Газета «Военно-промышленный курьер». №10 (674) 15-21 марта 2017 года - page 5

05
АРМИЯ
Александр
ХРАМЧИХИН,
заместитель
директора
Института
политического
и военного анализа
Франция – одна из основательниц НАТО, но с 1966
по 2009 год она не входила в военную структуру альянса.
По количеству ядерных зарядов СЯС Пятой республики
занимают 4 или 5-е место в мире (после США, России,
Китая и, возможно, Израиля).
Географически континентальная страна, в военном
плане она ведет себя скорее как океанская держава, более
активно развивая авиацию и флот. Почти как все члены
НАТО, после окончания холодной войны перешла от
призывного к наемному принципу комплектования армии
и значительно сократила ВС, оставаясь, впрочем, одной
из сильнейших в альянсе и в Европе.
Во Франции сложился мощный ВПК, почти полно-
стью обеспечивающий национальные ВС вооружением и
техникой. Исключение составляют американские РСЗО
MLRS, ПТРК «Джавелин», самолеты ДРЛО Е-3 и Е-2 и
транспортники С-130, а также некоторые образцы авиа-
ционных средств поражения. Впрочем, часть авиатехники
Франция создает и производит совместно с другими евро-
пейскими странами, в первую очередь с Великобритани-
ей, Германией, Италией.
Сухопутные войска
имеют в составе две дивизии.
1-я дивизия (штаб в Безансоне) включает 7-ю броне-
танковую (Безансон), 9-ю легкую бронетанковую «марин»
(морской пехоты, которая во Франции организационно
входит в состав сухопутных войск, а не ВМС, Пуатье),
27-ю горнопехотную (Варс-Альер-э-Риссе) и франко-
германскую (Страсбург) бригады, 1-й артиллерийский и
19-й инженерный полки.
3-я дивизия (Марсель) включает 2-ю бронетанковую
(Страсбург), 6-ю легкую бронетанковую (Ним), 11-ю па-
рашютную (Бальм) бригады, 54-й ПВО, 31-й инженер-
ный, 2-й РХБЗ полки.
В состав сухопутных войск входят штаб СБР (в мир-
ное время не имеет в подчинении никаких боевых частей),
а также шесть отдельных бригад: 4-я армейской авиации
(Клермон-Ферран), ССО (По), 1-я транспортная (Монт-
лери), разведывательная (Агно), связи (Дуэ), МТО. Есть
четыре полка морской пехоты (9-й в Гвиане, 2-й парашют-
ный на Реюньоне, по одному в Новой Каледонии и на
Таити) и три других (3-й инженерный в Гвиане, 5-е в ОАЭ
и Джибути).
Кроме того, в сухопутные войска входит Иностран-
ный легион, комплектующийся в основном из граждан
других стран. В его составе: 1, 2, 3-й (в Гвиане) пехотные,
4-й учебный, 1-й кавалерийский, 1, 2-й инженерные, 2-й
парашютный (на Корсике) полки, 13-я бригадная группа
(в ОАЭ).
На вооружении – 200 современных «Леклерков» (206
на хранении) и 17 устаревших АМХ-30В2, которые ис-
пользуют как учебные (61 на
хранении). Танковый парк
дополняется значительным
количеством БМТВ: 248
AMX-10RC со 105-мм пуш-
кой, 90 ERC-90F4 и 28 VBC-
90 с 90-мм пушкой. Значи-
тельно количество легких
БРМ: 40 VAB (машины
РХБЗ) и 1470 VBL M-11 (до
151 на хранении). На воору-
жении – 520 новейших БМП
VBCI (и 110 КШМ на их
базе), они заменили старые
БМП AMX-10P/PC (до 651
находятся на хранении).
Имеется около трех тысяч
БТР и бронеавтомобилей:
1462 VAB-VТТ (и еще порядка 1300 различных вспомога-
тельных машин на базе VAB), 53 шведских Bv-206S и BvS-
10, 1183 PVP, 153 VBRG-170.
Артиллерия: 44 САУ AU-F-1 (до 142 на хранении), 77
новейших колесных САУ «Цезарь», 89 155-мм буксируе-
мых орудий TR-F-1. Имеются 140 120-мм минометов
RT-F1 (до 125 на хранении), а также 157 минометов калибров
60 и 81 миллиметр. Наиболее мощные артсистемы – 13
американских 227-мм РСЗО MLRS. Их модернизирова-
ли во Франции по варианту LRU (до 44 немодернизиро-
ванных MLRS поставили на хранение).
На вооружении – более тысячи ПТРК – 663 «Милан»
(в том числе 113 самоходных на БТР VAB), 678 «Эрикс» (в
том числе 185 на VAB), 76 американских «Джавелин», 30
устаревших «Хот».
Войсковая ПВО состоит из 126 ПЗРК «Мистраль»
(еще 84–100 на хранении) и некоторого количества зенит-
ных орудий.
В армейской авиации – 8 легких транспортных само-
летов ТВМ-700, 5 швейцарских учебных РС-6, до 300
боевых вертолетов (52 новейших ЕС665 «Тигр», 167
SA342М), до 56 SA341F «Газель», более 160 многоцелевых
и транспортных вертолетов.
ВВС
разделены на семь командований. Стратегиче-
ское предназначено для нанесения ядерных ударов, рас-
полагая примерно 20 самолетами «Рафаль», всеми
«Мираж-2000N» и заправщиками С-135. На вооружении
объединенного командования – остальные боевые само-
леты, а также разведывательные и РЭБ. Командование
ПВО и воздушных операций имеет в составе самолеты
ДРЛО и все ЗРК. Вспомога-
тельные самолеты и верто-
леты – в остальных коман-
дованиях: связи, информа-
ции и разведки, учебном,
поддержки.
Наиболее современный
истребитель ВВС Франции
– «Рафаль-В/С». Предпола-
гается приобрести более 130
таких машин, сейчас имеется
93. Основным боевым само-
летом пока остается «Мираж-
2000». В строю 174 машины
этого типа пяти модифика-
ций. Кроме того, на хране-
нии находятся 15 бомбарди-
ровщиков средней дальности
«Мираж-4», до 61 штурмовых «Ягуаров» (в том числе до 11
учебно-боевых) и 102 истребителя «Мираж-F1». На воору-
жении стратегического командования – 54 КРВБ ASMP-А,
для которых имеется 58–60 ядерных БЧ TN-81. На хране-
нии до 87 КРВБ предыдущей модификации АSМР.
Как штурмовики могут быть использованы 109 УБС
«Альфа Джет» (до 38 на хранении).
На вооружении – 4 самолета ДРЛО E-3F, 2 РЭР
С-160G, 14 заправщиков (11 C-135FR, 3 KC-135R).
Транспортные: 8 новейших А400М (будет 50), до 28
C-160R, 14 С-130Н, 27 испанских CN-235М, 22 бразиль-
ских ЕМВ-121, 19 ТВМ-700, 5 канадских DHC-6, 2
DHC-8, 3 A310, 1 A330, 2 A340, 2 «Фалкон-7Х», 5
«Фалкон-20», 2 «Фалкон-2000», 2 «Фалкон-900». Учебные:
18 D-140, 42 ТВ-30, 5 HK-36.
Парк вертолетов: 42 AS555, 11 EC725, 6 AS332, 6
AS532, 26 SA330 и 3 ЕА330 (вертолеты РЭБ), 4 SA365N.
В наземную ПВО входят 5 эскадрилий новейшего ЗРК
«Мамба» (SAMP/Т). В каждой эскадрилье по 2 батареи, в
батарее – 4–6 ПУ по 8 ЗУР.
ВМС
Франции несут основную часть ядерного по-
тенциала страны. 4 ПЛАРБ типа «Триумфан» базируют-
ся на атлантическом побережье страны, каждая лодка
несет по 16 БРПЛ. Всего на вооружении имеется 16
БРПЛ М45 (до 32 на хранении), поступают на вооруже-
ние более современные БРПЛ М51, которых 32, всего
предполагается приобрести 60. Как М45, так и М51
могут нести до 6 ядерных БЧ, для этих БРПЛ имеется
290 ЯБЧ TN-75.
Кроме того, в подводном флоте 6 субмарин типа
«Рубис», вместо них предполагается приобрести столько
же ПЛА типа «Барракуда».
На Средиземном море базируется единственный атом-
ный авианосец «Шарль де Голль». Большую часть време-
ни корабль отстаивается в ремонте.
В ВМСФранции формально нет эсминцев, корабли этого
класса называют фрегатами 1-го ранга. К ним относятся 2 со-
временных образца типа «Форбин», построенных в коопера-
ции с Италией, 7 более старых (2 – «Кассар», 5 – «ЖоржЛеги»
– еще два таких же выведены из состава ВМС, из них один в
отстое, другой используется как учебный), 3 корабля типа
«Аквитания». Последние строятся по проекту FREMM, также
совместному с Италией, всего их предполагается 8 (вместо
«Кассаров» и «Леги»). Имеются «классические» фрегаты: 5
«Лафайет», 6 «Флореаль», 9 «Д’Эстьен Д’Ор».
Для охраны экономической зоны страны, в том числе за-
морских территорий, используется 12 патрульных кораблей
разных типов, имеющих большую дальность плавания при
чисто символическом вооружении.
В составе ВМС – 18 тральщиков: 11 типа «Эридан», 4
«Вулкан», 3 «Антарес». Основу десантных сил составляют
3 УДК «Мистраль». Имеется также 2 ТДК «Батрал» (еще
2 выведены из состава ВМС и находятся в отстое).
Морская авиация насчитывает 62 палубных боевых
самолетa – 43 новейших «Рафаль-М», 18 старых «Супер Этан-
дар». Есть 3 палубных самолета ДРЛО Е-2С. При этом, как
сказано выше, единственный авианосец, с которого могут ис-
пользоваться эти самолеты, чаще находится в ремонте, чем в
море. На вооружении морской авиации также стоят 26 базо-
вых патрульных самолетов «Атлантик-2», 28 транспортных, 7
учебных САР-10, до 25 противолодочных вертолетов «Линкс»
Мk4, до 70 многоцелевых и транспортных вертолетов.
Иностранных войск на территории страны нет, при
этом ограниченные контингенты находятся на заморских
территориях Франции (в Гвиане, Полинезии, на Реюньо-
не), в бывших африканских колониях (Джибути, Чаде,
БСК, ЦАР, Габоне, Мали, Сенегале).
Учитывая географическое положение и полное отсут-
ствие внешних угроз, потенциала ВС Пятой республики
более чем достаточно для обеспечения обороноспособно-
сти страны. Они также могут использоваться для прове-
дения ограниченных интервенций, которые французы ре-
гулярно проводят в своих бывших африканских колониях.
Впрочем, геополитические амбиции Парижа значительно
больше, нежели его реальные военные возможности, чего
в Елисейском дворце категорически не хотят признавать.
Что касается Иностранного легиона, то после отмены в
2001 году во Франции призыва на военную службу он в зна-
чительной степени утратил прежний смысл. Теперь стано-
виться под ружье вместо «добропорядочных граждан» не
нужно, ибо кто не хочет, тот в армию не идет, а войны в их
прежнем понимании Парижем не ведутся. Как и в любой
развитой стране, во Франции переход от призывного к на-
емному принципу комплектования ВС привел к их неизбеж-
ной люмпенизации. То есть теперь «обычные» части практи-
чески ничем не отличаются от легиона – в них тоже идут
либо представители социальных низов за деньгами, либо
авантюристы за адреналином. Соответственно падает и цен-
ность легиона. Зарплата в нем рассчитана именно на люм-
пенов, получение иностранными легионерами французско-
го гражданства вопреки существующим мифам дается не
автоматически и даже в лучшем случае небыстро. Продол-
жающие два столетия служить Британии непальские гурк-
хи остаются элитой британской армии именно потому, что
это не европейский, а азиатский народ, целенаправленно
готовящий себя к воинской службе. А Иностранный легион
Франции из элиты все больше превращается в миф о самом
себе (это необходимо знать отдельным нашим соотечествен-
никам, которых он еще манит). И эволюция эта необрати-
ма, как и общая деградация европейских армий.
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
пьезокерамические элементы,
многослойные актюаторы,
армированные актюаторы,
микродвигатели, микрореле
датчики различных типов,
пьезокерамические трансформаторы,
пьезокерамические фильтры,
гидроакустические модули,
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
генераторы на ПАВ,
линии задержки.
ИСКАТЕЛИ
ПРИКЛЮЧЕНИЙ
В ОБЩЕМ СТРОЮ
Потерпев тяжелое поражение от Германии
в начале Второй мировой, по ее итогам
Франция оказалась возвращена в число
не просто победителей, но великих держав.
На протяжении семи десятилетий Париж
всячески старается удержать этот статус.
В армию Франции
идут либо представители
социальных низов
в поисках денег,
либо авантюристы
за приключениями
ОТКАЗАВШИСЬ ОТ ПРИЗЫВА,
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ФРАНЦИИ БЫСТРО ЛЮМПЕНИЗИРУЮТСЯ
МОНИТОРИНГ
static.life.ru
В Крыму завершилась спасательная
операция по снятию с мели сухогруза
под флагом Микронезии. Судно «Ривер
Эрегли» следовало из болгарского
порта Бургас в Новороссийск
с экипажем из семи человек, граждан
Украины.
11 марта при прохождении сухогрузом
траверза южной оконечности
Крымского полуострова у него
отказали главные двигатели. Судно
обесточилось, потеряло ход и начало
дрейфовать в сторону береговых
отмелей. Учитывая критичность
ситуации, компания, представляющая
интересы судовладельца, через
морской спасательный
координационный центр Севастополя
обратилась за помощью
к командованию Черноморского флота,
и адмирал Александр Витко принял
решение ее оказать. К аварийному
судну был направлен морской буксир
МБ‑174 под командованием капитана
3‑го ранга запаса Владимира Черного.
«Ривер Эрегли» в это время коснулся
грунта и сел на мель у южного берега
Крыма в районе Алупки. С учетом
возникшей ситуации к месту
проведения спасательных работ для
осмотра корпуса и оценки состояния
сухогруза было дополнительно
направлено водолазное судно ВМ‑154
под командованием Сергея Акимова.
После того как специалисты ЧФ
подтвердили, что при касании
с грунтом сухогруз не получил
пробоин, МБ‑174 снял «Ривер Эрегли»
с мели и отбуксировал в Севастополь,
где судно было передано
представителям береговой охраны
Пограничной службы ФСБ России.
«Управление операцией шло
с командного пункта ЧФ, – рассказал
начальник Управления поисковых
и аварийно-спасательных работ (УПАСР)
ЧФ капитан 1‑го ранга Дмитрий Желтов.
– Непосредственно на месте
спасательными работами руководил
капитан 1‑го ранга Сергей Игнатов,
действиями аварийно-спасательной
партии – капитан 3‑го ранга Андрей
Моторин». Капитан морского буксира
МБ‑174 Владимир Черный возглавил
экипаж недавно, до этого командовал
МБ‑23. Он окончил Черноморское
высшее военно-морское училище имени
П. С. Нахимова, служил на малом
ракетном корабле. Сейчас готовится
к дальнему морскому походу.
Владимир ПАСЯКИН,
корреспондент «ВПК» (Севастополь)
СПАСАТЕЛИ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА СНЯЛИ С МЕЛИ
УКРАИНЦЕВ-МИКРОНЕЗИЙЦЕВ
МБ-174 отбуксировал
«Ривер Эрегли» в Севастополь
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook