09
«ОБОРОНКА»
– Борис Викторович, какими силами ре-
шаются уникальные задачи? Насколько по-
лезен оказался боевой опыт ВКС в Сирии?
– Сегодня в корпорацию входит около 30
предприятий, общая численность – почти 51
тысяча человек.
Боевой
опыт
наших
Воздушно-
космических сил в Сирии неоценим. Он по-
зволил своевременно внести необходимые
коррективы в тактико-технические характе-
ристики выпускаемых изделий, установить
более тесный рабочий контакт с Министер-
ством обороны. В частности, согласовать
дальнейшие действия в производстве продук-
ции, достижении необходимых характери-
стик, ценовой политике. Если раньше по ряду
этих вопросов были какие-то расхождения, то
сейчас их фактически нет.
В 2017 году будет доведен до готовности
еще ряд образцов ВВСТ как по авиационной,
так и по подводной тематике.
Сегодня заканчивается формирование
ГПВ-2025. Мы уверены, что у высокоточного
оружия, которое позволяет успешно бороться
с целями, определяющими ход и исход войны,
хорошие перспективы.
– Корпорация выпускает сложнейшие
изделия с полностью цифровым бортом. Их
носители служат 30–40 и более лет. А есть ли
возможность продлить жизненный цикл
электронных устройств и бортовых систем?
– Именно этот подход лежит в основе
нашей идеологии по разработке изделий –
максимально продлить сроки эксплуатации.
Каждый раз что-то создавать с нуля было бы
нерационально. Так работают американцы,
другие так называемые партнеры.
Наше известное изделие – ракета Х-25, на-
пример, прошла за многие годы несколько
этапов модернизации и сегодня успешно при-
меняется в войсках, что как раз говорит о по-
следовательности и сохранении в работе луч-
ших традиций наших предшественников.
По такому же принципу построена новей-
шая модульная ракета Х-38МЭ. На МАКС-
2017 была представлена модификация ракеты
с лазерной головкой наведения. Сегодня до-
рабатывается вариант с тепловизионной си-
стемой. Следующий этап – изделие с радио-
локационной ГСН. Кстати, на основе Х-38МЭ
создано изделие «Гром-Э» (ракетно-бомбовое
вооружение в двух вариантах), в которое
также заложен большой модернизационный
потенциал.
Многие наши вооружения показали: при
наличии надежной элементной базы мы
можем поддерживать боевую эффективность
изделий (жизненный цикл) 25–30 лет, что по-
зволит говорить о паритете с нашими потен-
циальными противниками в этой области.
– Президент России высоко отозвался о
вашей новейшей крылатой ракете Х-101, ко-
торая успешно отработала в боевых услови-
ях Сирии. Каковы ее тактико-технические
характеристики?
– Не скрою, приятно было услышать вы-
сокую оценку работы КР Х-101. Что касается
ТТХ, то некоторые из них в СМИ уже про-
мелькнули, не буду конкретизировать. Они
близки к реальным данным. Сказал о них и
Верховный главнокомандующий. Сегодня по
таким параметрам, как дальность, стоимость,
боевая эффективность, ни одно изделие кон-
курентов даже рядом не стоит. Аналогов
Х-101 в мире нет. А у нас есть хорошая пер-
спектива эти характеристики существенно
улучшить в дальнейшем.
На самом деле изделие очень непростое и
далось нам огромным умственным и физиче-
ским напряжением разработчиков, испытате-
лей и рабочих. В том числе и представителей
Министерства обороны, без которых невоз-
можно было бы подтвердить боевую эффек-
тивность Х-101. И это тот самый пример, где
мы (КТРВ и МО РФ) показали самое тесное
взаимодействие, оправдали надежды руко-
водства страны на создание непревзойденного
оружия. Для нас это серьезное испытание, хо-
роший побуждающий стимул идти дальше.
– Сегодня на Западе все чаще ставится в
повестку дня вопрос о создании оружия с ис-
кусственным интеллектом. Вы отслеживаете
эти процессы?
– Мы видели, когда американцы в той же
Сирии применили оружие, которое уже в по-
лете можно перенаправлять на другие цели,
ставить новые задачи. Но это не означает, что
подобное оружие уже создано. Об этомможно
будет говорить тогда, когда ракета (снаряд)
сама будет выбирать при подлете наиболее
важную цель.
Подобные работы ведутся и у нас. Это
очень серьезная область, где необходимы и
фундаментальные, и прикладные исследова-
ния. Определенные успехи в этой области есть,
хотя для их воплощения в конкретных издели-
ях потребуется еще значительное время.
– Но в создании гиперзвуковой ракеты у
вас, судя по некоторым данным, наблюдает-
ся явный прогресс?
– С гиперзвуковой тематикой мы продол-
жаем работать. Причем по нескольким на-
правлениям.
Первое – баллистическое. Например, кос-
мический корабль на одном из этапов полета
двигается со скоростью 10–15–20 Махов. Это
происходит в разряженной атмосфере. А
потом идет маневрирование головной части в
плотных слоях атмосферы.
Сама по себе эта задача крайне сложна и
находится на пределе сегодняшних научно-
технических, технологических достижений.
Но если она будет решена, появится новое,
достаточно грозное оружие.
Второе направление – управляемый про-
должительный полет в атмосфере на гиперзву-
ковых скоростях. Решить эту задачу даже при
низких гиперзвуковых скоростях (6–7 Махов)
тоже крайне сложно. Требуются прорывные
решения по всем направлениям ракетострое-
ния (двигатель, материалы, системы наведе-
ния, бортовая аппаратура). Но такие решения
уже появились.
По этих двум направлениям мы и работа-
ем, подключив всю кооперацию. Думаю, в
20-е годы, которые не за горами, произойдет
серьезный прорыв в освоении гиперзвуковых
скоростей, в том числе беспилотными лета-
тельными аппаратами.
– Многие эксперты до сих пор сомнева-
ются, что можно достичь управляемого ги-
перзвукового полета в плотных слоях ат-
мосферы…
– Для нас это вопрос уже не теории или
научной дискуссии, а практики. Судим мы об
этом и по сообщениям иностранной печати.
Например, разрабатываемая в США в разви-
тие концепции быстрого глобального удара
гиперзвуковая крылатая ракета Х-51Waverider
уже летала. Может, еще не на такой высокой
скорости, но 6 Махов в плотных слоях атмос-
феры уже достижимы, примеры есть. Основ-
ная цель – сократить подлетное время высо-
коточных крылатых ракет.
Что касается наших результатов, то по по-
нятным причинам сказать о них ничего не
могу. Но работа, повторю, идет. Есть серьез-
ный прогресс в создании двигательной уста-
новки, разработке новых материалов, систе-
мы охлаждения…
– В распоряжении вооруженных сил США
есть такое изделие, как высокоточная крыла-
тая ракета AGM-158 JASSM с дальностью по-
лета до 1000 километров. Есть ли необходи-
мость в создании подобных КР в России?
– Нельзя ракетой одного класса (типа) ре-
шить задачу уничтожения разнородных целей
или стрелять дальнобойным боеприпасом в
тактическом радиусе. У нас также ведутся ра-
боты в этом направлении, и до 2020-го они,
думаю, будут завершены. Уже в ближайшие
годы новая линейка наших изделий сможет
покрывать различные расстояния: от 100 до
1000 километров.
– Какую часть продукции КТРВ занима-
ет гособоронзаказ и как сказался на этом сек-
вестр ГОЗ?
– Гособоронзаказ на протяжении послед-
них пяти лет непрерывно рос. Если в начале
2000-х было соотношение 1:10 в пользу экс-
порта, то сегодня 70 процентов продукции –
это ГОЗ. Причем абсолютный размер экспор-
та не уменьшился. Просто гособоронзаказ
рос опережающими темпами, поскольку за-
пасы, которые были накоплены в 80–90-е
годы, иссякли или закончились сроки хране-
ния изделий.
Сокращение ГОЗ, несомненно, затронет
всех производителей ВВСТ. Но руководством
страны и Министерства обороны, повторю,
не раз подчеркивалась приоритетность созда-
ния высокоточного оружия. Поэтому объемы
его выпуска, думаю, будут зависеть от состоя-
ния экономики.
Есть у нас, конечно, и продукция граж-
данского назначения. Например, системы
аварийного спасения космонавтов космиче-
ского корабля «Союз-ТМА», ряд двигателей
малой тяги для спускаемых капсул. Мы про-
должим их выпуск. Главное тут, на мой взгляд,
не повторять печальный опыт 90-х, когда
предприятиям под видом конверсии навязы-
вался выпуск, образно говоря, «кастрюль и
поварешек».
– Над какими изделиями вы в 2017 году
собираетесь закончить работу и каково их
предназначение?
– Часть из них была представлена на нашем
стенде на Международном авиационно-
космическом салоне в Жуковском. Это прежде
всего корректируемая авиационная бомба с
лазерной
головкой
самонаведения
и
осколочно-фугасной боевой частью КАБ-
250ЛГ-Э. Предназначена для поражения лег-
коуязвимой техники, железнодорожных
узлов, складов боеприпасов и т. п. Применя-
ется одиночно и залпом с самолетов фронто-
вой авиации, оборудованных системами ла-
зерного подсвета, а также при внешней под-
светке цели. Рассчитываю, что до конца года
мы работу над этим изделием закончим. Осо-
бенность КАБ-250ЛГ-Э еще в том, что цель
селективно поражается с минимальным раз-
рушением и вредом для окружающей инфра-
структуры или гражданского населения, что
востребовано, например, для боев в городе и
представляется важным трендом.
Второе изделие – модульная крылатая ра-
кета Х-38МЭ с комбинированной системой
наведения. Она может быть как со складыва-
ющимся, так и со стандартным оперением и
включать в себя инерциальную систему и ва-
рианты конечного точечного наведения на
основе ГСН лазерного (Х-38МЛЭ), теплови-
зионного (Х-38МТЭ) или активного ра-
диолокационного (Х-38МАЭ) типа.
Предусмотрены варианты использова-
ния спутниковой навигации (Х-38МКЭ).
Ракеты предназначены для поражения
широкой номенклатуры наземных, а
также надводных объектов в прибреж-
ной полосе. Скорость – 2,2 Маха, масса
БЧ – до 250 килограммов.
Мы закончили создание КР с лазер-
ной системой наведения. Работаем над
тепловизионной и, полагаю, к концу года
ее завершим.
Третье изделие – ракетно-бомбовое
вооружение. Оно продолжает модульное
построение изделий на базе Х-38МЭ и
может использоваться как в ракетном ва-
рианте с одной боевой частью, так и в ва-
рианте планирующего боеприпаса, когда вместо
двигателя ставится вторая боевая часть. Это
будет крайне эффективное оружие с различны-
ми типами боевых частей и поражающими эле-
ментами для широкого спектра целей.
Подчеркну: наше оружие не привязано к
одному типу самолетов, что было бы совер-
шенно нерационально. Все, что мы сегодня
разрабатываем, может применяться на внеш-
ней подвеске Су-34, Су-35. Кое-что адапти-
руем и под Су-24, хотя это достаточно слож-
ный процесс, так как борт старый, а аппарату-
ра ставится цифровая.
Наша идеология такова: изделие должно
быть универсальным по отношению к раз-
личным носителям. А среди них есть и такие,
что разгоняются до скорости под 2,5 Маха,
например МиГ-31.
– У Т-50 скорость еще больше…
– Это, безусловно, важный, но порой от-
носительный показатель. Надо набраться тер-
пения и увидеть Т-50 в деле. Тогда все встанет
на свои места.
Для Т-50 мы готовим соответствующее
вооружение, которое будет размещаться внутри
фюзеляжа (хотя вся линейка наших изделий
может использоваться и на внешней подвеске).
Спрятать оружие под обшивку самолета – се-
рьезнейшая задача с точки зрения аэродина-
мики и конструкторской мысли. Для этого
требуются более компактное, менее габарит-
ное вооружение, другая система сброса изде-
лий с борта, целеуказания и т. п.
– Будете ли вы что-то создавать для тя-
желых ударных БЛА?
– Как только получим технические зада-
ния, так сразу…Сейчас идет процесс согласо-
вания типов вооружения, которые будут при-
меняться на ударных БЛА. Работа ведется в
плановом порядке.
– Сравнительно недавно в состав КТРВ
вошло АО «Завод «Дагдизель». Дела там
шли в последние годы, как известно, не очень
хорошо. Были перебои с производством ави-
ационных торпед, распадался трудовой кол-
лектив… Не в тягость ли вам оказался этот,
образно говоря, довесок?
– Мы не рассматриваем ни одно из наших
предприятий, как какой-то там довесок.
«Дагдизель» – предприятие, которым гор-
дился Советский Союз, на нем работали
около 14 тысяч человек. Поэтому для меня,
родившегося и выросшего в СССР, было
обидно наблюдать за постоянной деградаци-
ей завода, где осталось всего около двух
тысяч персонала.
АО «Завод «Дагдизель» было и осталось
специализированным предприятием ОПК.
При более чем 70-летнем стаже работы оно
имеет солидный научно-технический, инже-
нерный и производственный потенциал.
Когда завод вошел в состав нашей корпора-
ции, там было немало проблем. Обременение
серьезными долгами, в цехах запустение. Но
после того, как мы пообщались с трудовым
коллективом, руководством завода, стало
ясно: люди хотят работать. Мы увидели ис-
креннее желание в глазах, ведь многие посвя-
тили этому делу почти всю жизнь. Люди там
прекрасно знают цену созидательному труду
и долгой безработице.
Сегодня мы дозагрузили его продукцией,
которая востребована на рынке ВВСТ и в Во-
оруженных Силах. Ведь подводная морская и
авиационная тематика крайне близки, допол-
няют друг друга, что позволяет расширить
научно-техническую проблематику, оптими-
зировать станочный парк. Сегодня в «Дагди-
зеле» все становится на свои места, хотя в од-
ночасье решить накопившиеся проблемы,
конечно, невозможно.
– Вы, как известно, занимаетесь и косми-
ческой тематикой. Что можно сказать о ра-
боте над космическим аппаратом «Кондор»?
– Мы довольно давно занимаемся спутника-
ми дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ),
радиолокаторами для них. Сегодня идет изго-
товление двух малых КА «Кондор-Э» по аэро-
космической программе, которые оборудованы
радиолокатором с синтезируемой апертурой.
Предназначены для проведения всепогодных
круглосуточных радиолокационных съемок за-
данных участков земной поверхности (суши и
моря), накопления на борту полученной ин-
формации и передачи ее на пункты приема в
микроволновом диапазоне спектра электромаг-
нитного излучения. В ближайшие годы спутни-
ки с серьезно улучшенными параметрами будут
запущены на орбиту.
– Возможна ли кооперация с зарубежны-
ми компаниями в разработке и создании во-
оружений?
– Естественно, если нам выгодно и мы
видим, что это принесет пользу, тщательно
изучаем таких партнеров. Один из ярких при-
меров – известный проект «БраМос», в кото-
ром участвуем на условиях взаимовыгодного
сотрудничества. На протяжении последних
20 лет наше совместное предприятие доказа-
ло свою высокую эффективность. Я считаю,
что это вообще один из лучших примеров в
мировой практике сотрудничества двух стран
– России и Индии.
Прорабатываются варианты с другими
иностранными партнерами, которых пока на-
звать не могу.
– Ощущаете ли вы конкуренцию со сто-
роны китайских производителей, образно
говоря, их дыхание за спиной?
– Думаю, такая конкуренция ощущается не
только в ОПК, но и в гражданском секторе
промышленности. Еще несколько лет назад не-
которые эксперты говорили, что Китай будет
долго учиться, но они ошиблись в прогнозах.
Китай сегодня поражает своими темпами
развития. На последней выставке в Чжухае,
где я побывал с рабочим визитом, был пред-
ставлен самый широкий спектр авиационных
разработок. И даже по их чисто внешним
формам можно судить, что немалые достиже-
ния в этой области у КНР налицо.
В КНР уже есть и свои самолеты, и воору-
жение для них.
– Раньше вы довольно плотно взаимо-
действовали с украинскими коллегами в раз-
работке и производстве радиолокационных
головок, ГСН. А сейчас?
– Курс киевского руководства на разрыв
отношений с Москвой, понятное дело, не мог
не сказаться и на производственных связях,
которые на сегодня прекратились. Но это,
думаю, нанесло вред прежде всего украинско-
му ОПК, поскольку наша кооперация была
очень слаженной.
К сожалению, сегодня мы не можем встре-
чаться и даже обсуждать совместные проекты,
что очень грустно. Проблему взаимоотношений
на нашем уровне, увы, не решить. А с научно-
техническими проблемами мы разобрались, вы-
полняя программу импортозамещения.
– Как в корпорации решаются социаль-
ные вопросы?
– Сегодня средняя зарплата по всей кор-
порации составляет около 49 тысяч рублей.
Соответственно есть дифференциация по ре-
гионам, где-то и под 68 тысяч рублей, на го-
ловном предприятии (город Королев Мо-
сковской области) – 60–61 тысяча рублей. На
юге страны (Азов, Таганрог) – порядка 30
тысяч рублей. Но это существенно выше, чем
на других предприятиях Южного федераль-
ного округа. На «Дагдизеле» зарплата вырос-
ла на 11 процентов. А вообще-то стараемся
там, где это возможно, проводить корректи-
ровку зарплаты до двух раз в год.
Большое внимание уделяется строитель-
ству социального жилья. Недавно, например,
сдали дом в Оренбурге на 320 квартир по
цене за квадратный метр 28,5 тысячи рублей.
Такой же проект заканчиваем в Рязани по
цене за квадратный метр гораздо ниже, чем в
среднем по городу. Подобные проекты есть в
Реутове, Королеве, Дубне. Молодежи выда-
ются субсидии на покупку жилья. Хотя, как
вы понимаете, вопрос этот крайне не-
простой. Чтобы, например, согласовать
площадь под застройку жилья в Короле-
ве, пришлось буквально пройти огонь,
воду и медные трубы. Поэтому нам,
думаю, еще есть где устранять бюрокра-
тические препоны.
У нас регулярно проходят спортив-
ные слеты, в которых участвуют все
предприятия корпорации, конкурсы по
благоустройству территории, другие об-
щественно значимые мероприятия.
Сейчас работаем над очередным ука-
зом по расширению корпорации. Но
бесконечно этот процесс продолжаться,
конечно, не может. Считаю оптималь-
ным, когда руководитель корпорации
хорошо знает не только экономику, но и
директоров своих предприятий. Тем более
что каждый – фигура ключевая и достаточно
самостоятельная. Если он не профессионал, а
просто «эффективный менеджер», то не по-
могут никакие антикризисные программы.
Нужны последовательный настойчивый труд
и преемственность.
– Ваше впечатление от прошедшего
МАКСа. Какие выводы, уроки?
– Осталось ощущение, что на нем все-таки в
гораздо меньшей мере были представлены ино-
странные делегации и фирмы. В начале 2000-х
МАКС был масштабнее и представительнее по
числу участников, а каждый проведенный на
нем день воспринимался как праздник.
В любом случае это хорошая площадка,
которая за последние годы преобразилась в
лучшую сторону, как и презентация представ-
ляемой продукции различных фирм. Что ка-
сается КТРВ, то у нас были достаточно пло-
дотворные переговоры с нашими традицион-
ными заказчиками.
А вот что касается таких выставок, как
«Фарнборо», «Ле Бурже», то мы не считаем
сегодня рациональным участие в них с об-
ширными экспозициями. Может быть, толь-
ко в качестве наблюдателей. Достаточно того,
что помимо МАКСа корпорация «Тактиче-
ское ракетное вооружение» принимала уча-
стие в работе Военно-морского салона в
Санкт-Петербурге, а в августе представляет
свою продукцию на международном военно-
техническом форуме «Армия-2017».
Беседовал Олег ФАЛИЧЕВ
Уже в 2020-е годы
произойдет серьезный
прорыв в освоении
гиперзвуковых скоростей,
в том числе беспилотными
летательными аппаратами
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Крылатые ракеты Х-101, примененные против укрепленных пунктов
террористов в Сирии, подтвердили свои уникальные ТТХ. И это лишь
одно наименование из широчайшей номенклатуры изделий корпорации
«Тактическое ракетное вооружение». В 2016 году объем ее производства
вырос на сотни единиц ВВСТ, освоена новая продукция. Выручка
превысила 172 миллиарда рублей, консолидированная чистая прибыль –
17 миллиардов. КТРВ – один из лидеров рейтинга крупнейших оборонных
предприятий мира. О том, как создается оружие, часто не имеющее
аналогов, «Военно-промышленному курьеру» рассказал генеральный
директор корпорации Борис ОБНОСОВ.
ПОЛЕТ ЗА ПРЕДЕЛ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ
«У НАС ЕСТЬ
ПРОРЫВНЫЕ РЕШЕНИЯ
ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ
РАКЕТОСТРОЕНИЯ»
Олег ФАЛИЧЕВ