Газета «Военно-промышленный курьер». №30 (694) 9-15 августа 2017 года - page 5

05
нюнь. Перемещались по территории Поднебесной под при-
крытием разных компаний и по результатам поездок готови-
ли многостраничные доклады, заканчивавшиеся выводом,
что с развитием китайского государства официальному
Токио необходимо увеличивать финансирование и расши-
рять деятельность агентурной сети.
В позапрошлом столетии правительство санкционирова-
ло создание специального разведподразделения, которое
через своих эмиссаров собирало информацию, касавшуюся
строительства стратегической Китайско-Восточной железной
дороги (КВЖД). В начале ХХ века японские разведчики ак-
тивно действовали в централь-
ных и восточных провинциях
страны, собирая и анализи-
руя военную и экономиче-
скую информации, однако в
1945-м поражение Квантун-
ской армии поставило крест
на отлаженной работе. Ликви-
дация дипломатического и во-
енного каналов передачи раз-
ведданных заставила спец-
службы перейти на полностью
нелегальные методы, зато спо-
собствовала развитию техни-
ческих средств. К примеру,
благодаря самым передовым
разработкам в области анализа газетных фотоматериалов
японские разведчики установили модели и производитель-
ность нефтедобывающего оборудования на промыслах в про-
винции Хэйлунцзян.
После восстановления дипотношений с Пекином для ве-
дения разведки на территории КНР Токио использует в
основном коммерческое прикрытие. По данным китайских
источников, за период с 1982 по 2009 год японские штирли-
цы подготовили и отправили около 150 отчетных докладов.
НАЧИНКА ДЛЯ РАКЕТ
Контрразведке КНР периодически удается брать шпио-
нов с поличным. В нескольких специальных операциях в пе-
риод с 2002 по 2015 год были задержаны семь японских ка-
дровых военных разведчиков, которые собирали подробную
информацию о развитии оборонной и транспортной инфра-
структуры в порту Нинбо, в Синьцзян-Уйгурском автоном-
ном районе, в провинциях Цзянси и Хэбэй. Только в одном
случае представителю Страны восходящего солнца удалось
избежать ареста и заключения, поскольку он занимал долж-
ность военного атташе. Для сравнения: за неполные два по-
следних года органы контрразведки КНР арестовали в раз-
личных регионах страны как минимум 12 японских граждан,
осуществлявших сбор геопозиционных данных, фотографи-
ровавших военные объекты, пункты пограничной охраны,
судостроительные и судоремонтные предприятия. Доказа-
тельная база государственного обвинения включала изъятые
высокоточные приемники GPS, позволявшие определять
координаты с точностью до 20 сантиметров. Кроме того, в
ноутбуках были обнаружены
англоязычные атласы. Даже
этот сравнительно простой
комплект позволял создавать
точные цифровые карты
местности в районах располо-
жения военных баз, пунктов
управления НОАК и других
стратегических объектов. В
дальнейшем на основе со-
бранной информации пишут-
ся полетные задания, загру-
жаемые в память, например,
противокорабельных ракет
воздушного
базирования
XASM-3, входящих в ком-
плект вооружения истребителей авиационных подразделе-
ний ССЯ и предназначенных для ударов по ВМС НОАК.
Как заявляет профессор исторического факультета
Фуданьского университета Фэн Вэй, официальные япон-
ские лица регулярно опровергают информацию о направ-
лении кадровых сотрудников разведки под дипломатиче-
ским, коммерческим и студенческим прикрытием в КНР.
При этом китайские чекисты располагают информацией
о том, что спецслужбы Страны восходящего солнца ак-
тивно работают над совершенствованием языковой и по-
веденческой подготовки сотрудников, действующих в
разных регионах КНР. В последнее время отмечается ак-
тивизация японских разведчиков в трех северо-восточных
провинциях. Вероятно, это связано с модернизацией
дорожно-транспортной сети, подготовкой к совместным
российско-китайским проектам в портах южного Примо-
рья, а также с готовностью НОАК к возможному обостре-
нию ситуации на Корейском полуострове.
АРМИЯ
реклама
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
пьезокерамические элементы,
многослойные актюаторы,
армированные актюаторы,
микродвигатели, микрореле
датчики различных типов,
пьезокерамические трансформаторы,
пьезокерамические фильтры,
гидроакустические модули,
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
генераторы на ПАВ,
линии задержки.
Японские спецслужбы
совершенствуют языковую
и поведенческую подготовку
сотрудников,
действующих в КНР
НИНДЗЯ
С КИТАЙСКИМ
УКЛОНОМ
ЯПОНИЯ
ГОТОВИТ
МИЛЛИОН
РАЗВЕДЧИКОВ
ДЛЯ РАБОТЫ
В КНР
Даниил НЕЖИНСКИЙ
ИНДИЙСКАЯ «ВАТА»
Нью-Дели традиционно уделяет войне
в горах большое внимание. Более того,
индийские военные обладают уникаль-
ным опытом полномасштабных боевых
действий на высотах от трех до пяти
тысяч метров. Речь о конфликте с Паки-
станом в Каргиле. В мае – июле 1999-го
ВС Индии отбили занятые противником
высокогорные посты, находившиеся на
спорной территории. Короткая, но крово-
пролитная война обошлась Нью-Дели в
почти 600 убитых и полторы тысячи ра-
ненных. Было потеряно несколько само-
летов и вертолетов.
Для действий в Гималаях Минобороны
Индии располагает несколькими горно-
стрелковыми дивизиями, а также отдель-
ными бригадами. Соответствующее обуче-
ние проходят и бойцы ВДВ. Но опыт обще-
войсковых боев в горных условиях у ин-
дийских военных невелик. Основная
задача горнострелковых частей и подраз-
делений – несение дежурства на много-
численных постах и патрулирование пере-
валов, а также спорных территорий.
Оставляют желать лучшего обмунди-
рование, стрелковое вооружение и специ-
альная экипировка индийских горных
стрелков. Фактически все эти критически
важные элементы остались на уровне
80-х. О многослойных комплектах одеж-
ды для сложных погодных условий и тре-
кинговой обуви индийские военные могут
только мечтать. В их арсенале нет специ-
альных горных рюкзаков и разгрузочных
жилетов. Главный элемент горной формы
индийских военных – длинная куртка-
парка. В качестве утеплителя выступает
аналог ваты. Утепленными головными
уборами зачастую служат тюрбаны-пагри.
Лишь некоторые подразделения распола-
гают специальным альпинистским снаря-
жением: обвязками, горными молотками,
ледорубами и т. д. Бронежилеты и балли-
стические шлемы – большая редкость.
Учения по ведению наступления, по
захвату перевалов, проходов и других важ-
ных участков местности почти не прово-
дятся. А если организуются, то не выше
звена рота-взвод. Во многом это объясня-
ется особым графиком службы индийских
горных стрелков. Часть весны, летом и
осенью они несут службу на блокпостах и
наблюдательных точках высоко в горах на
спорных территориях. При этом гарнизо-
ны редко превышают по численности
взвод или даже отделение. По истечении
благоприятного периода военнослужащие
покидают свои посты и спускаются вниз.
Организовать боевую подготовку в таких
условиях достаточно сложно.
По мнению военно-политического ру-
ководства Индии, главный инструмент
горной войны – артиллерия. Поэтому Нью-
Дели уделяет большое внимание закупке
мощных и мобильных орудий, способных
вести огонь на высотах свыше трех тысяч
метров. Так, победа над пакистанскими от-
рядами в Каргиле одержана во многом
благодаря шведским гаубицам FH77. Их
155-мм снаряды методично сметали пози-
ции противника на перевалах и вершинах.
И только потом в бой шла горная пехота.
Вооруженные силы Индии располагают
410 такими артсистемами. Не так давно
Нью-Дели заключил контракт на закупку
145 гаубиц М777 производства BAE
Systems.
В отличие от пехоты индийские артил-
леристы постоянно проводят учения в гор-
ных условиях. Организуются не только
стрельбы. Отрабатывается переброска гау-
биц, их развертывание на вершинах гор.
Стрельба ведется в сложных условиях и
при плохой погоде.
КИТАЙСКАЯ БРОНЯ
У Китая нет специализированных гор-
нострелковых подразделений. В нацио-
нальных вооруженных силах есть пехот-
ные, мотопехотные и танковые полки, ко-
торые дислоцированы в высокогорной
местности. В том числе и в Тибете, кото-
рый граничит с Бутаном и выходит к плато
Доклам.
В сравнении с Нью-Дели у Пекина не
так много спорных высокогорных участ-
ков местности, которые надо защищать.
Их патрулирование возложено на погра-
ничные силы. В то же время горные об-
щевойсковые китайские подразделения
проходят полноценный курс боевой под-
готовки. В него входят все необходимые
элементы, начиная от слаживания отде-
лений и заканчивая полковыми и бригад-
ными учениями.
Руководство китайского Минобороны
считает, что при должной организации
вести боевые действия в горах можно, ис-
пользуя те же тактические приемы, что и
на равнине. КНР активно экспериментиру-
ет с использованием бронетехники. В част-
ности, был создан и принят на вооружение
специальный горный танк. Его точное на-
звание и тактико-технические характери-
стики неизвестны. По имеющимся данным,
экипаж боевой машины, вооруженной
105-мм пушкой, – три человека. По непро-
веренной информации, в ближайшее
время китайская горная пехота пополнит-
ся специализированными бронетранспор-
терами, боевыми машинами пехоты и са-
моходными гаубицами.
НОАК в отличие от индийских ВС рас-
полагает первоклассной горной амуници-
ей и легким стрелковым вооружением. В
комплект китайского пехотинца в Тибете
входят многослойная одежда, специаль-
ные рюкзаки и разгрузочные жилеты. Есть
у них и облегченные «броники» с совре-
менными баллистическими шлемами.
На фотографиях с плато Доклам ин-
дийские военные выглядят на фоне китай-
ских весьма слабо экипирован-
ными. И явно не тянут на пред-
ставителей державы, распола-
гающей ядерным оружием.
Почему Китай не стремится
формировать специальные гор-
нопехотные части и подразделе-
ния, а делает ставку на обще­
войсковые подразделения, ос­
нащенные спецтехникой? Ответ
достаточно прост. Самый важ-
ный для Пекина высокогорный
участок местности – Тибет. При
должной подготовке и оснаще-
нии там можно вести полномас-
штабные общевойсковые бои с
использованием артиллерии и бронетех-
ники. Продолжение Тибета – плато До-
клам, где по китайской концепции также
можно использовать общевойсковые под-
разделения.
ДОРОГИ И ТЫЛЫ
Главное условие победы в высокогор-
ной войне – своевременное снабжение
войск. Этот урок хорошо усвоили в Индии.
Поэтому Нью-Дели уделяет пристальное
внимание организации материально-
технического обеспечения в высокогорных
условиях. Опыт войны в Каргиле показал,
что самый эффективный способ – воз-
душный мост.
В мае – июле 1999 года индийские ВВС
смогли обеспечить бесперебойное снаб-
жение своей высокогорной группировки.
Самолеты Ан-32 доставляли грузы на вы-
сокогорные аэродромы, оттуда имущество
развозилось вертолетами на пункты снаб-
жения на горных вершинах и перевалах.
Сейчас для увеличения подъемных воз-
можностей авиации в горных условиях
Нью-Дели закупает американские военно-
транспортные самолеты С-17.
Опыт воздушных операций пригодится
Индии в Бутане. К плато Доклам нет нор-
мальных дорог с высокой пропускной спо-
собностью. Поэтому в случае развертыва-
ния там индийской дивизии или несколь-
ких бригад их снабжение ляжет на плечи
военно-воздушных сил. Но нормальных
аэродромов в Бутане тоже нет. Поэтому
придется строить временные взлетно-
посадочные полосы.
Впрочем, воздушный мост в Каргиле
оказался эффективным только потому,
что ему не противодействовали пакистан-
ские истребители и средства ПВО. Но в
случае с КНР и плато Доклам на такой па-
цифизм Нью-Дели вряд ли может рассчи-
тывать. Китайские военные приложат все
усилия, чтобы изолировать индийский
контингент от снабжения. В ход пойдут ис-
требители, которые займутся перехватом
транспортных самолетов и вертолетов. А
истребители-бомбардировщики, ракетные
комплексы и артиллерия начнут наносить
удары по временным индийским ВПП.
Несмотря на явно назревавший кон-
фликт и партнерские отношения с Бута-
ном, Нью-Дели не уделял внимания забла-
говременной подготовке возможного ТВД.
А Пекин развернул полномасштабное
строительство в Тибете.
В распоряжении китайских военных
уникальная железная дорога, которая
ведет с равнинной части Китая до столицы
Тибета Лхасы. Недавние фотографии по-
казали, что эта транспортная артерия ак-
тивно используется военными Поднебес-
ной для переброски войск.
Как известно, на железной дороге в
Тибете есть несколько пустых станций.
Они оснащены полным комплектом обо-
рудования и даже перронами и специаль-
ными турникетами для пассажиров. Но
находятся очень далеко от населенных
пунктов. В случае конфликта эти станции
станут местами базирования подразделе-
ний ПВО, прикрывающих стратегически
важную магистраль. Там же можно разме-
стить ремонтные бригады для экстренного
восстановления полотна и мостов.
В Тибете есть несколько аэродромов.
К примеру, расположенный на расстоянии
60 километров от Лхасы первоклассный
Гонггар. Воздушная гавань располагает
взлетно-посадочной полосой длиной в
4000 метров. Она вполне подходит не
только для взлета и посадки истребителей,
но и транспортных самолетов типа Ил-76.
ШТАБНАЯ РАБОТА
Индия располагает уникальным опы-
том высокогорной войны, но он мало
применим в случае масштабных боев на
плато Доклам. Обычным общевойсковым
подразделениям индийской армии будет
сложно воевать на высоте свыше 4000
метров. А специализированные горные
стрелки окажутся слишком слабыми про-
тив китайских горных мотопехотных и
бронетанковых подразделений. Военным
Поднебесной определенную проблему
может создать индийская артиллерия.
Правда, ее эффективность будет зави-
сеть от работы воздушного моста между
плато и «Большой землей». Рассчитывать
на прохождение автомобильных колонн в
условиях неразвитой дорожной сети Бу-
тана индийским штабам не приходится.
В отличие от Нью-Дели Пекин на про-
тяжении десятилетий выстраивал военную
инфраструктуру в Тибете. Помимо развер-
тывания там специальных воинских частей,
предназначенных для действий в регионе,
Китай провел в этот высокогорный край
полноценные транспортные ар-
терии. Инфраструктура постоян-
но совершенствуется, военные
НОАК хорошо подготовились к
боевым действиям в уникальных
географических условиях.
Более того, именно дорожная
активность и стала поводом для
нынешнего вооруженного кон-
фликта. На территории Доклама
начали работать китайские воен-
ные инженеры, проводя изыска-
ния для строительства дороги из
Лхасы в сторону Бутана. Чем это
может угрожать Индии? Дело в
том, что имея возможность пере-
брасывать воинские контингенты на плато,
Китай сможет в полной мере угрожать стра-
тегически уязвимому району Индии – узко-
му перешейку между Непалом и Бангладеш,
соединяющему основную территорию стра-
ны с несколькими восточными штатами.
Потому индийские войска сразу же прояви-
ли активность, постаравшись вытеснить
китайские подразделения с плато.
В комплект китайского
пехотинца в Тибете входит
многослойная одежда,
специальные рюкзаки
и разгрузочные жилеты
ПРОТИВОСТОЯНИЕ
ВОЙНА НЕ ЗА ГОРАМИ
Начало на стр. 01
newsworldindia.in
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook