Газета «Военно-промышленный курьер». №30 (694) 9-15 августа 2017 года - page 7

Алексей КАЗАКОВ
Этот вопрос обсуждался в нижней и
верхней палатах Законодательного собра-
ния. Программа делится на несколько ча-
стей. В правительственной комиссии по
импортозамещению работают две подко-
миссии. Одна ведает гражданскими отрас-
лями, другая – оборонно-промышленным
комплексом. В свою очередь в программе
импортозамещения в ОПК тоже две со-
ставляющие. В одной речь идет об отече-
ственных аналогах изделий с Украины, во
второй – из стран НАТО.
По оценке заместителя председателя
коллегии Военно-промышленной комис-
сии Олега Бочкарева, продукция незалеж-
ной замещена по всей номенклатуре.
Самой тяжелой позицией, потребовавшей
много времени и сил для замены, стали ко-
рабельные газотурбинные двигатели про-
изводства николаевского госпредприятия
НПКГ «Зоря» – «Машпроект». Но к на-
стоящему времени подобная силовая уста-
новка создана в Рыбинске. «Двигатель про-
ходит сдаточные испытания и в ближайшее
время начнет поступать на верфи, где его
ждут корпуса кораблейдляВоенно-
морского флота», – констатировал
Бочкарев на заседании Совета по
законодательному обеспечению
оборонно-промышленного ком-
плекса и военно-технического со-
трудничества при верхней палате
российского парламента.
ВО ВСЕ ЛОПАТКИ
Директор департамента стра-
тегического развития Минпром-
торга Алексей Ученый также настроен
оптимистично. На первом заседании Экс-
пертного совета по импортозамещению,
созданного при думском Комитете по
экономической политике, промышленно-
сти, инновационному развитию и пред-
принимательству, он сказал, что в сово-
купности оказываемые меры привели к
превышению плановых значений по при-
росту доли российского производства в
большинстве курируемых ведомством от-
раслей. «Показатели таковы. Тяжелое ма-
шиностроение: плановое значение – 44
процента, фактическое – 52,4. Энерго-
маш: плановое – 74, факт – 77. Кабельная
промышленность: план – 75,8, факт – 75.
Немножко просели. Нефтегаз: план – 44,
факт – 54,5. Легкая промышленность:
план – 32, факт – 35. Трансмаш: плановое
значение – 81,5, фактическое – 97. Суще-
ственное превышение. Машиностроение
для пищевой и перерабатывающей про-
мышленности – очень актуальное для нас
направление: план – 21, факт – 23,7. Как
видите, наибольшее количество плановых
значений перевыполнено».
А как воспринимают программу в
обществе? Его ожидания можно назвать
максимально завышенными, что-то
вроде «обогнать не догоняя». Что имеет-
ся в виду? В Китае импортозамещение
сводится к воспроизводству и копирова-
нию иностранной продукции. Зарубеж-
ный разработчик ушел далеко вперед,
«копировщики» вынуждены выпускать
неконкурентоспособный товар. Причем
такой подход исключает науку из процес-
са импортозамещения. На заседании
Экспертного совета академик Андрей
Рудков высказался решительно против
слепого копирования: «Мы должны не
просто воспроизводить иностранные об-
разцы, а совершенствовать их и создавать
глобально конкурентоспособный про-
дукт, который был бы востребован не
только на нашем рынке, но и, конечно
же, за рубежом».
Впрочем, есть случаи, когда подни-
мать технологический потолок при копи-
ровании зарубежной техники просто не-
куда. Например, в бытность Юрия Ели-
сеева генеральным директором ФГУП
«Московское машиностроительное про-
изводственное предприятие «Салют» у
одной из стран НАТО был приобретен
комплекс по изготовлению лопаток для
газотурбинных авиадвигателей, очень
трудоемкой и дорогостоящей продукции.
Елисеев поручил конструкторам и техно-
логам разобрать этот обрабатывающий
центр и сделать такой же – в то время,
когда понятие «импортозамещение» еще
не было даже артикулировано. Поручение
выполнили. В результате «Салют» полу-
чил такие мощности, которые за два дня
выполняли месячную программу изготов-
ления лопаток. Маловероятно, что такой
обрабатывающий центр нуждается в со-
вершенствовании.
Есть примеры, когда сотрудничество
«оборонщиков» с наукой дает хорошие ре-
зультаты. Причем в самой трудной пози-
ции – импортозамещении электроники из
стран НАТО. Ученые Роскосмоса нашли
уникальное решение, рассказал на заседа-
нии Совета по законодательному обеспе-
чению оборонно-промышленного ком-
плекса и военно-технического сотрудни-
чества Олег Бочкарев. «У нас было поряд-
ка двух тысяч наименований в области
электроники по Роскосмосу, которые мы
покупали у государств НАТО. Если бы
мы последовательно меняли одну пози-
цию на другую, то неизвестно, когда бы
эти две тысячи комплектующих были бы
сделаны. Наши инженеры нашли другое
решение. Заменили две тысячи на 153 и,
что очень важно, создали на их базе соб-
ственные конструкции. Они апробирова-
ны и подтверждены как технически вер-
ные. В течение двух-трех лет приборы на
новых инженерных решениях
пройдут соответствующий цикл
испытаний». Бочкарев уверен в
том, что разработки специалистов
Роскосмоса могут быть использо-
ваны и в других отраслях ОПК, на-
пример в авиации, средствах авто-
матизации, связи и т. д.
ДОСТИЖЕНИЯ НАИЗНАНКУ
Выполнить программу по
принципу «обогнать не догоняя»
кажется нереальным и из-за низ-
кой исполнительской дисциплины
при реализации ответственных проектов.
Так, одно из предприятий Нижегород-
ской области изготовило бак для сбора
радиоактивных отходов кораблей. Экс-
педиторская компания, взявшаяся пере-
везти его на судостроительный завод в
Архангельской области, уже несколько
месяцев не может доставить этот крупно-
габаритный груз по назначению и на мо-
мент подготовки данной статьи еще не
сделала этого. Первый заместитель пред-
седателя Комитета по обороне и безопас-
ности Совета Федерации Франц Клинце-
вич видит причину в непрофессионализ-
ме экспедиторской компании. Вряд ли в
годы четвертой пятилетки такая наклад-
ка была возможна.
Еще досаднее, когда выполнению про-
граммы мешают грубые управленческие
ошибки, немыслимые в период послево-
енного восстановления экономики. Пред-
седатель совета директоров ООО «Инду-
стриальный парк «Сафоново» Михаил
Медведев приводит пример импортоза-
мещения наоборот, в результате которого
выигрывают зарубежные конкуренты,
причем за счет российских бюджетных
средств. Так, Уралвагонзавод получил го-
сударственную субсидию 135 миллионов
рублей и 300 миллионов займа из Фонда
развития промышленности на НИОКР
контейнера-цистерны из полимерных
композиционных материалов. Был заклю-
чен договор с финской компанией, сдела-
ны два образца, которые сейчас демон-
стрируются на выставках. Но подрядчик
на основе этих разработок выполнил свой
проект, причем учел в нем ряд недочетов,
в частности снизил на полтонны вес ци-
стерны. Пока Уралвагонзавод ездит со
своими цистернами по выставкам, финны
запускают улучшенную серию для реали-
зации в Европе.
Дискуссия на заседании совета показа-
ла, что на малых и средних предприятиях
много талантливых специалистов, про-
шедших большую производственную
школу в условиях жесткой конкуренции.
Но этот потенциал программы импорто-
замещения используется неэффективно
по причине несовершенства нормативной
базы. Генеральный директор Группы ком-
паний «Инновация» Армен Бабаян обра-
тил внимание членов совета на постанов-
ление Минпромторга 1312, в котором
речь идет о субсидировании до 50 про-
центов объемов НИОКР. К сожалению,
малый бизнес иногда остается за бортом.
Почему? Причина в том, что в самом тек-
сте постановления есть такая формули-
ровка, что технологическое оборудование,
которое используется при реализации
НИОКР, должно стоить не менее 75 мил-
лионов. «Для малого бизнеса это невы-
полнимое условие. Поэтому многие
предприятия отсекаются».
Конечно, разместить ГОЗ на
крупном производстве, входящем
в реестр предприятий ОПК, проще
и надежнее. Там проверенные ру-
ководители, с которых в случае
чего можно строго спросить за
срыв сроков поставок и за качество
продукции. Однако сейчас на раз-
личных уровнях власти хватает по-
литиков, взращенных в среде мало-
го и среднего бизнеса, которые вряд ли
могут быть полезными для выполнения
программы. В частности, на Байкаль-
ском экономическом форуме в Улан-Удэ,
состоявшемся в 2012 году, обсуждался
острый для всего Зауралья вопрос о не-
хватке самолетов для малой авиации.
Представители Забайкалья, уставшие от
обещаний начать производство совре-
менных самолетов для малой авиации,
поддержали эмоциональное заявление
Сергея Шойгу, возглавлявшего тогда
МЧС, о производстве кукурузников.
(Дескать, не строите новых самолетов,
так хотя бы выпуск Ан-2 возобновите.)
Ведь отдаленные поселки, особенно в
Якутии и Красноярском крае, вымирают,
будучи отрезанными от городов. В ответ
один успешный бизнесмен, руководитель
Комитета Совета Федерации по экономи-
ческой политике, предложил не возобнов-
лять производство кукурузников, а поку-
пать самолеты за рубежом, чем поверг
участников «круглого стола» в ступор.
Вряд ли наличие во власти таких пред-
ставителей новой генерации, поднато-
ревших в коммерции, но не понимающих
мультипликативного эффекта от произ-
водства, может способствовать реализа-
ции программы импортозамещения. Не
случайно академик Рудков заявил на со-
вете: «Нам нужен кадровый спецназ!».
Рынок показал, что сторонники куку-
рузника оказались правы. Опытный обра-
зец самолета изготовило ФГУП «Сибир-
ский научно-исследовательский институт
авиации им. С. А. Чаплыгина». ТВС-
2ДТС выполнен из композитного мате-
риала. Но в нем легко угадывается прото-
тип – Ан-2. На МАКС-2017 его прозвали
кукурузником ХХI века. Осталось найти
производителя, готового освоить передо-
вые технологии, и получить государствен-
ную поддержку. Наступает момент исти-
ны. Если самолет не получит господдерж-
ки, подтвердятся слухи о том, что отказ
от собственной малой авиации есть одно
из условий нашей капитуляции в холод-
ной войне.
ПРОГРЕСС НА ПЕНСИИ
Не надо забывать, что сталинское эко-
номическое чудо стало возможным благо-
даря энтузиазму населения. Если сейчас
отсечь творчество масс, активно развива-
ющееся на скромных инжиниринговых
предприятиях, то можно ли рассчитывать
на поддержку общества и на успешное вы-
полнение программы?
Где сегодня могут быть востребованы
результаты их деятельности? Член дум-
ского Комитета по природным ресурсам,
собственности и земельным отношениям
Андрей Чернышев уверен, что малые
предприятия способны успешно постав-
лять комплектующие узлы и изделия на
уже выпускаемую продукцию: вертоле-
ты, ракеты и т. д.: «Таким компаниям,
как Ростех, необходимо уделить больше
внимания привлечению малого и средне-
го бизнеса, использовать его в качестве,
может быть, опытного производства, сде-
лать так, чтобы новые технологии, кото-
рые рождаются в таких коллективах, были
востребованы». В качестве примера Чер-
нышев приводит компанию «Фарвижн»,
занимающуюся созданием уникальных
оптико-электронных приборов. Ее техно-
логии в оптике и лазерной промышленно-
сти превосходят мировые. Израильская
армия хотела бы получить приборы от
этой фирмы. К сожалению, ее продукция
сегодня в России не востребована, отмеча-
ет Чернышев.
Положительный пример – частная
компания КБ «Современные авиацион-
ные технологии», которая спроектировала
учебно-тренировочный самолет СР-10 и
вместе со Смоленским авиационным за-
водом изготовила первые образцы. Сей-
час Воздушно-космические силы России
впервые в истории планируют закупать
самолет у частной компании. Еще при-
мер: среднее предприятие «БайтЭрг» за-
нимается системами безопасности и ви-
деонаблюдения. В то время как рынок за-
вален некачественными китайскими ка-
мерами, российская компания уже 20 лет
поставляет, разрабатывает и производит
отечественные системы видеонаблюдения.
Мобильными комплексами «Дозор»,
«Патруль-видео» снабжаются МВД и
ФСО. Камеры компании установлены и
надежно работают на отечественных са-
молетах, служебных вертолетах, инкасса-
торских автомобилях, используются на
пожарах. Системами видеонаблюдения
оборудованы городские автобусы и трол-
лейбусы, автомобили ППС и ДПС, при-
городные электропоезда.
Опыт послевоенного восстановления
народного хозяйства заставляет вспомнить
лозунг о том, что кадры решают все. В
связи с этим возникает банальный вопрос:
кто будет решать задачи импортозамеще-
ния у станков и на сборочных площадках?
«У нас стареют кадры. В Рыбинске средний
возраст слесаря четвертого-пятого разря-
дов пенсионный. Авиационные, судостро-
ительные корпорации задыхаются от от-
сутствия современных рабочих высокой
квалификации», – негодует председатель
Экспертного совета думского Комитета по
обороне Борис Усвяцов. Решение этой про-
блемы – хорошо забытое старое: втузы при
заводах. Сегодня их имеют только два обо-
ронных предприятия России. Остальные
рады бы, но нет денег. Существующая нор-
мативная база не способствует взращива-
нию молодых специалистов. При этом не
было ни одного заседания по проблемам
ОПК, где бы не поднимался этот вопрос.
Но воз и ныне там.
Представитель Института социально-
экономических стратегий и технологий
развития Петр Верник видит в этой глухо-
те системную проблему: «С мнением про-
фессионального сообщества из различных
сфер оборонно-промышленного ком-
плекса большинство представителей госу-
дарственных органов соглашаются,
но довести законодательную ини-
циативу до результата, как прави-
ло, не получается». Верник предла-
гает ввести административную от-
ветственность для чиновников,
пренебрегающих рекомендациями,
разработанными парламентария-
ми. Вряд ли к этому можно отне-
стись серьезно.
Но и откладывать кадровую
проблему в долгий ящик нельзя.
Импортозамещение – это надолго,
оно вряд ли ограничится 2020
годом. «Программа импортозамещения,
о которой мы пока больше говорим, чем
делаем, не теряет своей актуальности. На-
оборот, градус проблемы возрастает», –
предупреждает председатель Комитета
Совета Федерации по обороне и безопас-
ности Виктор Озеров. Его тревога вызва-
на несколькими причинами.
Программа не выдерживает истори-
ческой конкуренции с пятилеткой после-
военного восстановления народного хо-
зяйства, потому что не отвечает на глав-
ный вопрос: почему импортозамещение
началось только в ответ на санкции, а не
раньше? Ведь о положении, в которое мы
сейчас попали, предупреждали с самых
высоких трибун такие авторитетные по-
литики, как Аркадий Вольский, Евгений
Примаков, Николай Рыжков. История с
«Суперджетом» ничему нас не научила. В
нем 70 процентов комплектующих ино-
странного производства, и это резерв для
пополнения санкционного списка. Но
ведь и в МС-21 половина деталей им-
портные.
А главное – решения правительства по
импортозамещению носят во многом
формальный характер.
ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ КУКУРУЗНИК
Выполнение программы импортозамещения часто сравнивается
с восстановлением разрушенной после войны страны. Тогда
народное хозяйство удалось поднять в течение четвертой пятилетки.
Историки нарекли это сталинским экономическим чудом. Программа
импортозамещения стартовала в 2014-м. Сколько еще времени
понадобится на ее реализацию? Чем могут помочь законодатели?
Начало на стр. 01
Алексей ПЕСКОВ
Сергей КАРПАЧЕВ
07
«ОБОРОНКА»
ТЕМА
Выполнению программы
импортозамещения
мешают грубые
управленческие ошибки
Средний возраст слесаря
четвертого-пятого разрядов
пенсионный
главный судья
Роман БИНЮКОВ
доволен
российскими
экипажами
Задача –
преодолеть
минное поле
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook