Газета «Военно-промышленный курьер». №9 (673) 8-14 марта 2017 года - page 7

Владимир ВЛАДИМИРОВ
РН «Корона» предназначена для
выведения космических аппаратов на
низкие околоземные орбиты и имеет
конструкцию в виде конуса. Отсек с
космическим аппаратом расположен
в верхней части РН. Стартовая масса
составляет около 300 тонн при полез-
ной нагрузке до семи тонн. Для старта
используется ЖРД внешнего расши-
рения с центральным телом. Топли-
вом для РН служит связка кислород/
водород. После доставки груза на ор-
биту РН включает тормозные двига-
тели и маневрирует в атмосфере для
посадки в нужном районе. Сопло с
центральным телом при прохожде-
нии плотных слоев атмосферы охлаж-
дается резервным остатком жидкого
водорода. Посадка осуществляется
на обычную ровную площадку с при-
менением убирающихся опор, разме-
щенных в кормовой части аппарата.
ОТ КОРАБЛИКОВ ДО МОНСТРОВ
До последнего времени существо-
вали сложные технические проблемы в
создании одноступенчатых многоразо-
вых РН. Прежде всего отсутствовала
технологическая база, а также сверх-
легкие прочные и жаростойкие мате-
риалы, которые позволяли бы добить-
ся необходимого технического совер-
шенства одноступенчатого носителя.
Не случайно гениальный Циолков-
ский, осуществив необходимые расче-
ты, предложил идею «ракетного поез-
да», то есть многоступенчатой РН.
Ведь в то время (начало ХХ века) не
существовало ни совершенных ракет-
ных двигателей, ни углепластиков, ни
специальных сплавов. Применение же
современных материалов и технологий
в принципе позволяет реализовать на
практике идею одноступенчатого носи-
теля. Хотя не все так просто.
За рубежом тоже были попытки
проектирования
одноступенчатых
РН, причем различной размерности:
грузоподъемностью
от
сотен килограммов до аппа-
ратов, способных выводить
в космос сотни тонн. Неко-
торые даже предполагалось
использовать как пассажир-
ский транспорт. Достаточно
привести как пример про-
ект аэрокосмического аппа-
рата «Гиперион». По задум-
ке конструкторов он стар-
товал вертикально и мог по
суборбитальной траектории
перевезти пассажиров с
одного континента на дру-
гой примерно за 20 минут.
В основном это касалось со-
общения между Америкой
и Азией через Тихий океан.
Вершиной технического
совершенства стал проект гигантской
РН «Ромбус». Этот исполин, разрабо-
танный
специалистами
фирмы
«Макдонелл-Дуглас», предназначал-
ся для вывода на орбиту, страшно
подумать, 450 тонн груза. Специа-
листы оценят масштаб задумки:
стартовая масса составляла 6350
тонн, а тяга двигателей – 8200 тонна-
сил. Расчетные акустические нагруз-
ки от работы двигателей на старте
были столь велики, что пришлось
проектировать специальной формы
котлован стартового комплекса глу-
биной более 160 метров. Исполина
планировали задействовать для ак-
тивного освоения Марса. С учетом
многоразовости использования РН
и огромной грузоподъемности стои-
мость вывода на орбиту одного ки-
лограмма должна была снизиться на
два порядка по сравнению с тради-
ционными РН. Но до воплощения
изделия в металле дело по традици-
онной причине отсутствия финанси-
рования не дошло.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЛУНЫ
С закрытием программы «Апол-
лон» в середине 70-х годов в период
экономического кризиса перед
НАСА встал вопрос о дальнейших
путях развития семейства ракет-
носителей. И здесь, что позже стало
очевидно для всех, были допущены
две серьезные ошибки.
Первая. Решительно и беспово-
ротно отказались от РН «Сатурн-5»
– крупнейшего на тот момент носи-
теля в мире, многократно подтвер-
дившего свою надежность. Тем
самым США сами закрыли себе пер-
спективу освоения дальнего космо-
са, что сказывается по сей день. Той
проверенной и мощной РН уже нет,
а другая так и не создана.
Вторая. В части новых носителей
выбор был сделан в пользу многора-
зового транспортного космического
корабля «Спейс шаттл». Предполага-
лось, что космические корабли будут,
как челноки, сновать между Землей и
околоземной орбитой. Надеялись,
что количество стартов начнет изме-
ряться сотнями в год. Однако эта си-
стема абсолютно не оправдала ожида-
ний как в финансовом плане – после-
полетное обслуживание оказалось в
десятки раз дороже планируемого,
так и в плане надежности – произош-
ли две крупные аварии, в которых по-
гибли все члены экипажей КК «Чел-
ленджер» и «Колумбия».
Вплоть до начала XXI века созда-
ние новых РН шло своим чередом в
течение довольно продолжительного
времени. Но неожиданно в этот пла-
номерно текущий процесс ворвался
американский конструктор и пред-
приниматель в одном лице Илон
Маск. Именно он основал фирму, ко-
торая создала новую коммерческую
РН Falcon 9 с многоразовой первой
ступенью, и уже состоялось несколь-
ко успешных посадок. На март пла-
нируется старт с повторным исполь-
зованием одной из первых ступеней.
Посмотрим, каким окажется этот
полет, но в любом случае он станет
знаковым событием в космонавтике.
КОСМОДРОМ В СТРАТОСФЕРЕ
Общемировые тенденции и логи-
ка развития перспективной техники
подсказывают, что пришла пора ак-
тивно развивать полностью многора-
зовые ракеты-носители. Только они
позволяют снизить стоимость запуска
не на проценты, а в разы. Поэтому
российские предприятия, имеющие
отношение к космосу и лишившиеся в
начале 90-х госзаказа, буквально вы-
плеснули на рынок уникальные про-
екты многоразовых РН.
Пионером стал проект с исполь-
зованием воздушного старта, когда в
качестве первой ступени выступает
самолет-носитель. Задумка была та-
кова: с борта дооборудованного Ан-
124 на большой высоте производит-
ся сброс конверсионной РН
«Штиль», запускаются ее ракетные
двигатели и осуществляется даль-
нейший полет в космос. В основе
РН лежит снятая с боевого дежур-
ства морская межконтинентальная
ракета. Стартуя с подводной лодки,
РН «Штиль» могла вывести на орби-
ту спутник весом 120 килограммов,
а с самолета ее грузовые возможно-
сти увеличивались до тонны. Как
говорится, почувствуйте разницу.
Подмосковное МКБ «Радуга» раз-
работало великолепный по новизне
проект РН «Бурлак» для выведения
на орбиту спутников различного на-
значения. РН стартовала из-под
брюха сверхзвукового бомбардиров-
щика Ту-160. Вся система в сборе
поднималась до стратосферы, где и
происходило отделение РН от само-
лета. Поначалу проект развивался до-
вольно динамично благодаря финан-
сированию германских компаний.
Был даже изготовлен полномасштаб-
ный макет РН, который вместе с Ту-
160 демонстрировался на авиасало-
нах. Дело уверенно двигалось вперед,
пока не иссякло финансирование.
Чуть позже появился проект воз-
душного старта по теме «Ишим» с
использованием специально дорабо-
танного тяжелого истребителя МиГ-
31. Полезная нагрузка была невели-
ка, но достаточна для заброски на
орбиту нескольких микроспутников
за один пуск. Но и в данном случае
отсутствие денег не дало довести
проект до реализации.
Подлинным техническим шедев-
ром явился проект многоцелевой
авиационно-космической
системы
(МАКС), где в качестве самолета-
носителя планировалось использовать
Ан-225 «Мрия». С его спины старто-
вал космоплан в экипажном либо бес-
пилотном варианте. Предусматривал-
ся запуск грузового носителя с полез-
ной нагрузкой до 18 тонн. При этом
стоимость доставки груза на орбиту
снижалась раз в десять. Но денег на
проект до сих пор не выделено.
В результате на сегодня до прак-
тического использования добрался
только один проект и то не наш. Это
американская РН «Пегасус», старту-
ющая с самолета-носителя и выводя-
щая в космос легкие спутники.
Правда, ее пуски случаются не столь
часто (один-два в год).
ОДНОРАЗОВОСТЬ –
ЭТО НЕ НАВСЕГДА
Казалось бы, столько преиму-
ществ у многоразовых РН, но
почему-то они до сих пор не летают.
Одну из причин мы уже указали: су-
ществуют технические сложности,
которые необходимо преодолеть.
Любая из них – определенный риск.
Вторая причина банальна – фи-
нансирование. На создание новых
многоразовых РН нужны деньги, а
при существенном секвестре Феде-
ральной космической программы вы-
бить средства на новую РН невозмож-
но. Под нынешние заказы вполне хва-
тает существующих носителей, по-
следних модификаций РН «Союз» и
«Протон» плюс «Ангара». Единствен-
ное исключение сделано для програм-
мы «Феникс». Надо сказать, это очень
разумное решение. Одной програм-
мой решается двуединая задача: буду-
щая РН заменит украинский «Зенит»
и будет стартовать как с комплекса
«Морской старт», так и с Байконура
по российско-казахстанской програм-
ме «Байтерек». А самое главное – «Фе-
никс» станет одним из универсальных
ракетных модулей первой ступени бу-
дущей сверхтяжелой РН для освоения
Луны и Марса.
Что касается многоразовой первой
ступени господина Маска, то уже под-
считано: выигрыш составит в лучшем
случае 25–30 процентов от традици-
онных РН. Ни о какой экономии в
десятки раз речи вообще не идет. Во-
прос: а стоит ли овчинка выделки?
Многоразовые РН любого вида
будут полностью окупаемы только
при числе запусков 20, а то
и 30 в год. Это определен-
но станет возможно, но не
в ближней перспективе.
Когда начнется освоение
Луны, возрастет грузопо-
ток на орбиту до сотен, а
потом и тысяч тонн, тут и
многоразовым
найдется
место. Лишь тогда раскро-
ются все их преимущества.
Принцип прост: они забра-
сывают груз на низкую ор-
биту и идут на посадку. А
груз подхватывает межор-
битальный буксир с ядер-
ной энергоустановкой и до-
ставляет его к Луне. После
этого возвращается назад за
новой партией. Короче го-
воря, вырисовывается целая косми-
ческая транспортная система. Но
хронологически это где-то год 2030-й
и позже.
Однако столь отдаленные сроки
вовсе не означают, что сегодня
можно сидеть сложа руки и ничего
не делать. Следует работать на пер-
спективу: создавать новые техноло-
гии, материалы, конструкции. Поэ-
тому заслуживает очень большого
уважения уже сам факт, что специа-
листы ГРЦ им. Макеева в инициа-
тивном порядке возвращаются к
проекту РН «Корона». Конструктор-
ская мысль не должна стоять на
месте по определению, иначе просто
не будет технического прогресса. Да
и направление выбрано правильное.
Ведь будущее космонавтики одно-
значно за многоразовыми надежны-
ми и относительно дешевыми
ракетами-носителями. 
«КОРОННЫЙ»
НОМЕР
ПРОЕКТ МНОГОРАЗОВОЙ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ АКТУАЛЕН УЖЕ СЕЙЧАС
Специалисты Государственного ракетного центра имени
академика В. П. Макеева предложили продолжить
создание многоразового одноступенчатого носителя
с вертикальным взлетом и посадкой «Корона». Разработка
велась в инициативном порядке с 1992 по 2012 год и была
прекращена из-за отсутствия финансирования.
wikimedia.org
НЫ
07
«ОБОРОНКА»
РЕТРОСПЕКТИВА
Стартуя с подводной лодки,
РН «Штиль» могла
вывести на орбиту спутник
весом 120  килограммов,
а с самолета ее 
грузовые возможности
увеличивались до тонны
Севастополь, 10 мая 1944 года. «Снова жизнь»
спорт в академии в почете
ЗАСЛУШИВАЯ ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ
вручение наград лучшим преподавателям
египетский орден академии
орден калашникова начальнику
академии генерал-лейтенанту
владимиру ЛЯпорову
опк поздравляет
курсантский вальс
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook