08
«ОБОРОНКА»
ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ
№ 32 (696) 23–29 августа 2017 года
Владислав СИНИЦА,
конструктор-изобретатель
Информация о тактико-техни-
ческих характеристиках подобных из-
делий, попадающая в СМИ, скупа.
Впрочем, отечественным глайдеро-
строителям гордиться пока нечем.
Разве осознанием того, что теоретиче-
ские выкладки подводного движения
планеров за счет попеременного изме-
нения остаточной плавучести были по-
лучены нашими учеными почти одно-
временно с зарубежными. Однако раз-
вить успех в «железе» поме-
шали как пресловутые 90-е,
так и последующая стагнация
самой технической мысли в
данном направлении.
Выставочная бравада, в на-
роде именуемая показухой, не
сопровождается реальными
морскими испытаниями с ав-
тономным заплывом глайде-
ров хотя бы раз в пару недель,
не говоря уже о повторении
рекордов американских эк-
земпляров по девятимесячно-
му хождению за несколько
тысяч километров через весь
Тихий океан. Жалкие бассей-
новые погружения отече-
ственных реплик даже в репортажах ве-
дущих каналов не могут скрыть «кана-
лизационные» компоненты, из которых
состоят наши глайдеры.
Не принесла положительного ре-
зультата и попытка Фонда перспектив-
ных исследований объединить разработ-
чиков этой техники «круглыми стола-
ми»: отсутствие идей внутри групп при-
глашенных не позволяет выявить
лидера, а общая настроенность на дележ
финансового пирога переводит пробле-
му в неконструктивную плоскость.
ШЕСТЬ КИЛОМЕТРОВ ВНИЗ
На этом фоне успехи китайских
специалистов можно назвать грандиоз-
ными: их глайдер достиг глубины
свыше 6300 метров. Правда, как они
сами честно признались, в прошлом
году при аналогичной попытке аппарат
был утерян, что не помешало изгото-
вить еще 12 штук для рекордных по-
гружений и испытания роевой тактики
поведения. Лишь для сравнения упо-
мяну, что характеристики отечествен-
ных выставочных образцов вряд ли
позволят им всплыть с глубины 100
метров, а претенденты на погружение
до 300 и тем более 500 метров находят-
ся в стадии «разработки конструктор-
ской документации», проще говоря –
осмысления и ценообразования.
Однако не будем впадать в панику, а
проведем трезвый инженерный анализ
конструкции китайского глайдера.
Итак, для чего ему глубина? Теорети-
чески сокращая количество циклов
погружений-подъемов для преобразова-
ния их в линейное перемещение, удастся
достичь максимальной дальности при
минимальных расходах энергии. Но для
оперирования на больших глубинах
нужен гидронасос соответствующего
давления – здесь и кроется основной
подвох. Зависимость «напор-расход»
очень жесткая, при обеспечении высо-
кого давления насос будет иметь мини-
мальный расход – и вряд ли в таком га-
барите его можно выполнить регулируе-
мым. Следовательно, для перекачки ра-
бочей жидкости одинакового объема в
модуле изменения плавучести подобно-
му насосу нужно совершить больше
движений, а ведь это и гидравлические,
и механические потери, которые вычи-
таются из процентов КПД.
Вынесенная вперед антенна намека-
ет на дальнейшую модернизацию глай-
дера с установкой дополнительного дви-
жителя сзади, такие конструкции не в
новинку, они есть и у отечественных
производителей. Но на поверхности ап-
паратов возникают паразитные гидро-
динамические силы, которые будут спо-
собствовать уводу планирования глай-
дера от заданной траектории, что вы-
нуждает кболее частому активированию
компаса и дополнительным корректи-
ровкам, а значит, и затратам энергии.
Жестко закрепленные плоскости плани-
рования не подразумевают использова-
ния глайдера через торпедные аппараты
ПЛ, а внушительные габариты и масса
требуют на судне-операторе наличия
подъемных устройств.
Озвученная автономность 30 суток
при дальности тысяча километров гово-
рит либо о нерациональном использова-
нии массы глайдера под установку акку-
муляторных батарей, либо о низком
КПД используемых приводов и электро-
ники. И скорее всего об отсутствии ис-
точников возобновляемой энергии. В
общем, крепенький середнячок в своем
классе без инновационных изысков, но с
упором на «ныряние».
ЧТО МОГУТ, ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ
Рассмотрим «матрицу примене-
ния» глайдеров, которая состоит из
ареала прилегающих к Китаю морей и
функций. Видно, что основные океа-
нические площади занимают глубины
до двух километров, да и гидрологи-
ческие параметры воды (температура,
соленость, скорость звука), собирае-
мые данными экземплярами, важны
лишь для подводников, у которых
рубеж вообще до одного километра.
Получается, что глубинность китай-
ского глайдера в большинстве случаев
будет избыточно вредной. Ведь для
обеспечения необходимого сухого
объема прочный корпус должен быть
соответственно усилен, а значит, и утя-
желен из расчета внешнего давления
почти 700 атмосфер. Габариты, масса,
технологическая сложность гидравли-
ки высокого давления, малая автоном-
ность, повышенная нагрузка на экс-
плуатирующее подразделение – за все
придется платить дополнительными
расходами.
Несомненно, можно попытаться
напридумывать мирных применений
вроде сбора образцов грунта со дна,
наблюдения за подводным миром, по-
иска затонувших объектов и прочего.
Но не будем забывать, что основной
заказчик глайдера – военные, им нет
смысла тратить государственные день-
ги на изучение глубин ради их хозяй-
ственного использования. А потому
более прозаическими задачами будет
борьба с донными гидроакустически-
ми станциями противника, установка
мин на трансокеанские кабели для их
повреждения в нужный момент и
всплывающих закладок возле побере-
жий и военно-морских баз для нанесе-
ния неотвратимого ущерба экономике
агрессора в случае начала
войны. Надо сказать, данный
вид глайдеров как нельзя
лучше для этого подходит. По
правде говоря, диверсионно-
подрывные задачи могут
быть выполнены и другими
подводными аппаратами, но
не всякая страна обладает
мощными АПЛ для их
скрытной доставки на место.
Кроме «партизанской»
функции, глайдеры могут
решать множественные за-
дачи противолодочной обо-
роны, навигации ПЛ и их
роботизированных вариан-
тов в океане, быть носите-
лями БЛА-целеуказателей для раке-
тоторпед, запущенных по АУГ, за-
щищать районы боевого дежурства
ПЛ от авиации противника, самосто-
ятельно обстреливать палубы авиа-
носцев и делать многое другое. Толь-
ко конструкция таких разноплановых
глайдеров полностью отличается от
героя данного повествования. Они
будут унифицированы по основным
узлам между собой ввиду потребных
многотысячных тиражей, и основной
упор будет сделан на автономность
дрейфа, а не на глубину погружения
– с встраиванием источника возоб-
новляемой энергии при совершен-
ствовании системы управления и
движения. Это как в авиации про-
шлого века: переход от «этажерок из
щепочек и веревочек» к привычным
современному глазу обтекаемым лай-
нерам. Но, по-видимому, вышеозна-
ченный эволюционный скачок прои-
зойдет не скоро. Кораблики из щепо-
чек делать легче и привычнее.
реклама
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
•
пьезокерамические элементы,
•
многослойные актюаторы,
•
армированные актюаторы,
•
микродвигатели, микрореле
•
датчики различных типов,
•
пьезокерамические трансформаторы,
•
пьезокерамические фильтры,
•
гидроакустические модули,
•
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
•
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
•
генераторы на ПАВ,
•
линии задержки.
ПОДВОДНЫХ
ПАРТИЗАН
Автономно функционирующая техника или, проще
говоря, роботы постепенно внедряются во все сферы
жизнедеятельности. А поскольку прогрессивные новшества
находят применение в первую очередь в военной области,
то и такой перспективный тип водного транспорта,
как подводные планеры, они же глайдеры, сразу приобрел себе
покровителей при погонах.
Глайдеры могут решать
множественные задачи
противолодочной обороны,
быть носителями
БЛА-целеуказателей
для ракетоторпед
ЗАСАДЫ И ПОБЕДЫ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РОБОТЫ
ПОТРЯСАЮТ МОЩЬЮ ПРИГОРОДНЫЕ ПРУДЫ
Первый состав из Мурманской области с отработавшим ядер-
ным топливом атомных подводных лодок прибыл на радио-
химический завод ПО «Маяк». Из транспортно-упаковочного
контейнера извлекаются сборки с ОЯТ.
Почти полвека на российском Севере находилось кондиционное
и дефектное отработавшее ядерное топливо АПЛ. По инициативе
фонда экологического партнерства «Северное измерение» и
госкорпорации «Росатом» в 2007 году был разработан стратегический
мастер-план утилизации и реабилитации выведенных из эксплуата-
ции объектов атомного флота в Северо-Западном регионе России.
В настоящее время в губе Андреева хранится 22 тысячи сборок
отработавшего ядерного топлива АПЛ. Системы обращения с ОЯТ
в губе Андреева для его последующей транспортировки на «Маяк»
создавались совместными усилиями специалистов из России и
ряда стран. В церемонии отправки первого состава из Мурманской
области принимал участие генеральный директор госкорпорации
«Росатом» Алексей Лихачев. Это знаковый проект, пример успеш-
ного международного сотрудничества в решении сложных проблем
советского ядерного наследия, повышения радиационной безопас-
ности, улучшения экологической обстановки, отмечают атомщики.
К событию несколько лет готовился и «Маяк». На радиохимическом
заводе модернизированы камеры дефектных чехлов, разработано и
изготовлено оборудование для обращения с дефектным топливом,
обеспечена безопасность его перевозки. «В 80-е годы наше пред-
приятие уже переработало большое количество кондиционного ОЯТ
атомных подводных лодок и мирных транспортных судовых уста-
новок, – отметил Дмитрий Колупаев, главный инженер ПО «Маяк».
– Сейчас мы вышли на финишную прямую решения проблемы
переработки дефектного ОЯТ АПЛ. К осуществлению знакового
экологического проекта долго готовились в Мурманской области,
на «Маяке», в Росатоме. Будем накапливать опыт, совершенство-
ваться и в зависимости от темпов работы за пять – десять лет с
дефектным ОЯТ АПЛ с Севера разберемся полностью». За время
осуществления уникального экологического проекта на ПО «Маяк»
будет доставлено 50 эшелонов отработавшего ядерного топлива,
которое сегодня находится в губе Андреева.
Сергей БЕЛКОВСКИЙ, корреспондент «ВПК» (Челябинск)
«МАЯК» ДАЛ ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ ЭШЕЛОНАМ С ОЯТ
ПО «Маяк»
Navaldrones.com
Турбины «Сименс», приобретенные одной из ростеховских
компаний для Крыма, – вообще очень загадочная сделка. Ведь
вполне можно было купить для территории, находящейся под
санкциями, не импортные изделия, а скажем, рыбинские – пусть
они не такие современные, но хорошие и позволяют решить
задачу энергообеспечения полуострова в необходимом объеме.
С «Сименсом» же сразу возникает вопрос: кто будет гарантийно
обслуживать их турбины в Крыму? На это ответить невозможно.
Понятно, что такой сложный агрегат требует постоянного
сервиса и в случае поставок из Рыбинска проблем с этим не
было бы абсолютно. Я не специалист в конструкции подобных
устройств, но полагаю, что постоянно требуются некие
комплектующие и расходные материалы. И если «Сименс»
блокировал сделку, то зачем такие турбины теперь вообще
нужны? Ремонтировать их будут рыбинскими запчастями? Или
нелегально приобретать оригинальные изделия «Сименс» в
Китае, все глубже погружаясь в эту сомнительную сделку?
Ясно, что «Ростех» – государство в государстве. Я также
понимаю, что суд конфликтовать с госкорпорацией не будет.
Покупка для Крыма чужих турбин вместо российских, что
позволило бы увеличить число квалифицированных рабочих
мест в стране и дало бы возможность развивать отечественное
производство, сделка, осуществленная по хитрым схемам через
посредников, – это, на мой взгляд, не на пользу компании,
считающейся государственной. И вредит России. Не фирма
«Сименс» в данном случае виновата, а те, кто поволок в Крым
турбины, которые явно не могли там легально обслуживаться –
только левыми и контрафактными способами.
Не понимаю, зачем вообще нужно было ссориться с
«Сименсом». Это, конечно, во многом конкурент наших
компаний в самых разных сферах. И может, ситуация с
турбинами – проявившиеся на поверхности некие глубинные
рыночные процессы, разворачивающиеся в разных частях
света? Во всяком случае я это допускаю. И все равно не понимаю,
зачем понадобилось обманывать «Сименс», изначально зная,
что турбины будут поставлены не в Краснодарский край, как это
официально декларировалось, а в находящийся пока еще под
санкциями Крым.
АСПЕКТ
То, что арбитраж отклонил требование
«Сименса» об аресте и запрете монтажа
турбин, произведенных концерном,
в Крыму, лишний раз свидетельствует
о том, что корпорация «Ростех» –часть
государства, которому принадлежат и суды.
Право контролируется властью, потому
что бы ни происходило, какие бы коллизии
ни возникали, совершенно очевидно –
регулироваться и разрешаться они будут
не с точки зрения закона, а в интересах
госструктур.
ЭХ, ТУРБИНУШКА,
УХНЕМ!
Политолог, телеведущий
Максим ШЕВЧЕНКО
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКВЫ
ПОКАЗАЛ, КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН
Экраноплан «Чайка» водоизмещением
54 тонны, который может брать на борт
порядка 100 пассажиров, готовится к
запуску в производство.
Для проекта уже разрабатывается
конструкторская документация,
идет моделирование, отработка
управления, пилотажно-навигационного,
радиоэлектронного комплекса. Проведены
испытания на масштабных моделях. По
прогнозам реальные сроки появления
«Чайки» в металле – 2020–2022 годы.
Строить экранопланы пытались многие
компании и у нас в стране, и за рубе-
жом, но до сих пор лишь ЦКБ имени
Алексеева удалось показать подобные
конструкции в действии. Машины
массой более 30 тонн делались только
в России, суда «Лунь» и «Орленок»
– тому подтверждение. Перспективы
у экранопланов колоссальные. Если
самолет потребляет порядка 700 кило-
граммов керосина в час, экраноплан
при той же грузоподъемности будет
съедать топлива на 30–40 процентов
меньше. При скорости 500–600 кило-
метров в час аппарат может двигаться
на высоте примерно семь метров над
водой, при этом имеет возможность
выходить на внеэкранный режим на
высотах до четырех километров, пере-
летая возвышения, и базироваться на
обычных аэродромах. Внутренний салон
экраноплана будет выглядеть, как у са-
молета, экипаж составит два человека.
«ЧАЙКА» МОЖЕТ РАСПРАВИТЬ КРЫЛЬЯ ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА
finobzor.ru