляется сфера произ-
водства, где создаются материальные и нематери-
альные блага. Хаотизация будет весьма эффектив-
ной при недостаточном развитии реального сек-
тора экономики, высокой зависимости от крити-
чески важных зарубежных технологий. Серьезный
эффект могут дать санкции, нацеленные на ущерб
энергетическому и финансовому секторам, обо-
ронной сфере, машиностроению, добывающим
отраслям. Во внутренней политике мощным ис-
точником напряженности служат нарушения
принципов социальной справедливости при рас-
пределении материальных благ.
Деятельность сферы обмена в существенной
степени базируется на финансах, представляю-
щих уязвимую часть экономики любого государ-
ства. Опыт развала СССР и «цветных револю-
ций» показывает: хаотизация денежного обраще-
ния обеспечивается использованием подконтроль-
ных Западу международных валютно-финансовых
организаций, введением целевых санкций в сфе-
рах производства и банковской деятельности,
манипуляцией ценами на нефть и газ. К участию
в эмбарго привлекаются союзники США по
НАТО и ЕС. Так, например, все еще широкое
использование в России доллара в расчетах созда-
ет объективные предпосылки для хаотизации ее
финансовой системы. Другие санкции могут
быть нацелены на ограничение доступа страны-
мишени к международным кредитным рынкам,
на более строгое применение правил ВТО и дру-
гих торговых норм, отражающихся на экспорте.
В контексте модели «каждая нация сама за себя»
стоит задуматься о целесообразности членства
России в ВТО.
В экономической сфере элементами, наибо-
лее подверженными технологиям хаотизации в
ходе гибридной войны против РФ, являются как
раз финансы, добыча нефти и газа, международ-
ные транспортные коммуникации. Здесь в каче-
стве мощной антисистемной силы используется
исламский радикализм (на Ближнем и Среднем
Востоке, в Афганистане, Центральной Азии) или
воинствующий национализм (на Украине, в При-
балтике).
Один из важных факторов критичности –
диффузия глобальной мощи, способствующая
развитию глобальной нестабильности. Более
того, по существующим прогнозам в течение
ближайших десятилетий не ожидается форми-
рования единого центра силы, что в свою оче-
редь послужит одной из причин, провоцирую-
щих нестабильность, а то и распад существую-
щих союзов. Отношения между государствами
в условиях «каждый за себя» будут характеризо-
ваться большей степенью враждебности и недо-
верия, чем раньше.
Эта диффузия проявляется и в возрастании
роли негосударственных субъектов, которые будут
стремиться оказывать большее влияние как на ло-
кальном, так и на глобальном уровне. Усилятся
угрозы, связанные с распространением информа-
ционных и военных технологий, что даст отдель-
ным лицам и группам доступ к различному ле-
тальному оружию, особенно высокоточному и
биологическому, к так называемой грязной бомбе,
способной создать радиоактивное заражение на
больших участках местности, опасным химиче-
ским веществам и кибертехнологиям. Таким об-
разом, экстремисты и преступные группировки
смогут нарушить госмонополию на масштабное
использование насилия.
«ГИБРИДНЫЙ» ОТВЕТ
Основу для подрыва национальной экономи-
ки России создают системные недостатки, которые
используются для формирования гибридных
угроз. В их числе:
– попытки некритического внедрения запад-
ных моделей управления экономикой, не соответ-
ствующих российским реалиям;
– сохраняющаяся сырьевая ориентация и не-
развитость обрабатывающих отраслей;
– коррупция, воровство, злоупотребления
властью;
– отсутствие госоргана интегрального плани-
рования при доминировании либеральной идеи
невмешательства государства в экономику и соци-
альное строительство;
– сохранение положения «ведомой» страны в
культурно-цивилизационном развитии;
– неразвитость «мягкой силы», невысокая
притягательность государства и его институтов;
– слабый контроль над миграцией.
Противодействие интегрированному ком-
плексу подрывных технологий требует от России
«гибридного» ответа, охватывающего весь диа-
пазон угроз. Его подготовка и реализация не-
мыслимы без наличия в государстве органа, спо-
собного обеспечить согласование и выработку
верховным руководством важных решений во
всех сферах – административно-политической,
военной, социально-экономической, культурно-
мировоззренческой.
В условиях ведущейся против России гиб
ридной войны наличие в составе «интеграль-
ного полководца» компетентной, высокопро-
фессиональной структуры прогнозирования,
планирования и контроля выполнения приня-
тых решений в экономической сфере создаст
основу для устойчивого поступательного разви-
тия страны. В СССР координацию связей произ-
водителей во времени и пространстве возлагали
на Госплан, ГКНТ, некоторые другие институты,
консолидировавшие возможности страны в еди-
ной стратегии политического, экономического и
социального взаимодействия. Сегодня выводом
экономики государства на устойчивое развитие
должны заняться аналогичные государственные
структуры, возрожденные на новом качествен-
ном уровне. Они обеспечат координацию произ-
водителей, их увязку со стратегией развития
страны. Функции и задачи централизованного
управления экономикой должны быть адаптиро-
ваны к реалиям современности. Нужны разра-
ботка новой нормативно-правовой базы, привле-
чение
компетентных
кадров,
глубокая
автоматизация процессов прогнозирования, пла-
нирования, мониторинга принятых решений,
жесткого контроля используемых ресурсов.
России и миру предстоит пережить сложное и
нестабильное время, существенно отличающееся
от реалий XX столетия. Формируются новые
факторы критичности, и в этих условиях надеж-
ным якорем для нашей страны были и останутся
Вооруженные Силы и национальная экономика,
которая должна соответствовать статусу великой
державы.
Под
командованием
Госплана
России требуется орган,
способный противостоять хаосу
На передовой
В контексте модели
«каждая нация
сама за себя»
стоит задуматься
о целесообразности
членства России в ВТО
Приход к власти в США
новой администрации дает
мощный импульс
глобальной нестабильности
и неопределенности.