Газета «Военно-промышленный курьер». №32 (696) 23-29 августа 2017 года - page 7

07
«ОБОРОНКА»
– Олег Анатольевич, какое оборудование вашего
предприятия установлено на борту МС-21?
– Первый полет перспективного пассажирского самоле-
та МС-21 стал событием для всей отечественной авиапро-
мышленности. Поэтому особенно приятно, что на борту
установлены и наши новые разработки – шесть многофунк-
циональных измерителей воздушных данных (МИВД),
входящих в систему измерения высотно-скоростных пара-
метров СИВСП-21. МИВД предназначены для измерения,
вычисления и выдачи на панель индикации и во взаимодей-
ствующие бортовые системы информации о высотно-
скоростных параметрах самолета, углах атаки и скольжения,
температурах наружного воздуха и торможения. Наша ин-
новационная аппаратура прошла полный цикл испытаний и
хорошо отработала в первых полетах МС-21. Мы уверены,
что уже через пару лет МС-21 с нашими аэрометрическими
системами смогут принять первых пассажиров.
– А что делает «Аэроприбор-Восход» для Ка-62?
– Для него наше предприятие разработало систему
управления общевертолетным оборудованием (СУОВО),
отвечающую за распределение электроэнергии. СУОВО
осуществляет управление всеми бортовыми системами, их
около 30 и по сути являет-
ся сердцем электроснабже-
ния всей электронной бор-
товой аппаратуры. Это
новая сфера деятельности
нашего предприятия. Такая
аппаратура предназначена
для сбора и математиче-
ской обработки аналого-
вых и дискретных сигналов
и автоматической комму-
тации силовых напряже-
ний постоянного и пере-
менного тока, а также для
защиты вертолетной элек-
троники от перегрузок.
До начала летных испы-
таний мы протестировали
СУОВО на стенде элек-
троснабжения.
Первый
полет Ка-62 прошел в
штатном режиме, замеча-
ний к работе нашей систе-
мы не было. Надеюсь, что
у СУОВО хорошее буду-
щее и после полной отра-
ботки на испытаниях она
войдет в комплектацию и
других перспективных вер-
толетов.
– Вы также создаете
аэрометрическое оборудо-
вание для боевого Ка-52?
– Да, конечно. С 2005
года наши специалисты
работают над созданием
специальной аппаратуры
для боевого вертолета Ка-
52. Уфирмы «Камов» была
потребность в высокоточ-
ной надежной всеракурсной системе измерения воздушных
параметров этой машины, способной определять их с за-
явленной точностью во всех эксплуатационных режимах,
включая висение, движения вперед-назад, влево-право.
Для этой разработки специалисты ЦАГИ предложили
использовать многофункциональные приемники давления
специальной формы. По результатам продувок изолирован-
ных ПВД в аэродинамической трубе идея подтвердилась. В
итоге инженеры АО «Аэроприбор-Восход» воплотили ее в
системе СИВПВ-52, которая успешно прошла все виды ис-
пытанийи в настоящее время серийно выпускается на нашем
предприятии. Но конструкторские работы продолжаются, в
частности для корабельной модификации Ка-52К с укоро-
ченным крылом. Для нее потребовалась адаптация алгорит-
мов вычисления высотно-скоростных параметров. В настоя-
щее время наше предприятие принимает активное участие в
летных испытаниях Ка-52К. Итогом должно стать появле-
ние унифицированной СИВПВ-52, которая автоматически
в зависимости от признака борта (Ка-52 или Ка-52К) будет
применять в вычислениях высотно-скоростных параметров
алгоритмы, свойственные конкретному объекту.
– Какие еще разработки, в том числе цифровой ап-
паратуры, вы бы отметили?
– Напомню, что самая первая отечественная цифровая
система воздушных сигналов СВС-2Ц-1 была создана спе-
циалистами именно нашего предприятия. Это было еще в
80-е. Ныне в резервных приборах самолетов и вертолетов
для отображения информации стали широко использовать-
ся цветные жидкокристаллические индикаторы, требующие
другого принципа измерения и вычисления текущих пара-
метров. На нашем предприятии для этих целей были ис-
пользованымалогабаритные вибрационно-частотные датчи-
ки давления и разработан ряд новых приборов типа ВБЭ-
СВС-ЦМ, ППКР-СВС, ИСРП. Для перспективных само-
летов созданаинтегрированная системарезервныхприборов.
Не могу не отметить и наши новые разработки для боевой
авиации – системы измерения высотно-скоростных парамет-
ров для истребителей поколения 4++ Су-35 и МиГ-35.
Мы активно внедряем программы по повышению ме-
трологических характеристик, улучшению качества выпу-
скаемых приборов. Концерном КРЭТотмечен значитель-
ный вклад АО «Аэроприбор-Восход» в общий объем вы-
полнения работ для военно-транспортной авиации.
– Актуальной задачей остается импортозамещение.
Наша авионика не уступает западной?
– Надеемся, что по программе импортозамещения
на воздушных судах будут внедрены лучшие отечествен-
ные разработки для бортовых радиоэлектронных ком-
плексов – как на перспективных летательных аппаратах,
так и при модернизации ранее спроектированных.
В 2011 году специалисты нашего предприятия реали-
зовали государственную программу обеспечения мини-
мумов вертикального эшелонирования. Были созданы
приборы и системы, которые соответствовали всем меж-
дународным стандартам и нормам RVSN. Эти разработки
вошли в состав современных бортовых комплексов, что
позволило уверенно чувствовать себя в международном
воздушном пространстве и эффективно эксплуатировать
отечественные воздушные суда за рубежом.
– Тяжело выйти на мировой аэрометрический рынок?
– Наше предприятие занимает устойчивые позиции и
полностью закрывает потребности отечественного рынка
аэрометрического оборудования, обладает собственными
технологиями и производственным потенциалом. Но не-
смотря на наличие патентов,
на зарубежный рынок про-
биться нелегко, поскольку
иностранные производители
авиатехники используют свои
комплектующие изделия.
Если говорить о зарубеж-
ных поставщиках комплекту-
ющих для нашей авиации,
российская авионика не усту-
пает, а в некоторых случаях
превосходит иностранные ана-
логи. Это подтверждается и
научно-исследовательскими,
и аналитическими работами,
и заключениями эксплуатан-
тов воздушных судов. Наши
разработки могут обеспечить
не только уровень безопасно-
сти полетов, но и конкурен-
тоспособность летательного
аппарата на рынке. Плюс оте-
чественные приборы выгод-
нее, чем иностранные. Де-
шевле и комплектующие, а
также послепродажное обслу-
живание изделий.
– Какие перспективные
разработки «Аэроприбор-
Восхода» можно увидеть на
форуме «Армия-2017»?
– В павильоне Ростеха в
единой экспозиции предприя-
тий КРЭТ будут продемон-
стрированы наши системы и
приборы для истребителей
Су-35, МиГ-29К/КУБ, интел-
лектуальные датчики и систе-
мыдляпассажирскойивоенно-
транспортной авиации, верто-
летные системыСУОВОдля многоцелевого Ка-62, СИВПВ-
52 для боевого Ка-52 и СИВСП-БЛА для беспилотников.
Также мы продемонстрируем систему измерения воз-
душных параметров для перспективных вертолетов, в том
числе и скоростного ПСВ. К ее преимуществам – по срав-
нению с СИВПВ-52 – можно отнести упрощение алгорит-
мов расчета, существенное уменьшение габаритов, массы и
моментов инерции элементов, выступающих в набегаю-
щий поток. Последнее приводит к ослаблению требований
к местам размещения модулей системы. В отличие от
СИВПВ-52 перспективная система универсальна и может
устанавливаться на любых типах вертолетов. Данная раз-
работка осуществлялась совместно с ЦАГИ, она уникальна
не только по техническим характеристикам, но и с точки
зрения конструкции мы первые, кто предлагает рынку
многогранный сферический ПВД.
Для беспилотных программ наши специалисты раз-
работали систему с уникальными миниатюрными при-
емниками полного давления, а также плиты статическо-
го давления. Покажем и многофункциональный изме-
ритель воздушного давления МИВД для главной новин-
ки этого года – самолета МС-21.
Ситуация требует от производителей авиационного обо-
рудования соответствия современному мировому уровню и
независимости от иностранных партнеров. Задача не из лег-
ких, но есть цель: возродить российскую авиапромышлен-
ность. У предприятий отрасли появился стимул создавать
собственную перспективную высокоточную продукцию и
внедрять ее в эксплуатацию. Надеюсь, что отечественные про-
изводители авиатехники снова будут уверенно чувствовать
себя как на отечественном, так и на международном рынках.
В АО «АЭРОПРИБОР-ВОСХОД» СЧИТАЮТ,
ЧТО РОССИЙСКАЯ АВИОНИКА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНА
И НЕ УСТУПАЕТ
ЗАРУБЕЖНЫМ АНАЛОГАМ
В конце минувшего мая поднялись
в небо сразу два новейших отечественных
летательных аппарата: перспективный
среднемагистральный авиалайнер МС-21
и средний многоцелевой вертолет Ка-62.
В составе бортового оборудования обеих
машин – передовые системы, созданные
входящим в концерн «Радиоэлектронные
технологии» АО «Аэроприбор-Восход».
О создании отечественной аппаратуры
для бортовых радиоэлектронных комплексов
«Военно-промышленному курьеру» рассказал
генеральный директор АО «Аэроприбор-
Восход» Олег ГУЛЯЕВ.
«Аэроприбор-Восход»
работает на рынке аэрометрического
оборудования более семи десятилетий. За это время созда-
но и внедрено в серийное производство свыше 500 наиме-
нований изделий, которые устанавливаются на всех отече-
ственных самолетах, вертолетах гражданского и военного
назначения, а также на ракетно-космической технике.
СПРАВКА «ВПК»
Через пару лет МС-21
с нашими аэрометрическими
системами смогут принять
первых пассажиров
ПРИБОРЫ
ВЫСОКОГО
ПОЛЕТА
крайней мере Ближнего Востока. В стране была создана
телекомпания «Аль-Джазира», которая по уровню влия-
ния не только в региональном, но и во всемирном мас-
штабе сумела выйти на уровень CNN и ВВС. При этом в
100 процентах случаев «Аль-Джазира» полностью поддер-
живает любых исламских радикалов, какие бы преступле-
ния они ни совершили. Например, после взрывов двух
смертниц в московском метро 29 марта 2010 года, в ре-
зультате чего погибли 40 человек, «Аль-Джазира» исполь-
зовала в комментарии выражение «так называемый терро-
ризм». Акции палестинских шахидов в израильских кафе
и автобусах принято называть «самопожертвованием», а
террористов – «мучениками». Гибель мирных граждан
Ирака или Афганистана от огня подразделений США
всегда проходила как «бойня», американцы совершали
«зверства». Аналогичные действия исламистов – «нападе-
ние». Сами террористы – «движение сопротивления».
Огромную роль «Аль-Джазира» сыграла в развязыва-
нии гражданской войны в Сирии. Катарский телеканал
дает подчеркнуто предвзятую трактовку событий в этой
стране, представляя суннит-
ские террористические груп-
пировки «безоружными жерт-
вами кровавого режима
Асада». С учетом крайней по-
пулярности «Аль-Джазиры» в
исламском мире да и на Запа-
де (через англоязычную вер-
сию) ее деятельность – один
из важнейших факторов мо-
ральной легитимации терро-
ризма во всех его формах. На-
личие столь мощного инфор-
мационного оружия стало единственным критерием, по
которому Катар действительно можно считать великой
державой.
Совместно с Анкарой Доха стала активно финансиро-
вать движение «Братья-мусульмане», а затем «Исламский
халифат». Это привело к острому конфликту с Египтом.
Затем Катар поссорился с Саудовской Аравией и ОАЭ, под-
держивавшими других радикалов и раздраженными непо-
мерными амбициями Дохи. На протяжении нескольких лет
конфликт носил латентный характер, но после того, как си-
туация в Сирии переломилась в пользу Асада, раздражение
прорвалось наружу и монархии стали искать виноватого в
поражениях. Вполне ожидаемо на эту роль был избранКатар,
от которого в ультимативном порядке потребовали закрыть
«Аль-Джазиру», перестать финансировать радикалов (види-
мо, чтобы это осталось монополией Эр-Рияда) и сделать еще
целый ряд вещей, которые по сути означали бы утрату стра-
ной суверенитета.
Не исключено, что кроме монархических обид в этом
наезде имеет место еще и «футбольный фактор», где глав-
ным интересантом скорее всего выступает Лондон. Бри-
танцы очень хотели получить чемпионат мира 2018 либо
2022 года, но турниры достались нам и Катару. Отъем ЧМ-
2018 у России уже невозможен, поэтому Лондон, вероятно,
активировал «план Б», решив отобрать ЧМ-2022 у Катара.
Тем более что, объективно говоря, проводить там футболь-
ные матчи действительно нельзя из-за экстремально жар-
кого климата. Возможно, британцы закулисно побуждали
Эр-Рияд и Абу-Даби максимально давить на соседа, чтобы
заодно отнять и ЧМ. Доха, однако, сохранила союз с Анка-
рой, которая даже перебро-
сила в Катар «ограниченный
контингент» ВС Турции, и
сумела очень быстро подру-
житься с Тегераном. Ва-
шингтон же повел себя по
принципу «и вашим, и
нашим», что естественно:
он покупает нефть как у
КСА и ОАЭ, так и у Катара,
всем им продает оружие, во
всех этих странах имеет во-
енные объекты. Подавляю-
щее же большинство игроков просто устранились от дан-
ного конфликта. В итоге Доха полностью отвергла ульти-
матум Эр-Рияда и Абу-Даби, которые теперь вынуждены
искать пути отступления.
Однако конфликт имеет весьма важные последствия:
Доха перестает финансировать ИГ (запрещенное в России),
что наносит по нему тяжелейший удар. Именно смена по-
зиции Катара ярче всего отражает развал «аравийской коали-
ции» и крах всего проекта «арабской весны». Москва и Теге-
ран могут записать это в свой дипломатический актив.
СО ЗНАНИЕМ ДЕЛА
Поддержка террористов,
оказываемая Дохой,
ограничится медийными
средствами
Олег ФАЛИЧЕВ
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook