Газета «Военно-промышленный курьер». №19 (683) 24-30 мая 2017 года - page 9

09
«ОБОРОНКА»
СМОТРИНЫ
Жанна КИКТЕНКО,
директор выставки
HeliRussia 2017
За это время на HeliRussia были
представлены почти все модели вер-
толетной техники российского и за-
рубежного производства. Авторитет-
ная выставка знакомит посетителей с
новейшими образцами, устраивает
мировые премьеры вертолетов, авиа-
ционного и наземного оборудования.
Количество участников и посетите-
лей HeliRussia растет год от года.
Для юбилейной выставки многие
ее постоянные участники подготови-
ли особые экспонаты и некоторые
сюрпризы, о которых не сообщается
до открытия. Поэтому самое инте-
ресное о HeliRussia 2017 можно будет
узнать, лишь посетив ее. Хотя о не-
которых интересных экспонатах и ме-
роприятиях известно уже сейчас.
Российская часть экспозиции, как
всегда, представительна, на ней тра-
диционно широко демонстрируется
продукция ГК «Ростех». Состоится
премьера двух моделей новых лета-
тельныхаппаратовVENTOCOPTER,
которые готовятся к серийному про-
изводству. Проект реализует ЗАО
«Газнанотех» в тесной кооперации с
ОАО «КЭМЗ», входящим в группу
«Ростех».
Разработка
аппаратов
VENTOCOPTER ведется на базе
собственного конструкторского бюро
с 2009 года. Найдены оптимальные
конструктивные, компоновочные и
технологические решения.
На HeliRussia уже стало традици-
ей начинать демонстрацию новинок
вертолетной индустрии с концепта и
год за годом показывать развитие
проекта вплоть до натурного образ-
ца. На выставке 2015 года компания
«Хеливейл» организовала премьеру,
представив макет своего первенца –
двухместного вертолета «Афалина».
Нынче демонстрируется уже реаль-
ный вертолет, готовый к летным ис-
пытаниям. За прошедшие два года
кардинальных изменений в кон-
струкции не произошло, но она до-
работана, заменены некоторые агре-
гаты, часть из них даже прошла ре-
сурсные испытания.
Компания «Двигатели для авиа-
ции» работает над созданием силовой
установки малой мощности для лег-
кой и сверхлегкой авиации, в том
числе для БЛА. Макет двигателя
ДДА-120 мощностью 120 лошадиных
сил, выполненный на 3D-принтере,
будет впервые показан на HeliRussia. В
проекте реализована уникальная то-
пливная система собственной разра-
ботки, которая дает ДДА-120 высо-
кую удельную мощность, сопостави-
мую с современными бензиновыми
двигателями, и экономичность дизе-
ля. К концу 2017 года появится пер-
вый прототип. Авиационные двигате-
ли также будут представлены на стен-
дах компаний АО «Климов», ООО
«ВКМС» и Turbomeca Safran Group.
Многопрофильная
компания
«РВС-ХОЛДИНГ», ставшая в про-
шлом году первым частным опера-
тором легкого многоцелевого рос-
сийского вертолета «Ансат», пред-
ставит медицинскую версию этой
машины, а также единственный в
стране частный авиационный учеб-
ный центр, позволяющий пройти
обучение пилотированию и техниче-
скому обслуживанию вертолетов
типа «Ансат».
Большую активность продолжа-
ют демонстрировать поставщики до-
полнительного оборудования, ком-
понентов, систем, а также сервисные
предприятия, способные выполнять
полный цикл работ. Особо отметим
блок навигационных приемников
БНП4, радиодальномер ДМЕ1, авиа-
ционный поисковый радиопеленга-
тор РПА-500. Данные системы созда-
ны с использованием передовых тех-
нологий и по функциональному
уровню не уступают лучшим образ-
цам, выпускаемым мировыми лиде-
рами авиационно-космической от-
расли. Можно будет увидеть и КСС-
17 – авиационный радиосвязной ком-
плекс, разработанный для новейшего
отечественного вертолета Ми-171А2.
Интересна малогабаритная система
наблюдения за воздушной обстанов-
кой МСНВО-2010, представляющая
собой компактное и энергоэффек-
тивное устройство, реализующее
функции АЗН-В In и TIS-B 1090ES,
а также ADS-B класса А2. Это пер-
вое отечественное изделие, способ-
ное не только принимать информа-
цию АЗН-В и TIS-B 1090ES, но и
передавать данные о воздушной об-
становке на мониторы в интересах
как гражданской, так и военной ави-
ации. Будет продемонстрирована
навигационная система БМС, в ко-
торой объединены функциональные
возможности навигационного вы-
числителя, синтезирования карто-
графической информации, раннего
предупреждения столкновения с по-
верхностью земли.
На выставке ожидается присут-
ствие всех основных зарубежных
игроков вертолетной индустрии:
Airbus Helicopters, Bell Helicopter,
Leonardo Helicopters, Robinson
Helicopter, Airbus DS Optronics,
LOM Praha, Pall Corporation, Trace
Worldwide Corporation, Turbomeca
Safran Group и другие. Заявки на
участие в HeliRussia 2017 поданы
компаниями из 21 страны.
Уже не первый год особое место
отводится Франции – компании этой
страны будут представлены на объе-
диненном стенде.
На выставке будут представлены
вертолеты из модельного ряда
AWFamily производства Leonardo
Helicopters: AW139 и AW189, а также
вертолет AW119 Grand New.
Bell Helicopter планирует пока-
зать Bell 407GXP, собранный на
Уральском заводе гражданской авиа-
ции (УЗГА) по лицензионному со-
глашению между УЗГА и Bell
Helicopter, которое было подписано
в мае 2015 года как раз на выставке
HeliRussia.
Airbus Helicopters также примет
участие со своими широко извест-
ными вертолетами, а дилеры
Robinson Helicopter представят вер-
толеты R44 и R66.
Австралийская компания Turtle-
Pac привезет пластичные контейне-
ры для авиатоплива, которые могут
использоваться как дополнительные
баки внутри воздушных судов, а
также транспортироваться (в том
числе на внешней подвеске) для
снабжения техники на земле. Проч-
ность материалов позволяет сбрасы-
вать контейнеры на землю и на воду
с парашютом и даже без него, если
высота небольшая.
Российская компания Heliatica в
этом году впервые представит про-
фессиональному сообществу две
свои разработки, созданные в содру-
жестве с отечественными и зарубеж-
ными партнерами: универсальный
подвесной комплекс для аэрофото-
съемки и мониторинга (совместно с
российской компанией «Геоскан» и
испанской Heliswiss Iberica) и систе-
му обзора слепых зон (совместно с
Heliswiss Iberica). Оба решения раз-
работаны для легких вертолетов
Robinson R44 и R66, Bell 206 и 407,
Airbus Helicopters H120, H125,
H130, AS350 и AS355.
При осуществлении проекта
«Универсальный подвесной ком-
плекс для аэрофотосъемки и мони-
торинга» технологические решения,
уже применяющиеся в беспилотной
авиации, были адаптированы для
вертолетной отрасли. Благодаря
этому получено доступное оборудо-
вание, сертифицированное основны-
ми авиационными властями мира.
Этот комплекс особенно оценят
клиенты, у которых смешанный парк
из вертолетов и беспилотных ком-
плексов.
Система обзора слепых зон для
легких вертолетов состоит из трех
видеокамер, установленных в ниж-
ней части фюзеляжа и направленных
в район хвостовой балки и рулевого
винта. Видеоизображение выводится
либо на вмонтированный в прибор-
ную доску дисплей, либо на
пилотажно-навигационный
ком-
плекс Garmin G500H (если он вхо-
дит в состав оборудования вертоле-
та). Система прошла первоначаль-
ную сертификацию по нормам
EASA, одобрена Федеральной авиа-
ционной администрацией США
(FAA) и Авиационным регистром
Российской Федерации для установ-
ки на вертолет Airbus Helicopters
H130 (также обозначаемый как
EC130 T2). Комплекс уже установ-
лен на два H130.
Компания из Германии Adac
hems academy представит на выстав-
ке демонстратор тренажера для пи-
лотов вертолета H145 (Avionic
Trainer H145) с прототипом прибор-
ной панели Helionix.
Будут новинки отDARTAerospace
и Genesys-Aerosystems, другие инте-
ресные зарубежные разработки.
На юбилейной HeliRussia уделя-
ется внимание и беспилотным лета-
тельным аппаратам, которые будут
показаны не только на стендах, но и
в действии. Среди моделей БЛА от-
метим те, которые представят на
стенде компании «Авиационные ро-
боты»: Supercam S350 (Россия), «Гео-
скан 201» (Россия), UAV Factory
Penguin C (Латвия), Lehmann
Aviation LA 500 (Франция).
Одно из самых зрелищных меро-
приятий в программе этого года –
Кубок HeliRussia по дрон-рейсингу.
С мероприятиями обширной де-
ловой программы выставки можно
ознакомитьсяна сайтеwww.helirussia.
ru. Отметим наиболее значимые:
конференции «Авиация и эколо-
гия», «Индустрия беспилотных ави-
ационных систем», «Рынок вертоле-
тов: реалии и перспективы», «Сани-
тарная авиация и медицинская эва-
куация», «Авиационное бортовое
оборудование», «круглые столы»
«Оборудование и эксплуатация вер-
толетных площадок», «Безопасность
полетов легких вертолетов». Фонд
перспективных исследований под-
ведет на HeliRussia 2017 итоги от-
крытого конкурса на лучший демон-
стратор летательного аппарата вер-
тикального или сверхкороткого
взлета и посадки.
Запланированы и торжественные
мероприятия. Главным событием
года для членов вертолетного сооб-
щества, несомненно, является на-
граждение ежегодной премией Ассо-
циации вертолетной индустрии.
Пройдет и традиционная торже-
ственная церемония награждения
победителей и лауреатов фотокон-
курса
«Красота
винтокрылых
машин», организованного Ассоциа-
цией вертолетной индустрии. Экс-
позиция из лучших 40 фоторабот
будет открыта все дни выставки.
Новым событием на HeliRussia
станет награждение победителей и
лауреатов первого Всероссийского
конкурса аэродромов и вертолет-
ных площадок АОН, проводимого
Федерацией любителей авиации при
поддержке Ассоциации вертолетной
индустрии.
Конечно, это еще не все – новые
компании присоединяются к участию
в выставке едва ли не каждый день, с
расширением экспозиции растет и де-
ловая программа. Уже сейчас можно
смело сказать, что выставка HeliRussia
2017 обещает быть интересной, насы-
щенной и разнообразной!
от концепта
до успеха
10-я HELIRUSSIA БУДЕТ ДЕЛОВОЙ,
ПРАЗДНИЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
10 лет прошло с первой HeliRussia. Время пролетело
очень быстро. Выставка была в постоянном движении
вперед, мы старались улавливать все новые тренды
развития вертолетной индустрии.
Алексей КАЗАКОВ
Инициатива министерства обсуждалась на совместном
заседании Экспертного совета по авиапрому, образованно-
го при думском Комитете по экономической политике,
промышленности, инновационному развитию и предпри-
нимательству, и профильного комитета Союзмаша.
КОРРЕКТИРОВКА ДО ПОЛНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
Председатель Экспертного совета Владимир Гутенев
признал, что корректировка госпрограммы уже не первая.
По сравнению с 2014 годом внесены существенные измене-
ния и в перечень поставленных задач, и в способы их реше-
ния. О причинах корректировки рассказал председатель Ко-
митета по авиационной промышленности Союзмаша Алек-
сандр Туляков: «В первую очередь речь идет о необходимо-
сти импортозамещения. Достаточно вспомнить, что только
на Украине более 50 предприятий, которые были в тесной
кооперации с российским авиапромом. Во-вторых, речь
идет о проблемах доступа к зарубежным финансовым ре-
сурсам. Еще одной причиной корректировки стало то, что
из-за девальвации национальной валюты ухудшилось фи-
нансовое положение отечественных перевозчиков, что при-
вело к ослаблению спроса на нашу авиационную технику».
Чехарда с госпрограммой стала предметом горьких
шуток. Туляков иронизировал: «Хотя программа де-факто
уже утверждена правительством, у нас, как говорил Вик-
тор Борисович Христенко, любые графики и планы имеют
свойство корректироваться до их полного выполнения».
Впрочем, в Минпромторге не отказываются от притяза-
ний закрепиться на мировом рынке в качестве третьего по
объемам выпуска производителя воздушных судов.
Выбраться из пропасти, в которой оказался отечественный
авиапром, сложно. В настоящее время доля лайнеров, произ-
веденных «Боингом» и «Эрбасом», в парке воздушных перевоз-
чиковРоссиипревышает 60процентов. Еще 15процентов дают
более мелкие западные авиастроители «Эмбрайер» и «Бомбар-
дье». На самолеты отечественного производства приходится 25
процентов, причем доля достаточно современных SSJ 100, Ан-
148, Ту-204, Ту-214 – крохи. Остальное – старые типы самоле-
тов, выпущенные более четверти века назад в СССР.
Безусловные плюсы новой редакции госпрограммы –
увеличение численности работающих на предприятиях от-
расли с 266 до 340 тысяч человек, введение положения о раз-
витии авиационной промышленности на Дальнем Востоке.
Но минусов больше. Так, мероприятия подпрограм-
мы « Малая авиация» фактически растворились в составе
«Самолетостроения». Велика вероятность нецелевого ис-
пользования бюджетных средств. Несмотря на устойчи-
вый спрос на самолеты для малой авиации, на ее нужды
выделяется только 1,7 мил-
лиарда рублей. К тому же
часть денег будет направлена
на обеспечение функциони-
рования национального ис-
следовательского центра, а
также на реализацию между-
народных проектов.
Главный недостаток новой
редакции госпрограммы со-
стоит в существенном сокра-
щении бюджетных ассигнова-
ний. В 2014 году на ее нужды
планировалось выделить 991,6
миллиарда рублей, к данному
моменту урезали до 672,7 мил-
лиарда, из которых 231,4 мил-
лиарда уже израсходовано.
Законом о федеральном
бюджете на 2017 год на гос-
программу выделяется 58,9 миллиарда рублей. Директор
Департамента авиационной промышленности Минпром-
торга Сергей Емельянов заявил, что в 2017–2019 годах фи-
нансирование отрасли будет осуществляться главным об-
разом за счет казны. Затем в госпрограмму планируется
включить дополнительные объемы ассигнований. О каких
суммах идет речь, непонятно. Емельянов сказал лишь, что
они будут определены на основании оценок и расчетов ин-
тегрированных структур и Минпромторга. Дополнитель-
ный объем финансирования ориентируется на поддержку
Объединенной двигателестроительной корпорации и реа-
лизацию проектов Ил-114, Ил-96-400М, ПД-35, ТВ7-117.
Поддержка заключается в софинансировании НИОКР по
приоритетным направлениям (это прежде всего МС-21 и
Sukhoi Superjet 100, вертолеты Ми-38, Ка-62 и «Ансат»,
двигатель ПД-14, комплексы бортовой аппаратуры на
основе интегрированной модульной авионики), а также в
субсидировании перевооружения предприятий отрасли и
сертификации воздушных судов и комплектующих. Но
сколько средств и из каких источников будет направлено на
перечисленные нужды, опять же неизвестно.
И ТРИ КОПЕЙКИ НА РАЗВИТИЕ
Если госпрограмма не будет в очередной раз оптимизи-
рована, то «Самолетостроение» в 2017 году получит 32,7
миллиарда рублей, что составляет 56 процентов ресурсов на
всю госпрограмму. При этом 8,1 миллиарда рублей выделе-
но на НИОКР настоящей черной дыры российского авиа-
прома – SSJ 100, который нуждается в очередной доработке.
Хорошо, если хотя бы часть этих средств пойдет на заверше-
ние создания МС-21, как надеются авторы госпрограммы.
На мероприятия направления «Вертолетостроение» в 2017
году выделено 1,5 миллиарда рублей, которые предназначе-
ны для выполнения научно-исследовательской работы по
доведению и сертификации Ми-38.
Финансирование «Авиационного двигателестроения»
составит нынче 11,2 миллиарда рублей. Из них 6,6 мил-
лиарда пойдет на обеспечение финансовой устойчивости
Объединенной двигателестроительной корпорации и на
взносы в ее уставной капитал под реализацию проектов
создания ПД-35 и ТВ7-117. 4,5 миллиарда рублей инве-
стируется в НИОКР для доработки ПД-14.
Бюджетные ассигнования в подпрограмму «Авиацион-
ные агрегаты и приборы» составят 2,7 миллиарда. НИОКР
интегрированной модульной авионики и агрегатов для
перспективной авиационной техники обойдутся в 2,4 мил-
лиарда бюджетных рублей. На «Комплексное развитие от-
расли» в 2017 году выделяется 2,6 миллиарда. Около мил-
лиарда рублей будет направлено на субсидирование части
затрат предприятий авиационной промышленности, на по-
гашение процентов по кредитам на перевооружение и ли-
зинговые платежи за технологическое оборудование.
Знакомство с госпрограммой дает основания предпо-
лагать, что скорее всего после следующих президентских
выборов наследникам нынешнего детища Минпромторга
придется прибегнуть к известному средству Виктора Хри-
стенко и умерить уровень притязаний на место в мировом
рынке авиастроения.
В очередной раз представлена программа выживания
гражданского авиастроения, а не его развития. Речь может
вестись лишь о вспомоществовании. Более или менее при-
лично финансирование той части госпрограммы, которая
предполагает производство имеющихся образцов техники.
Заботы о будущем отрасли забыты до лучших времен. Так, в
частности, считает генеральный директор НИЦ «Институт
им. Н. Е. Жуковского» Андрей Дутов. Он заявил членам со-
вета, что 63-процентное сокращение подпрограммы «Ком-
плексное развитие отрасли» – это по сути вырезание перспек-
тивы: «Сегодня самолет МС-21 – достаточно конкурентный
продукт, но его преимущество по сравнению с мировыми
аналогами исчисляется процентами. Завтра на существую-
щем конкурентном рынке этого будет недостаточно. Можно
было бы спать спокойно, если бы преимущество исчисля-
лось десятками процентов». Представитель науки напомнил
членам совета, что используемые в авиапромышленности
технологии находятся в точ-
ках насыщения. «Мы можем
ожидать прорыв в следую-
щем технологическом укладе
в районе 2025 года. Потому
что так называемый научно-
технический задел накапли-
вается 10 лет. На сегодня
можно констатировать, что
существующий задел полно-
стью исчерпан. Если приори-
тет перспективной тематики
в госпрограмме не будет вос-
становлен, то в 2025-м или в
2030-м мы опять начнем за-
ниматься реинжинирингом
уже устаревших к тому вре-
мениМС-21, «Сухого Супер-
джета» и Ил-96», – считает
Дутов. Можно добавить, что
успех МС-21 будет зависеть от количества выпускаемых са-
молетов. «Эрбас» и «Боинг» производят по 50 машин в
месяц. По мнению экспертов, надо строить хотя бы полови-
ну от этой цифры.
Опасения Дутова отнюдь не страшилки. Сегодня в
«Боинге» и «Эрбасе» есть четкая программа по созданию
электрических и сверхзвуковых пассажирских лайнеров,
по суборбитальной тематике, что в принципе позволяет
этим компаниям начать в 2025 году разработку принци-
пиально нового поколения авиационной техники.
Наши самолетостроители понимают: конкурировать по
объемам финансирования с «Боингом» и «Эрбасом» невоз-
можно. Но в то же время за гранью разума ответ на вопрос:
что же у нас за модель управления отраслью, если миллиар-
ды долларов российских авиакомпаний потрачены на покуп-
ку зарубежной техники, в то время как вполне конкуренто-
способные проекты Ту-334, Ту-214, Ан-148, Ил-96 были
фактически уничтожены из-за нехватки средств? Разве нель-
зя было использовать эти самолеты хотя бы на внутренних
линиях и тем временем продолжить доводку машин до нуж-
ных кондиций? Разве не по этому пути благодаря политиче-
ской поддержке идет продвижение сверхзатратного «Супер-
джета»? Что происходит сейчас, когда провозглашен курс на
25 миллионов рабочих мест в наукоемких производствах, а
флагману передовых технологий предлагают довольство-
ваться всего лишь программой выживания?
На сегодня госпрограмма включает следующие под-
программы: «Самолетостроение», «Вертолетостроение»,
«Авиационное двигателестроение», «Авиационные агрега-
ты и приборы», «Авиационная наука и технологии», «Ком-
плексное развитие отрасли» плюс нереализованная часть
ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России
на 2002–2010 годы и на период до 2015 года».
СПРАВКА «ВПК»
Благодаря санкциям авиапром освободился
от экспансии зарубежной техники, появилась
надежда возродить отечественное гражданское
самолетостроение, да случилась новая напасть.
Минпромторг предложил скорректировать
госпрограмму «Развитие авиационной
промышленности на 2013–2025 годы».
ЦЕНА ВОПРОСА
БЮДЖЕТ
ПИКИРОВАНИЯ
В «Боинге» и «Эрбасе»
есть четкая программа,
позволяющая
начать в 2025 году
разработку
принципиально нового
поколения авиатехники
ОТЕЧЕСТВЕННОМУ АВИАПРОМУ
ПРЕДЛОЖЕНО ПРОДЕРЖАТЬСЯ
ДО ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
mtdata.ru
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12
Powered by FlippingBook