ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА Тип 95 «Ха-Го» образца 1935 года
и СРЕДНЕГО ТАНКА «Чи-ха» образца 1938 года
Боевая масса (кг) 7600
14 000
Экипаж (чел.)
3
5
Габаритные размеры
Длина (мм)
4730
5730
Ширина (мм)
2200
2330
Высота (мм)
2360
2420
Клиренс (мм)
нет данных
420
Вооружение
одна 47-мм пушка Тип 97 и один 7,7-мм пулемет
Тип 97
одна 57-мм пушка Тип 97 и два 7,7-мм пулемета
Тип 97
Боекомплект
нет данных
120 выстрелов и 3825 патронов
Приборы
прицеливания
телескопический прицел
телескопический орудийный и оптические
пулеметные прицелы
Бронирование
лоб корпуса – 12 мм
борт – 12 мм
корма (верх) – 12 мм
корма (низ) – 6 мм
лоб башни – 12 мм
борт башни – 12 мм
корма башни – 12 мм
крыша – 12 мм
днище – 9 мм
лоб корпуса – 25 мм
борт – 22 мм
корма – 25 мм
башня – 20 мм
маска пушки – 25 мм
крыша – 12 мм
днище – 8 мм
Двигатель
Mitsubishi NVD 6120, 6-цилиндровый,
дизельный, воздушного охлаждения, 110 л. с.
при 1800 об/мин
Mitsubushi Type 100, 12-цилиндровый,
дизельный, воздушного охлаждения; 170 л. с.
при 2000 об/мин
Трансмиссия
механического типа: главный и бортовые
фрикционы, дифференциал, 4-ступенчатая КПП,
карданный вал
механического типа: редуктор, коробка
передач с понижающей передачей (8 + 2),
карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые
однорядные редукторы
Ходовая часть
(на один борт): четыре сдвоенных опорных катка,
два поддерживающих ролика, ведущее колесо
переднего расположения (зацепление цевочное);
подвеска типа Хара; гусеница мелкозвенчатая, с
открытым шарниром и одним гребнем, шириной
250 мм, шаг трака 95 мм, число траков 97
(на один борт) четыре опорных катка
с подвеской типа Хара, два катка
с индивидуальной пружинной подвеской,
три поддерживающих ролика (все обрезинены);
гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем,
шириной 330 мм
Скорость
45 км/ч по шоссе
26 км/ч по проселку
44 км/ч по дороге
Запас хода
176 км по шоссе
144 км по проселку
210 км
Преодолеваемые препятствия
Угол подъема
(град.)
40
30–35
Высота стенки (м) нет данных
0,76
Глубина брода (м) 1,00
1,00
Ширина рва (м)
2,00
2,50
Коллекция японских танков
в экспозиции «Эхо войны»
в прошлом году пополнилась
двумя новыми экспонатами,
доставленными с острова
Шумшу.
Вера ЗАХАРОВА,
сотрудник Музея
бронетанкового вооружения
Японские Тип 95 «Ха-го» и Тип
97 «Шинхото Чи-ха» из состава
11-го танкового полка были подби-
ты в ходе Курильской десантной
операции 18 августа 1945 года.
Предположительно машины при-
надлежали 4-й роте, которой ко-
мандовал капитан Ито Рикио. 11-й
танковый полк дислоцировался в
тот период на острове Шумшу,
имея на вооружении оба указанных
типа общим числом 64 единицы.
На Курилах он появился в 1944-м,
а сформирован был в Манчжурии в
1942 году (командир – полковник
Икеда Суэо) и входил в состав 2-й
танковой дивизии.
Тип 95 «Ха-Го» – самый массовый
японский легкий танк, разработан-
ный в 1933–1934 годах для сопрово-
ждения механизированных кавале-
рийских соединений. Серийно про-
изводился с 1936 по 1943-й, исполь-
зовался во Второй японо-китайской
войне и был наряду со средним
«Чи-Ха» основным японским тан-
ком Второй мировой. Являясь удач-
ной конструкцией для середины 30-х
годов, в 40-е он безнадежно устарел,
однако нехватка бронетехники вы-
нудила японцев использовать его до
самого конца войны на всех ТВД.
Тип 97 «Шинхото Чи-ха» разра-
ботан компанией «Мицубиси» в
1935–1937 годах, серийно произво-
дился с 1938 по 1943-й. Второй
после «Ха-Го» помассовости, «Чи-Ха»
составлял основу японских броне-
танковых сил и активно использо-
вался на всех ТВД.
Оба образца выставлены на экс-
позиционной площадке № 1 парка
«Патриот».
ЯПОНСКИЕ ТАНКИ «ХА-ГО»
И «ШИНХОТО ЧИ-ХА»
ПРИБЫЛИ В ПОДМОСКОВЬЕ
ЧЕРЕЗ КУРИЛЫ
БИТЫЕ
ВНЕДОРОЖНИКИ
ОТ «МИЦУБИСИ»
ЗВОНОК
ПО ГИДРОФОНУ
ИМЕЮЩИЕСЯ СРЕДСТВА ОБНАРУЖЕНИЯ
НЕ В СОСТОЯНИИ ОБЕСПЕЧИТЬ
ЗАЩИТУ ОТ ПОДВОДНЫХ УГРОЗ
Принятая более 50 лет назад концепция построения гидроакустических систем не обеспечивает
дальнего обнаружения подводных лодок вероятного противника. Из тупикового направления
есть выход, но для этого необходимо переходить от традиционного амплитудного
к оптическому разностному способу преобразования звуковой информации.
Борис ВОРОНКОВ
Принятые в последние десятилетия меры по сниже-
нию собственных шумов подводных лодок привели к сме-
щению спектра в область частот ниже 17 герц. Он стал
«гладким», из него исчезли индивидуальные признаки.
Как следствие дальность обнаружения отечественными
гидроакустическими комплексами (ГАК) подводных
лодок упала до трех-четырех километров. Обеспечение
требуемой соображениями безопасности дальности обна-
ружения в 200–300 километров при современном состоя-
нии техники – проблема.
SOS ОТ SOSUS
Первой масштабной системой слежения за подводной
обстановкой стала SOSUS, развернутая американцами на
Атлантическом и Тихом океанах еще в начале 70-х. Она
предназначалась для определения местоположения и па-
раметров движения атомных подводных лодок с помо-
щью кабельной сети гидрофонов, проложенной по дну.
Данные непрерывно поступают для обработки на бере-
говые противолодочные центры, расположенные на за-
падном и восточном побережьях США. SOSUS была
оборудована пьезокерамическими гидрофонами. Пер-
вый опыт ее эксплуатации привел операторов в восхище-
ние – российские подводные лодки обрели у американ-
цев прозвище «ревущие коровы». Однако в результате
принятых нами мер спектр шумов подводных лодок был
уведен в область инфразву-
ка, а для работы в низкоча-
стотной области использо-
вавшиеся методы приема и
обработки гидроакустиче-
ской информации оказа-
лись непригодными.
Но оглохла не только си-
стема обнаружения – то же
произошло и с лодками,
ведь ГАС создавались по тем
же принципам. Наилучшей
иллюстрацией стало ЧП в
ночь с 3 на 4 февраля 2009
года. На большой глубине в
спокойной обстановке в
центральной части Атланти-
ческого океана во время бое-
вого дежурства столкнулись
две самые современные ра-
кетные атомные подводные
лодки ВМС Великобрита-
нии и Франции – «Вэнгард»
и «Триумфатор». Две новейшие АПЛ ведущих стран
НАТО, несмотря на современное гидроакустическое обо-
рудование, не увидели друг друга даже на близком рас-
стоянии из-за низкого уровня шумового излучения.
У нас ситуация оказалась еще хуже. В открытом до-
ступе есть информация о столкновении в 1992 году аме-
риканской субмарины «Батон Руж» с российской «Костро-
мой» в Баренцевом море. Наша подлодка находилась на
полигоне боевой подготовки вблизи полуострова Рыба-
чий. При очередном всплытии на перископную глубину
раздался удар – рубка «Костромы» врезалась в корпус аме-
риканского атомохода, присутствие которого вблизи рос-
сийской территории оставалось незамеченным. Притом
что именно в этом районе находилась станция гидроаку-
стической разведки. На шельфе располагались гидроаку-
стические антенны длиной около ста метров, установлен-
ные вдоль свала глубин. Чтобы представить себе размеры
этих конструкций, достаточно сказать, что каждую из них
удерживали на дне два якоря весом по 60 тонн каждый.
Гидроакустическая информация передавалась по кабелю
на береговую станцию наблюдения.
ТИШЕ, МЫШИ
Каким образом снижали шумность подводных лодок?
Стоит отметить переход американских АПЛ на одноваль-
ную движительную установку, увеличение диаметра греб-
ного винта до восьми метров при понижении числа его
оборотов до 100 в минуту, доведение числа лопастей до
семи и придание им специальной саблевидной формы.
Эти меры привели к значительному снижению шумового
излучения.
Заметим, что 100 оборотов в минуту гребного вала со-
ответствует излучаемой частоте порядка двух герц. Соот-
ветственно море более чем на 60 децибел «громче» подво-
дной лодки.
Есть примеры успешного снижения шумности и оте-
чественными кораблестроителями. «Варшавянка» оказа-
лась самой современной и малошумной ДЭПЛ отече-
ственного флота. В ее силовую установку входят два
дизель-генератора. Если лодки старых типов на поверх-
ности ходили под дизелями, экономя электроэнергию, то
«Варшавянки» и в надводном, и в подводном положении
передвигаются только под электромоторами. Их несколь-
ко: главный, мощностью 5500 лошадиных сил, экономи-
ческого хода –130 лошадиных сил и пара 102-сильных
резервных. Все они работают на один гребной винт – ше-
стилопастный, с оборотами до 250 в минуту. Маломаг-
нитная сталь, убирающиеся рули, амортизирующие плат-
формы для двигателей, специальные внешние гидроаку-
стические покрытия – все это обеспечивает лодке макси-
мальную звукоизоляцию, незаметность и в целом
значительно затрудняет обнаружение противником. А в
режиме движения на электромоторах «Варшавянка» ста-
новится вовсе неслышимой и способна подкрасться к
нужной цели почти вплотную.
НЕЛАДНАЯ ГАРМОНИЯ
Традиционные отечественные ГАС обеспечивают пре-
образование сигналов в области средних звуковых частот.
Потому и обнаружить подводную лодку, используя суще-
ствующую технику приема, по шумам на частоте два герца
– а это инфразвук – невозможно. Из чего следует вывод о
необходимости повышения эффективности преобразова-
ния сигналов в этой части диапазона. Такую возможность
предоставляет оптический разностный способ преобразо-
вания.
На АПЛ «Вирджиния» устанавливаются волоконно-
оптические гидрофоны лазерного возбуждения, работаю-
щие в диапазоне 10–480 герц. Основу гидрофона состав-
ляет лазер с длиной волны порядка 6328 ангстрем, кото-
рый запитывает две катушки кварцевого оптического во-
локна длиной до 40 метров. Воздействие акустического
сигнала приводит к относи-
тельной деформации кату-
шек, к модуляции света на
выходе схемы и к выделению
разностного сигнала. Эф-
фективность преобразова-
ния на 40 децибел выше по
сравнению с пьезокерамиче-
скими гидрофонами и не
уменьшается со снижением
частоты. Основные затруд-
нения при создании подоб-
ной системы, очевидно,
были в исключении источ-
ников собственных неста-
бильностей, находящихся за
пределами принятого для
рассмотрения
диапазона.
Насколько трудоемок этот
процесс, можно понять из
того, что разработки были
начаты организацией NRL
ВМС США в 1979-м и толь-
ко к 2014 году, через 35 лет, стали появляться весьма ску-
пые сведения о применении подобных гидрофонов.
Для обеспечения приема в низкочастотной области
спектра нам также необходим пересмотр существующих
базовых положений преобразования сигналов. Полагаться
на то, что техническое решение этого вопроса мы можем
получить на Западе, не приходится. Особо следует отме-
тить, как вероятный противник обстоятельно завоевывает
господство в океане, проведя кампанию по снижению
шумов подводных лодок и разработке средств приема
сигналов в инфразвуковом диапазоне.
В такой ситуации один из самых пессимистичных про-
гнозов дает контр-адмирал Сергей Жандаров: «В 90-е
годы с ВМФ была снята задача борьбы с иностранными
подводными ракетоносцами в дальней морской зоне.
Сейчас, видимо, придется снимать аналогичную задачу в
своих водах по многоцелевым атомным субмаринам. Но
тогда кораблям и подводным лодкам придется запретить
выход в море, без знаний о подводной обстановке делать
там нечего».
Сказать, что ничего не делается, нельзя. Заговорили
о развертывании новейшей сети, именуемой «Гармо-
ния». Это роботизированные автономные донные стан-
ции (АДС), скрытно устанавливаемые специальными
подводными лодками. На глубине АДС разворачивают
неподвижные многоэлементные, а также многометро-
вые донные шланговые гидроакустические антенны.
Станции могут вести пассивную разведку, просто про-
слушивая, что происходит вокруг, пытаясь обнаружить
характерные шумы узлов и механизмов кораблей и са-
молетов. По замыслу несколько АДС объединяются в
сеть, способную вскрыть подводную и надводную об-
становку на площади в сотни километров. Но на деле
основными датчиками «Гармонии» остаются все те же
пьезокерамические гидрофоны, которые для приема
сигналов в инфразвуковой области воздействий мало-
пригодны. Так что желанное «вскрытие подводной об-
становки на площади в сотни километров» пока ничем
не обосновано.
Отечественные ученые занимаются датчиками на
основе оптического разностного преобразования для ста-
ционарных ГАС, но разработки столь трудоемкие, что на-
деяться на скорое техническое решение вопроса не при-
ходится.
Противник завоевывает
господство в океане,
проведя кампанию
по снижению шумов
подводных лодок
и разработке средств
приема сигналов
в инфразвуковом диапазоне
09
ОРУЖИЕ
реклама
ПОЛИГОН«ПАТРИОТА»
РЕАЛИИ
Коллаж Валентины НИКОНОРОВОЙ