12
Алексей ОЛЕЙНИКОВ,
ведущий рубрики,
доктор
исторических наук
Выдающийся оружейник
Владимир Федоров создал ав-
томатическую винтовку. Имея
калибр 6,5 миллиметра и мага-
зин емкостью пять патронов,
она обладала скорострельно-
стью 18 выстрелов в минуту.
Уже в ходе войны Федоров уко-
ротил на 25 миллиметров
ствол, изменив систему его
охлаждения, и сконструировал
съемный магазин на 25 патро-
нов. В результате появилось
оружие, которое конструктор
назвал автоматом, – оно соот-
ветствовало требованиям не
только Первой мировой, но и
последующих войн XX века.
Автомат имел длину 104 санти-
метра, вес с патронами – 5,2
килограмма, прицельную даль-
ность – 300 метров и скоро-
стрельность – до 100 выстрелов
в минуту. На первых образцах
были сошки.
В конце 1916 года подраз-
деление из состава 189-го пе-
хотного Измаильского полка
получило 45 автоматических
винтовок и восемь автоматов
Федорова. Планировалось пе-
ревооружить все стрелковые и
ударные части. Автомат ис-
пользовался в ВВС, будучи
штатным для экипажей бом-
бардировщиков «Илья Муро-
мец». Но решение о заказе и
поставке в войска 25 000 авто-
матов оказалось сорванным по
техническим причинам, изго-
товлено было лишь чуть более
150 единиц этого перспектив-
ного оружия.
ГАЗУ – НЕТ!
Одно из замечательных изо-
бретений, спасших жизни тысяч
солдат и офицеров, – угольный
противогаз принадлежит Нико-
лаю Зелинскому. Научная дея-
тельность академика была раз-
носторонней, но сам он, автор
более 700 изобретений и трудов,
считал создание противогаза
самым важным в своей жизни.
Конструкция Зелинского в мо-
дифицированном виде до сих
пор спасает человеческие жизни
по всему миру.
Один из основоположников
зарождавшейся в конце XIX
века органической химии, он в
числе первых оценил опасность
массового применения нового
оружия, наносившего большой
урон и подрывавшего боевой
дух войск. Зелинский смог до-
биться преобразования древес-
ного угля, обладающего при-
родной абсорбирующей способ-
ностью, в активированный. В
этом была суть открытия. Летом
1915 года в ходе эксперимента,
прижав платок с измельченным
активированным
березовым
углем к носу и рту, Зелинский
смог пробыть в отравленной ат-
мосфере несколько минут. Пер-
вые опытные образцы противо-
газов были готовы уже в августе.
А 3 февраля 1916-го после по-
казательных испытаний в Став-
ке Главковерха всех имевшихся
на вооружении образцов проти-
вохимической защиты противо-
газ был принят на вооружение
русской армии.
В 1916–1917 годах в России
было произведено более 11
миллионов противогазов Зе-
линского.
АВИАЦИЯ БУДУЩЕГО
Велик вклад в развитие ми-
ровой и отечественной авиации
Игоря Сикорского. С 1912 по
1918 год он руководил кон-
структорским бюро авиаотдела
Русско-Балтийского завода. В
1913–1914-м появились пер-
вые в мире многомоторные са-
молеты: «Русский витязь»,
«Гранд», «Илья Муромец». В
годы войны изготовлено 75 че-
тырехмоторных бомбардиров-
щиков конструкции Сикорско-
го. «Илья Муромец» фактиче-
ски ознаменовал начало в авиа-
ции новой эры.
Россия стала единственной
страной, в которой к 1914 году
имелись дальние бомбардиров-
щики. Именно благодаря соз-
данным Сикорским самолетам
отечественная авиация получила
международное
признание.
Однимиз наиболее удачных про-
ектов стал С-16 – эскортный ис-
требитель для прикрытия тяже-
лых бомбардировщиков. Всего
было пять модификаций этого
самолета. Машина могла осна-
щаться различными типами
шасси (лыжным, колесным и
даже поплавковым). На таком
самолете воевал один из лучших
русских асов Юрий Глишер.
НЕВИДИМЫЙ «КРАБ»
Многие военно-морские тех-
нические новинки также впер-
вые появились в России. Среди
них – подводный минный загра-
дитель «Краб». Он был первым в
мире, у Германии аналогичные
подводные лодки появились
позже и уступали по своим ха-
рактеристикам. «Краб» осуще-
ствил несколько ответственных
минных постановок вблизи вра-
жеских берегов. Об эффективно-
сти его действий говорит, в част-
ности, факт подрыва крейсера
«Бреслау» на минном загражде-
нии, установленном «Крабом».
Автор идеи
Игорь Ашурбейли
Издатель
Ассоциация
военно-промышленных
компаний (АВПК)
Генеральный директор
Руслан Ашурбейли
Директор редакции
Зарина Гуриева
И. о. главного редактора
Владимир Лебедев
Арт-директор
Андрей Седых
Обозреватели
Константин Сивков
Олег Фаличев
Редакторы
Сергей Карпачев
Алексей Песков
Верстка и цветокоррекция
Юлий Нежинский
Валентина Никонорова
Корректура
Лариса Зимина
Светлана Литвинова
Дирекция
по распространению и PR
Александр Богуславский
Елена Камнева
Марина Тупий
Интернет-редакция
Татьяна Силаева
Станислав Сторожев
©
«Военно-промышленный курьер», 2017 г. Ссылка на «ВПК» обязательна. Перепечатка за рубежом допускается по соглашениюс редакцией.
Мнение авторов статей может не совпадать с мнением редакции. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет
Адресиздателя
иредакции:
125190, Москва, Ленинградский пр., д. 80, корп. 16,
подъезд № 3.
Телефон/факс
(495) 780-54-36
E-mail:
А ТАКЖЕ…
Газета зарегистрирована
в Федеральной службе
по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий и массовых
коммуникаций
Учредитель – АО «СОЦИУМ–А»
Издается с 19 августа 2003 года
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77-60072
от 10 декабря 2014 г.
№ 19 (683) 24–30 мая 2017 года
КАЛЕНДАРЬ «ВПК»
История канала между Волгой
и Доном восходит к временам
Петра I, задумавшего соединить
Каспийское и Черное моря. Но им-
ператор не соразмерил свой раз-
мах с возможностями тогдашней
России, и осталось от его задумки
только необычное географическое
название между Камышиным и
Волгоградом – Петров Вал.
Шли столетия, вопрос витал в
воздухе, но так и не находил прак-
тического решения. 14 мая 1918
года стал первым днем советской
истории канала – Ленин подписы-
вает декрет о Волго-Доне. Его со-
оружение объявляется задачей
первостепенной государственной
важности. Но лихолетье Граждан-
ской войны не позволяет присту-
пить к работам.
Вопрос о строительстве кана-
ла опять ставится на повестку
дня с началом индустриализа-
ции. Чтобы основательно прове-
рить все расчеты и обоснования,
на водоразделе вблизи станции
Тундотово прорывается опытный
участок. Здесь проводились раз-
личные эксперименты, изучались
образцы креплений, фильтраци-
онные свойства откосов. У проек-
та оказались серьезные недостат-
ки – он не решал всех проблем,
связанных с судоходством и оро-
шением. Но был накоплен бога-
тый научный материал и уже соз-
давались первые отряды строите-
лей, когда стране вновь пришлось
взяться за оружие. В 1942 году в
громадном междуречье Дона и
Волги начинается великая битва
за Сталинград.
Окончилась Великая Отече-
ственная, и через три года от
южной окраины Сталинграда до
Калача развернулся фронт строи-
тельства Волго-Донского канала.
Сюда двинулись колонны мощ-
ных грузовиков, тракторов, буль-
дозеров, скреперов, шли желез-
нодорожные составы с экскавато-
рами, портальными кранами и
другой техникой.
Воды двух рек соединились
утром 31 мая 1952 года. А 11 июня
публикуется в газетах и передает-
ся по радио постановление Совета
министров Союза ССР об офици-
альном открытии Волго-Донского
судоходного канала. Более шести
тысяч строителей награждаются
орденами и медалями. Двенадца-
ти присваивается звание Героя
Социалистического Труда.
Одним из руководителей стро-
ительства Волго-Донского канала
был инженер-подполковник Алек-
сандр Лысов, потом возводивший
Асуанскую плотину в Египте. С ним
встречался писатель Виталий Гуза-
нов, передавший мне рассказ оче-
видца о Волго-Доне: «Канал строи-
ли зэки. Сроки были минимальны.
Кроме основных строительных
работ приходилось претворять в
жизнь сталинский план преобра-
зования природы – сажать лесоза-
щитные полосы. Но то, что стройка
была ударной, – факт».
К чему такая спешность, за-
траты и жертвы, объясняется про-
сто: стратегическая необходи-
мость. Не прошло и года с момен-
та победы антигитлеровской коа-
лиции над фашизмом, как
Черчилль в Фултоне обозначает
идеи нового противостояния
(«Прямая речь империалиста»,
«ВПК», № 8, 2016). Сталин не
хочет уступать и лично берет под
контроль все военные програм-
мы. В 1947 году на одном из со-
вещаний произошел случай, о
котором нет упоминаний в офи-
циальной литературе. Я услышал
о нем от доктора технических
наук, профессора Виктора Толок-
нова, общавшегося с непосред-
ственными участниками. «Шло
совещание у Сталина по вопросам
судостроения. Нарком ВМФ Ни-
колай Кузнецов, отстаивая строи-
тельство больших надводных ко-
раблей, говорит:
– Товарищ Сталин, зачем нам
строить подводные лодки в Горь-
ком, нам ими некого воевать в
Каспийском море.
– Неправильно говорите, това-
рищ Кузнецов, – отвечает Сталин.
Подходит к столу, берет красный
карандаш и идет к карте, одновре-
менно задавая вопрос Кузнецову:
– А на Черном море нам
нужны подводные лодки?
– Да, – отвечает Кузнецов. –
Если мы будем иметь там доста-
точное их количество, то завоюем
полное господство в Черном море,
а потом выйдем и в Средиземное.
– Правильно думаете, това-
рищ Кузнецов! А для этого мы так
сделаем.
И проводит две красные
линии на карте от Сталинграда до
Калача».
Так решилась судьба Волго-
Донского канала. Одним из глав-
ных аргументов для ускорения
строительства послужили подво-
дные лодки горьковского произ-
водства.
Сегодня Волго-Донской судо-
ходный канал воспринимается
как нечто естественное. Его
шлюзы в навигацию ежедневно
преодолевают
суда
класса
«Волго-Балт», типа «река-море»,
и мало кто из молодых матросов,
да уже и капитанов задумывается
о том, что это сооружение – одна
из ярких страниц нашей недавней
истории, с одной стороны – слав-
ной, с другой – трагичной.
Вадим КУЛИНЧЕНКО
65 ЛЕТ НАЗАД ЗАВЕРШИЛОСЬ
СТРОИТЕЛЬСТВО
ВОЛГО-ДОНСКОГО КАНАЛА
БЕЛЫЕ ПЯТНА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
МНЕНИЕ
Подписные индексы
Каталог «Роспечать» – 25933
Каталог Российской
прессы – 60514
Газета отпечатана
в типографии
Московский филиал
ООО «Типографии
«Комсомольская правда»
Адрес типографии:
125438, г. Москва,
Лихачевский переулок, д. 4, стр. 2
Номер подписан в печать
22 мая 2017 г. в 15.00
по графику и фактически
Тираж 50 230 Заказ № 486
Цена свободная
ЗАДЕЛ ДЛЯ КАЛАШНИКОВА
РОССИЯ –РОДИНА ПРОТИВОГАЗОВ
И ДАЛЬНИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ
Изобретения русских ученых способствовали победам на поле боя
и сбережению жизней наших солдат и офицеров.
Служивших в армии лошадей тоже снабжали противогазами
moscow.mchs.ru
«
Канал длиной
101 километр
с 13 судоходными
шлюзами, тремя
насосными станциями,
13 плотинами
и дамбами, семью
водосбросами
и водоспусками,
восемью мостами,
двумя аварийно-
ремонтными
заграждениями,
паромными
переправами,
пристанями
и стокилометровой
автодорогой был
построен менее
чем за четыре года
»
«ВЛАСИК». ТЕНЬ НА СТАЛИНА
Алексей ЧИЧКИН
Тем не менее авторы признают нео-
провержимое: устранение Сталина и
последующее надругательство над его
останками было коллективным решени-
ем большинства его же «соратников» и
«верных учеников», как их именовали
до 1955 года.
Вообще именно Константин Мило-
ванов в роли Николая Власика, много-
летнего начальника охраны Сталина,
обеспечивает в сериале динамику, необ-
ходимую кинематографическому искус-
ству. Ибо в большей своей части проис-
ходящее на экране затянуто, фрагменти-
ровано, распадается на обособленные
сюжетные линии. Но такая технология
не облегчает восприятие весьма слож-
ного и многогранного повествования,
особенно если зритель мало знает о той
эпохе. Хотя Власик показан ярко и объ-
ективно. Видно, что артист не только
владеет ролью, но и в должной мере из-
учил все, что напрямую связано с жиз-
нью и работой его героя.
Однако в целом событийно-
политическая и особенно личностная
фабула сериала озадачивает. Прежде
всего возникает ощущение, что созда-
тели либо проигнорировали многочис-
ленные свидетельства об облике Ста-
лина, его манере говорить, жестикули-
ровать, двигаться, либо преднамеренно
исказили его. Настоящий Иосиф Вис-
сарионович в отличие от образа, соз-
данного артистом Леваном Мсихилад-
зе, никогда не горбился, не изъяснялся
скороговоркой и фальцетом. Вспом-
ним, как характеризовал Сталина Гарри
Гопкинс, спецпредставитель президен-
та США, впервые встретившийся с со-
ветским лидером в Москве 30 июля
1941 года: «Сталин излучал уверен-
ность. Он пожал мне руку коротко,
твердо, любезно. Он тепло улыбался.
Не было ни одного лишнего жеста или
ужимки. Ни разу он не повторился. Он
говорил так же, как стреляли его вой-
ска: метко и прямо. Казалось, что гово-
ришь с замечательно уравновешенной,
разумной машиной. Иосиф Сталин
знал, чего он хочет, знал, чего хочет
Россия, и он полагал, что вы также это
знаете».
Актеры, олицетворяющие ближай-
шее сталинское окружение, внешне
мало похожи на своих героев, может, за
исключением Орджоникидзе, Берии,
Поскребышева и самого Власика. На-
верное, стоило выбрать артистов или
хотя бы грим, чтобы максимально при-
близить эти образы к оригиналам.
Сериал с такой тематикой обязан
сопровождаться многими эпизодами
из истории СССР, в том числе Великой
Отечественной войны. Но, как пове-
лось в отечественной кинематографии
с горбачевского периода, едва ли не
главное место в событийном ряду зани-
мает тема репрессий.
Взаимоотношения Сталина с его сы-
новьями и дочерью, конечно, не могли
остаться вне сюжета. Но семейная тема
раскрыта отрывочно. Больше всего
места отведено Василию Иосифовичу.
И это образ почти исключительно пья-
ницы и распутника. Тем самым косвен-
но оправдываются репрессии против
Василия, начатые почти сразу после
устранения самого Сталина.
В сериале имеются вроде бы мел-
кие, но заметные ошибки. Это, к при-
меру, географические карты СССР по-
слесталинского периода в ряде эпизо-
дов, повествующих о 30-х – начале
50-х. Это и радиотрансляция, заметим,
в конце 30-х строевой песни царской
армии «Сборы кончаются. Парочки
прощаются. До чего короткая военная
любовь». Это, как правило, «ручные»
передачи Сталину каких-либо доку-
ментов лично от Власика или от чле-
нов Политбюро. Не из папки для до-
кументов, а буквально из рук в руки,
чего, по многим свидетельствам, ни-
когда не было.
В большинстве эпизодов сериала и
ближайшее окружение, и даже обслужи-
вающий персонал обращаются к Стали-
ну не иначе как Иосиф Виссарионович.
В действительности это было позволено
считаным политическим и военным де-
ятелям СССР.
«Не будет меня, не станет и Стали-
на» – пророчество Власика сбылось в
полной мере, чему посвящен эпилог се-
риала. В целом объективно показано,
как «соратники» внедряли свои кадры в
охрану вождя и в материально-
техническую службу на его ближней
даче, где он все чаще бывал с конца 40-х,
а затем наступило начало марта 1953-го.
В этой связи нелишне было бы отобра-
зить в заключительной части сериала
тот факт, что «Радио Свобода», создан-
ное ЦРУ и западногерманской развед-
кой BND, стало вещать на СССР имен-
но с 1 марта 1953 года и в тот же день
сообщило о кончине Сталина. Выходит,
там уже знали, когда, как и с чьей по-
мощью он уйдет.
Сам Николай Сидорович Власик
(1896–1967) стал жертвой бериевских
интриг и хрущевских репрессий. Поста-
новлением Президиума Верховного Со-
вета СССР от 15 декабря 1956 года он
был помилован с восстановлением в
гражданских правах. Но воинское зва-
ние генерал-лейтенанта госбезопасно-
сти, как и многочисленные награды, на-
чальнику сталинской охраны при жизни
так и не вернули – даже после отставки
Хрущева. Впрочем, это другая, хотя и
близкая тема.
СЕРИАЛ О НАЧАЛЬНИКЕ ОХРАНЫ ВОЖДЯ
ГРЕШИТ НЕТОЧНОСТЯМИ
И КОНЪЮНКТУРЩИНОЙ
Эпоха Сталина остается востребованной кинематографом.
Но в отображении этого более чем 30-летнего периода
преобладают черно-белые краски. Игнорируются важнейшие
факты. Исторические личности показываются в духе
перестроечных представлений, предвзято или даже карикатурно.
Такой вывод напрашивается после просмотра телесериала
«Власик. Тень Сталина».
31
мая
mosfont.ru
ytimg.com
Академик Зелинский
считал создание противогаза
самым важным в своей жизни