10
ОРУЖИЕ
№ 32 (696) 23–29 августа 2017 года
АРСЕНАЛ
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Китайские кораблестроители окончательно определились с об-
ликом перспективного основного сторожевого корабля проекта
054Б. Он, как выяснил «Военно-промышленный курьер», будет
существенно отличаться от предшественника.
Во-первых, конструкторы увеличат длину и ширину корабля,
доведя водоизмещение до пяти тысяч тонн. Вертолетная
палуба позволит принимать более тяжелые противолодочные
«Чжи-18». Важная конструктивная особенность в том, что
новое РЭО планируется разместить в единой радиоэлектронной
мачте. Во-вторых, состав ударного вооружения расширяется
за счет ЗУР «Морское красное знамя-16», ПЛУР «Рыба-8Б» с
увеличенной дальностью пуска и крылатых ракет «Длинный
меч-10», которые являются китайскими аналогами российских
«Калибров». Названные образцы будут расположены в уни-
версальной вертикальной пусковой установке на 32 ячейки,
заимствованной от эсминцев проекта 052Д. В-третьих, новый
СКР оснащается газотурбинной установкой QC-280 мощностью
23 мегаваттa и двумя дизельными двигателями 16РА6STC по
10 мегаватт каждый. Подобный «силовой» потенциал позволит
кораблю развивать до 30 узлов, а на крейсерской скорости (18
узлов) преодолевать семь тысяч миль. В-четвертых, китайские
разработчики радиоэлектронных систем подготовили для СКР
проекта 054Б новую РЛС Х-диапазона, высокоскоростную циф-
ровую систему передачи данных H/TJN-906, цифровую шину
JIDS, комплекс тактического управления и стратегической
спутниковой связи «Тип 622А», который также включает мо-
дули РЭБ. Кроме того, проектируемый корабль получит самую
современную буксируемую активно-пассивную гидроакустиче-
скую станцию «Тип 311».
Максим КАЗАНИН
КИТАЙСКИЕ СТОРОЖЕВИКИ вооружатся
«ДЛИННЫМ МЕЧОМ», ПОХОЖИМ НА «КАЛИБР»
Константин СИВКОВ,
член-корреспондент РАРАН,
доктор военных наук
В двух мировых войнах эти средства были весьма
востребованы. В памяти всплывают сюжеты из книг по
истории: наблюдатели, сидящие в корзинках под аэро-
статами, огромные рыбообразные аппараты – дирижаб-
ли, с которых воздухоплаватели вручную сбрасывают на
врага маленькие по современным меркам бомбы. А во
Вторую мировую аэростаты уже значимый элемент си-
стемы ПВО. Они создавали препятствия вражеским
бомбардировщикам.
Скачок в развитии авиации в конце 40-х – начале 50-х
заставил на время забыть о воздухоплавательных аппаратах.
Однако американцы нашли им применение – использовали
аэростаты с подвешенной под них специальной аппаратурой
для разведки против СССР. Выполненные в габаритах чуть
крупнее стандартных метеозондов, они запускались в слои
атмосферы со стабильными потоками с запада на восток.
Двигаясь на высотах порядка двух – четырех тысяч метров,
аэростаты вели разведку нашей территории и оказались
крепким орешком для советской ПВО. Во-первых, их ЭПР
была очень маленькой, ведь сам шар ничего не отражает, а
размеры блока аппаратуры минимальны. Других собствен-
ных демаскирующих полей аэростаты не имели, поэтому их
обнаружение представляло значительную сложность как
для наземных РЛС, так и для бортовых средств истребите-
лей. Во-вторых, уничтожить эти аппараты было не так-то
просто. Сделанные с ячеистой структурой и наполненные
инертными газами, они даже после множественных попада-
ний снарядов продолжали полет. Единственным надежным
способом являлось поражение аппаратного блока, но по-
пробуй в него попади. Стрельба УР «воздух-воздух» по
таким аэростатам была бесполезна – ракеты на них просто
не наводились. Оставались НУРС. Но их взрыватели не
срабатывали, проходя через оболочку аэростата. Изреше-
ченный, он плавно опускался на землю, продолжая переда-
вать развединформацию.
Сегодня с созданием
новых материалов, в частно-
сти на основе нанотехноло-
гий, воздухоплавание, похо-
же, обретает второе дыхание.
В США активно ведутся раз-
работки дирижаблей боевого
назначения. Их рассматрива-
ют как важнейший элемент
ПВО, позволяющий обнару-
живать маловысотные цели
на больших удалениях. Из-
вестно, что дирижабли могут
использоваться в системе ПЛО для поиска и уничтожения
подводных лодок. Они, конечно, не заменяют, а только до-
полняют самолеты AWACS и базовой патрульной авиации.
И все же, по оценкам западных специалистов, существенно
повышают возможности ПВО и ПЛО.
Российские инженеры не отстают от американских
коллег, во всяком случае в инициативных разработках.
Под руководством академика Сергея Щугарева спроекти-
рована целая линейка дирижаблей различного размера и
грузоподъемности – вплоть до гигантов более 150 метров
и способных поднять около 60 тонн. С учетом известных
достоинств летательных аппаратов легче воздуха вопрос
об их принятии на вооружение Российской армии будет
рано или поздно решаться. Так что имеет смысл оценить,
что даст внедрение дирижаблей, где и для каких целей
они могут использоваться.
БРОНЕНОСЕЦ ЛЕГЧЕ ВОЗДУХА
К сильным сторонам этих аппаратов применительно к
особенностям современной вооруженной борьбы на море
можно отнести:
1. Продолжительность полета пилотируемого аэро-
стата или дирижабля ограничивается только автономно-
стью экипажа, то есть от 5–6 до 15–20 суток. Такой же
беспилотный аппарат, да еще энергетически обеспечивае-
мый с надводного корабля, способен находиться в возду-
хе, пока его баллон не утратит физических свойств, то
есть многие месяцы.
2. Огромная потенциальная дальность полета: у аэро-
статов практически неограниченная.
3. Высокая скрытность действия, определяемая суще-
ственно более низкой ЭПР: сам баллон, выполненный из
композитных диэлектрических материалов, вообще не об-
ладает отражающими способностями для радиоизлучений
в диапазонах, используемых современными РЛС, а полез-
ная нагрузка может быть изготовлена по стелс-технологии.
Малая скорость полета, сопоставимая с корабельной, соз-
дает дополнительные трудности обнаружения этих лета-
тельных аппаратов РЛС, работающими в режиме селекции
воздушных целей, не позволяя применяемыми сегодня ме-
тодами отделить аппарат от пассивных помех. Затрудни-
тельно будет обнаружить дирижабль и по излучению в ин-
фракрасном диапазоне, поскольку мощность его двигате-
лей и тип (к примеру, малосильный дизель с минимальным
тепловым выхлопом) не дадут противнику обнаружить их
излучение на приемлемом расстоянии. Аэростаты же во-
обще не имеют двигателей. Остается визуальное обнаруже-
ние. Однако окраска и маскировка дирижабля или аэро-
стата в облаках сводят и эту возможность к минимуму. С
учетом комплекса демаскирующих признаков собственно
летательного аппарата дальность его обнаружения мощны-
ми наземными РЛС можно оценить в пределах от 20–30 до
80–100 километров в зависимости от размеров и характера
полезной нагрузки, бортовыми средствами истребителей –
не более 10–20 километров.
4. Высокая боевая устойчивость от средств поражения
воздушных целей. Ячеистая структура баллона, применение
новейших материалов, в частности композитов, использова-
ние инертных газов потребуют для разрушения аппарата
огромного количества боеприпасов, которого просто нет в
боекомплекте современных истребителей. Уязвимой остает-
ся подвесная гондола, где располагаются экипаж, энергети-
ческая установка и оборудование. Однако для нее можно
создать эффективную конструктивную защиту. Например,
если выделить на бронирование лишь 10 процентов общей
грузоподъемности дирижабля, получается довольно при-
личная масса – до шести тонн. Можно уверенно предполо-
жить: этого будет достаточно, чтобы с использованием ком-
бинированной облегченной брони защитить экипаж от сна-
рядов не только 30-мм авиапушек, но и орудий значительно
большего калибра. Потребуется создание специальных
средств борьбы с такими летательными аппаратами. Однако
это далеко не простая задача, как может показаться на пер-
вый взгляд, на решение уйдет не один год.
Надо заметить, что воздухоплавательные летательные
аппараты, в частности дирижабли, особенно крупные, по-
зволяют разместить на них развитый комплекс средств
самообороны. Прежде всего средства радиотехнической
разведки и РЭБ. Для защиты от вражеских истребителей
дирижабль может быть воо-
ружен ракетами класса
«воздух-воздух» малой даль-
ности с ТГСН и пушками.
Поскольку стрельба по ди-
рижаблям существующими
ЗУР и УР не дает нужного
результата, такой комплекс
огневых средств самооборо-
ны в сочетании со средства-
ми РЭБ позволит эффектив-
но противостоять системам
ПВО противника.
5. Малый объем аэроста-
тов и дирижаблей в сложенном состоянии позволяет раз-
мещать такие летательные аппараты (даже с относительно
большой грузоподъемностью) на кораблях среднего и даже
меньшего водоизмещения. Хотя, конечно, требуется соот-
ветствующее оборудование.
6. Относительная простота изготовления в сравнении
с равноценными по грузоподъемности самолетами и вер-
толетами, а соответственно и более низкая стоимость.
7. Не требуется аэродром, достаточно иметь мини-
мальную площадку со стартовым комплексом и техниче-
скими средствами подготовки полета. Даже относительно
крупные воздухоплавательные аппараты могут использо-
ваться с обычных надводных кораблей, не допускающих
базирование самолетов.
ВЕТЕР НА СТОРОНЕ ПРОТИВНИКОВ
Как основные недостатки летательных аппаратов легче
воздуха, определяющие сферу их боевого применения в
вооруженных силах, отметим следующие: низкая скорость,
достаточно длительное время перевода в боевое положе-
ние, существенная зависимость от метеоусловий, в частно-
сти от силы и направления ветра, которые определяются
огромной парусностью таких летательных аппаратов.
Анализ достоинств и недостатков дирижаблей позво-
ляет сделать очевидный вывод: в системе вооружения со-
временных армий им есть место, причем весьма важное.
В первую очередь это касается военно-морских флотов и
систем ПВО. Определяя роль и место таких аппаратов
(по крайней мере на первом этапе), надо исходить из того,
что они должны применяться прежде всего там, где тре-
буется длительное нахождение в воздухе при ненадобно-
сти высокой скорости полета.
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
реклама
Изрешеченный аэростат
плавно опускался на землю,
продолжая передавать
развединформацию
Самые масштабные воз-
духоплавательные проекты
были осуществлены для пас-
сажироперевозок, то есть в
гражданском секторе. Такие
гиганты, как германские
«Граф Цеппелин» и «Гинден-
бург», их длина достигала
245 метров, были способны
брать до 100 тонн полезной
нагрузки – недостижимый
для самолетов показатель
вплоть до начала 80-х, когда
появился Ан-124. На дири-
жаблях было впервые в
истории налажено трансат-
лантическое воздушное со-
общение. С 1928 по 1937 год
совершено около 200 рейсов
из Германии в США и в об-
ратном направлении. По
комфортабельности дири-
жабли не уступали океан-
ским лайнерам того перио-
да, а в скорости – около 120
километров в час – превос-
ходили кратно. Использова-
ние дирижаблей на пасса-
жирских линиях прекрати-
лось после катастрофы
«Гинденбурга» при посадке в
Нью-Йорке – в результате
удара молнии взорвался во-
дород, наполнявший корпус.
СПРАВКА «ВПК»
За полвека до Ан-124
ПОГИБАЛИ,
НО НЕ СДУВАЛИСЬ
ОПЫТ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ
БУДЕТ ВОСТРЕБОВАН ВОЕННЫМИ
Полузабытое оружие Первой мировой
нашло свою нишу в век сверхзвуковой
авиации и ракетно-космической техники.
У дирижаблей есть бесспорные достоинства:
возможность несравнимо более долго,
чем самолеты и вертолеты, находиться
в воздухе, высокая боевая устойчивость
против средств ПВО, огромная
грузоподъемность, нетребовательность
к системе базирования.
google.com
Вера ЗАХАРОВА,
сотрудник Музея бронетанковой техники
В конкурсе на новый тяжелый танк участвовали
фирмы двух конструкторов – Порше и Хеншеля. Уже
тогда знаменитый, обласканный фюрером «Фердинанд
Порше» еще до объявления результатов заказал изго-
товление 90 корпусов для будущих «Тигров», но в ре-
зультате выиграла фирма «Хеншель».
На базе невостребованных шасси завод Nibelungenwerke
в Сант-Валентино изготовил 90 САУ, получивших имя
конструктора «Фердинанд». Мощное бронирование тяже-
лого истребителя танков, доходящее в лобовой проекции
до 200 миллиметров, делало машину практически неуяз-
вимой спереди, однако большой вес снижал проходимость
и маневренность. Но длинноствольная 88-мм пушка Pak
43/2 L/71 позволяла «Фердинандy» бороться с танками
противника, находясь вне зоны досягаемости их орудий.
Впервые «Фердинанды» вступили в бой 5 июля 1943
года в 4 часа утра на Курской дуге. За месяц вермахт поте-
рял 39 САУ, большей частью оставшихся на полях сраже-
ний – у немцев просто не оказалось в наличии эвакуацион-
ной техники, способной вытаскивать подобных монстров.
После модернизации на том же «Нибелунгенверке»
оставшиеся «Фердинанды» получили новое название –
Elefant. В дальнейшем САУ «Элефант» принимают участие
в боях в Италии, в Арденнской операции, на Украине.
Всего в распоряжении советских специалистов оказалось
восемь полностью комплектных «Фердинандов», но боль-
шая их часть была расстреляна как мишени при испытаниях
противотанковой техники или разобрана для изучения.
Единственный сохранившийся «Фердинанд» экспонируется
в парке «Патриот» в исторической экспозиции «Огненная
дуга», посвященной битвам Великой Отечественной войны.
В июле 1943-го в районе станцииПоныри этот «Фердинанд»
подорвался на мине. На подкрылке машины изображен зна-
чок 654-го батальона тяжелых истребителей танков – буква
N, по фамилии комбата майора Ноака (Noak).
СЛОН
С ТОЛСТОЙ
МОСЬКОЙ
История появления самой знаменитой
самоходной установки вермахта «Ferdinand/
Elefant» напрямую связана с созданием
«Тигра» PzVI.
ПОЛИГОН «ПАТРИОТА»
ПРОТИВОТАНКОВАЯ САУ FERDINAND/
ELEFANT ВЫПУЩЕНА МАЛОЙ СЕРИЕЙ,
НО ШУМУ НАДЕЛАЛА МНОГО
bastion-karpenko.ru