Газета «Военно-промышленный курьер». №10 (674) 15-21 марта 2017 года - page 7

зываемых первоначальных убытков, связанных
с большим разрывом между себестоимостью и
продажной ценой. Кстати, именно субсидии
российским компаниям, эксплуатирующим
отечественные самолеты, стали первой жертвой
при вступлении страны в ВТО.
В кратчайшие сроки надо рассмотреть систе-
му ценообразования в ГОЗ, меры совершенство-
вания законодательства в части лицензирования
и других видов деятельности, льгот по налогу
на имущество, таможенно-тарифной защиты
внутреннего рынка, механизмов экспортного
кредитования и страхования, сертификации.
МИНИСТЕРСКИЙ УКЛАД
Заседания Авиационной коллегии будут
проходить ежеквартально. Такой орган, без со-
мнения, нужен. Но на минувшем заседании не
прозвучал анализ, как и почему Россия оказалась
в производстве собственных самолетов у разби-
того корыта, отчего пришла в упадок авиацион-
ная промышленность и кто конкретно в этом
виноват. Нет ответов на эти вопросы – нет и га-
рантий, что подобное не повторится вновь. В
90-е годы за каждый поставленный в Россию
«Боинг» чиновники получали 10-процентный
откат. И сейчас нет уверенности в том, что
Минфин, Минпромторг, другие ведомства со
всех ног бросятся выполнять решения прави-
тельства. Вице-премьер вынужден приглашать
к кооперации, убеждать в необходимости кон-
солидации усилий. Почему-то не ставятся жест-
кие, конкретные сроки решения задач, не гово-
рится о санкциях за срыв, как это делалось в
советские времена.
Да, многое изменилось. Но выйти на новый
технологический уклад без четких планов и от-
ветственности за их выполнение не удастся.
Поэтому как знать, насколько эффективными
окажутся предложенные решения, захотят ли
министерские «лебедь, рак и щука» тесно взаи-
модействовать в интересах авиапрома. Прави-
тельство по-прежнему уходит от вопроса о
воссоздании Министерства авиационной про-
мышленности, которое как раз и должно всем
этим предметно заниматься, о чем давно гово-
рят серьезные эксперты. Возможно, более от-
кровенный разговор состоится на следующем
заседании Авиационной коллегии.
google.com
militaryrussia.ru
militaryrussia.ru
ytimg.com
politros.com
irkut.com
google.com
russos.ru
hsto.org
amazonaws.com
Минобороны КНР и Китайская кораблестрои-
тельная промышленная корпорация подписа-
ли соглашение о совместной разработке
технологий для военных и гражданских
программ. Для этого в морском военном
институте при командовании ВМС НОАК
откроют специальное научное отделение.
Оно займется подготовкой специалистов и
будет выполнять исследования по заданиям
и корабелов, и военных.
Приоритетным для специалистов института
станет создание оборудования для перспек-
тивного китайского авианосца. В частности,
речь об электромагнитных катапультах,
системах управления и контроля. В свою
очередь кораблестроительная корпорация
предлагает широкий набор гражданских тех-
нологий и систем, которые после доработки
могут внедряться и при реализации чисто
военных проектов. По данным из открытых
источников, Китайская кораблестроительная
промышленная корпорация объединяет 48
предприятий в 20 провинциях КНР и на-
считывает 95 тысяч сотрудников. Основная
часть работ выполняется на судострои-
тельных заводах в Даляни, Шанхайгуани,
Ухани, Чжаньцзяне (подробнее – «У истоков
великих походов», «ВПК», № 33, 2016).
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ КИТАЙСКИЙ АВИАНОСЕЦ
БУДЕТ СТРОИТЬСЯ ПО ДВОЙНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
jetphotos.com
07
«ОБОРОНКА»
ДЕЛЬ
АСПЕКТ
Владимир ВЛАДИМИРОВ
Некоторые горячие головы сразу после
случившегося, не дожидаясь результатов
официального расследования причин па-
дения, начали нагнетать панику: мол, надо
немедленно одним махом списать все воз-
растные самолеты из арсеналов военной
авиации. Однако прежде, чем принимать
скоропалительные решения, следует спо-
койно разобраться и поискать варианты
решения возникшей проблемы.
По имеющимся открытым данным,
сегодня в составе авиапарка Минобороны
числятся 36 самолетов Ту-134, 21 Ту-154,
а также девять Ил-62. Из них относитель-
но современными являются Ту-154М, из
которых два построены в 2012 году,
остальные – Ту-154Б2 были изготовлены
еще во времена СССР. Понятно, что эти
летающие старожилы требуют замены.
Помимо указанных моделей уже в новом
веке построены и включены в состав ВКС
десять Ан-148 и девять Ан-140.
Состав парка ближнемагистральных
самолетов особого беспокойства не вы-
зывает. Не без проблем, но все же были
собраны и поставлены военному ведом-
ству российско-украинские Ан-140. По
известным политическим причинам
больше их строить не будут. По мере не-
обходимости ВКС
России через пару-
тройку лет могут на-
чать закупки турбо-
винтовых Ил-114-
300, производство
которых обещает на-
ладить РСК «МиГ».
Чуть хуже обсто-
ят дела с заменой
старых Ту-134. Но и
здесь происходит,
что называется, пла-
новая ротация. На
смену старым маши-
нам темпом по три
самолета в год по-
ступают новые Ан-
148
воронежской
сборки. Постепенно
полностью обновит-
ся парк и в этом сег-
менте авиатехники.
Наиболее сложная ситуация с макси-
мально быстрым выводом из эксплуата-
ции всех Ту-154Б2, которые сегодня вы-
глядят анахронизмом в рядах Военно-
воздушного флота. Их надо списывать как
можно быстрее, ибо модернизация уже не
представляется возможной ни с техниче-
ской, ни с финансовой точки зрения. Од-
новременно здравый смысл подсказывает,
что в данном классе самолетов нет ника-
кого резона заказывать и строить новые
воздушные суда. Вполне достаточно изу-
чить вторичный рынок, чтобы прийти к
выводу: сейчас можно очень дешево ку-
пить бывшие в употреблении и выведен-
ные отечественными авиакомпаниями из
эксплуатации из-за якобы низкой эффек-
тивности Ту-154М. После небольшого
профилактического ремонта на заводе-
изготовителе они смогут служить по свое-
му предназначению еще очень долгие
годы. При этом денег для их закупки по-
требуется на порядок меньше, чем на заказ
новых воздушных судов.
То же самое касается средне- и даль-
немагистральных самолетов. По подсче-
там, сейчас имеется около 15 пассажир-
ских самолетов класса Ту-204/214 и Ил-
96-300, которые были в разное время по
причине якобы низкой рентабельности вы-
ведены из эксплуатации российскими пе-
ревозчиками – «Аэрофлотом», «Дальавиа»,
«Владивостокавиа» и сегодня вообще не
поднимаются в небо. Плюс авиакомпа-
ния «Ред Уингз» обещает вскоре вывести
из эксплуатации около десяти туполев-
ских машин. Итого – порядка 25 само-
летов, способных без посадки летать в
любую точку России, хоть самую отда-
ленную. Их тоже можно приобрести по
сходной цене на вторичном рынке.
Даже если подобных закупок авиатех-
ники российское Минобороны до насто-
ящего момента не делало, почему бы не
создать прецедент. Используем не совсем
стандартный, непривычный для военно-
го ведомства подход, но оперативно и без
заметных бюджетных потерь пополняем
пассажирский авиапарк.
Существует и еще один, может быть,
наиболее рациональный из всех имею-
щихся в наличии вариант решения во-
проса. Есть обстоятельство, которое на-
много упрощает процедуру передачи са-
молетов в состав
Минобороны. Дело
в том, что выведен-
ные из эксплуатации
и ныне прикованные
к земле воздушные
суда так или иначе
принадлежат лизин-
говым компаниям. А
те в свою очередь яв-
ляются собственно-
стью
государства
через определенные
хозяйственные струк-
туры. Таким обра-
зом,
фактический
владелец может про-
сто передать это иму-
щество в ведение во-
енного ведомства в
безденежной форме,
с баланса на баланс,
обычным постанов-
лением правительства РФ. При наличии
желания и воли вопрос решается опера-
тивно, без бюрократических процедур.
Известно, что налет гражданских воз-
душных судов на маршрутах авиакомпа-
ний многократно превышает таковой у
военных. Но минимум десять, а то и
двадцать лет вышеуказанные самолеты
будут без особых проблем служить по на-
значению – ресурс позволяет. А к тому
времени, можно надеяться, начнет посту-
пать техника нового поколения прямо от
производителей.
Пока же вполне достаточно и без
ущерба для обороноспособности страны
довольствоваться малым и исключитель-
но самым необходимым. С учетом сокра-
щения расходов на оборону такой подход
позволит военному ведомству карди-
нально решить проблему старения парка
самолетов для перевозки личного состава
по всей стране без всяких ограничений.
СТАРИЧКИ
ЖДУТ ПРИЗЫВА
САМОЛЕТЫ, СПИСАННЫЕ АВИАКОМПАНИЯМИ,
ЕЩЕ МОГУТ ПОСЛУЖИТЬ ОТЕЧЕСТВУ
Декабрьская катастрофа самолета Ту-154Б2 над Черным морем,
повлекшая гибель 92 человек, заставила задуматься
о нынешнем состоянии пассажирского парка военной авиации.
Вопросы остаются, четких ответов на главные из них пока
никто дать не готов.
Можно
очень дешево
купить Ту-154М,
выведенные
из эксплуатации
из-за якобы
низкой
эффективности
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook