09
ми и дозвуковыми ПКР «Инцзи-12, -18, -83», а для вы-
полнения задач по уничтожению береговых объектов 16
КР «Длинный меч/Восточный ветер-10». Всего для при-
менения ракетного вооружения на перспективной удар-
ной АПЛ будут размещены 16 вертикальных пусковых
установок (ПУ) в носовой части. При необходимости в
прочном корпусе размещаются ПУ для зенитных ракет
комплекса «Морское красное знамя-10», которые обеспе-
чат противовоздушную оборону субмарины в надводном
положении.
Совершенно очевидно, что при небольшом для АПЛ
водоизмещении перспективная китайская лодка будет об-
ладать очень серьезным ударным потенциалом. Это ре-
ально, судя по скорости развития ОПК КНР.
Западные специалисты предполагают, что АПЛ про-
екта 095 оснастят специальной шлюзовой камерой боль-
шого объема, которая обе-
спечит действия боевых
пловцов и БПА большого
размера для ведения развед-
ки в Мировом океане. От-
метим, что схожие задачи
возложены командованием
подводных операций ВМС
США на экипажи АПЛ про-
екта «Огайо».
Известно, что уже спро-
ектирован комплект трена-
жеров для подготовки эки-
пажей АПЛ проекта 095 в
вузах ВМС НОАК.
«КИТ» С КИТАЙСКОЙ
СПЕЦИФИКОЙ
Следующий образец –
АПЛ проекта 096 (по класси-
фикации НАТО – «Тан»). По
данным из китайских источников, лодка будет выполнена по
классической двухкорпусной схеме. Вероятно, на данной
лодке, кроме стандартных ТА, будут впервые в ВМС НОАК
установлены аппараты калибра 652 миллиметра, которые
позволят выполнять пуск сверхтяжелых торпед увеличенной
дальности.
Работы по такому подводному вооружению в КНР ве-
дутся на основании данных о советской торпеде 65-76
«Кит». Благодаря двум ядерным реакторам АПЛ проекта
096 способна развивать максимальную подводную ско-
рость 32 узла, а прочный корпус обеспечит безопасное по-
гружение на глубину до 600 метров.
Очередная перспективная АПЛ с БР получила обозна-
чение проект 098. Возможно, данный проект следует от-
нести к кораблям пятого поколения, поскольку уровень
шума составит менее 85 децибел, что обеспечит высокую
скрытность даже при максимальной активности противо-
лодочной обороны противника.
Подобные подводные крейсеры предназначены для
нанесения массированных ракетных ударов с использова-
нием БРПЛ с дальностью пуска более 12 тясыч километ
ров. По информации из открытых источников, АПЛ про-
екта 098 будут оснащены 24 вертикальными ПУ.
Есть основания полагать, что в КНР ведутся разработ-
ки по созданию новых ДЭПЛ с ВНЭУ. Лидеры в данной
области – японские корабелы, которые поставили на воо-
ружение МССЯ восемь суб-
марин проекта «Сорю».
По данным из открытых
источников, перспективная
китайская ДЭПЛ с ВНЭУ
будет иметь дальность пла-
вания 9000 миль. В качестве
вооружения экипаж сможет
применять торпеды разных
моделей (боекомплект – 21
штука) при использовании
шести ТА калибра 533, а
также ПКР «Инцзи-18, -83»
(6 единиц).
БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ
На территории КНР соз-
даны три специальные базы
для размещения подводных
атомоходов. Самая северная
и новая – ВМБ «Сяопиндао-
вань», расположенная в черте Даляня. Возведены два при-
чала, рассчитанные на одновременную швартовку до
шести лодок. База прикрыта с моря полуостровом, вход
искусственно сужен двумя волнорезами.
Вторая ВМБ расположена севернее Циндао – в заливе
Шацзыкоу. Она позволяет дислоцировать одновременно
до 10 лодок. На территории есть два сухих дока для ремон-
та с кранами большой грузоподъемности. Судя по фото-
графиям со спутников, ВМБ «Шацзыкоу» – место базиро-
вания дивизии АПЛ Северного флота ВМС НОАК.
Третья, самая южная ВМБ «Ялун» расположена на остро-
ве Хайнань – в заливе Ялунвань, который является популяр-
ным курортом Поднебесной. Она также дивизионного мас-
штаба. Фотоснимки АПЛ с нее регулярно появляются в
Интернете. Отличительная черта ВМБ «Ялун» в том, что
под землей расположены обширные склады ракетного, тор-
педного и артиллерийского вооружения, которым можно
обеспечить примерно половину кораблей ВМС НОАК.
Общие характеристики всех указанных баз – наличие
стендов для размагничивания и подземных укрепленных
причалов, предназначенных для размещения лодок на
случай вооруженного конфликта и нанесения вероятным
противником ракетно-бомбовых ударов.
При необходимости часть АПЛ может быть временно
дислоцирована на ВМБ «Юйлинь», которая также расположе-
на на Хайнане и является основной базой Южного флота
ВМС НОАК, а значит, обеспечена эшелонированной систе-
мой ПВО/ПРО.
С учетом вышесказанного понятна обеспокоенность некото-
рых американских адмиралов и военных экспертов, пристально
наблюдающих за ростом возможностей соединений подводных
лодокВМСНОАК.РазвитиеметаллургиивКНРпозволяетсозда-
вать новые сплавы корпусной стали. Китайские конструкторы си-
стемвооружения,безусловно,учитываютинформациюодостиже-
нияхВМФРФиВМССША.ТакчтоВМСНОАКсегодня, а тем
более в перспективе – серьезная угроза для любогофлота.
Это результат многолетних исследований, начатых еще в
1962 году. Новшество позволит отказаться от применения не
только традиционных свинцово-кислотных аккумуляторных
батарей, но и воздухонезависимых двигателей Стирлинга. Об
этом заявил 18 января в докладе на международной конфе-
ренции UDT в Сингапуре бывший командующий подводными
силами японского флота вице-адмирал в отставке Масао Ко-
баяси. По его мнению, применение литиево-ионных аккуму-
ляторных батарей должно драматически изменить действия
неатомных подводных лодок.
На малых скоростях литиево-ионные батареи дают лодкам
продолжительность подводного хода как с воздухонезави-
симой энергетической установкой (ВНЭУ). А за счет высокой
емкости они обеспечивают и большую скорость, что особенно
важно при выходе в атаку или при уклонении от противника
(срочное всплытие, погружение).
ПриэтомвотличиеотВНЭУлодкаможетпостояннопополнять
запас энергии в литиево-ионных батареях, используя подзарядку
с применением устройства для работы дизеля под водой (РДП).
По словам Кобаяси, литиево-ионные батареи имеют более корот-
кое время подзарядки по сравнению со свинцово-кислотными,
дольше служат, не требуют ТО, а электрические схемы с их при-
менением проще в управлении и в построении сетей.
Оборотная сторона – высокая стоимость. По контракту суб-
марина SS 511 типа «Сорю» стоит 64,4 миллиарда иен (около
566 млн долл.) против 51,7 миллиарда иен (454 млн долл.) за
десятую подлодку этого типа. Фактически вся разница в 112
миллионов долларов приходится как раз на литиево-ионные
батареи и соответствующую электросистему.
Для полноценного использования литиево-ионных батарей
обязательны три условия: мощный дизель-генератор для подза-
рядки, усиленное устройство РДП для увеличения объемов по-
дачи воздуха и отвода выхлопных газов, а также изменения
в электрических цепях. Литиево-ионные аккумуляторы весят
меньше, чем свинцово-кислотные, поэтому проект ДЭПЛ типа
«Сорю» пришлось несколько переработать для сохранения
балластировки и остойчивости.
В Японии созданы и доведены до эксплуатационного со-
стояния два типа литиево-ионных аккумуляторных батарей:
литий-никель-кобальт-алюминий-оксидная (NCA) производ-
ства компании GS Yuasa и литий-титанатная (LTO) корпора-
ции Toshiba. МССЯ будут использовать батареи типа NCA, при
этом, по мнению специалистов-подводников, для мобильных
операций, требующих большой скорости и дальности плава-
ния, была бы идеальной комбинация батарей NCA и дизельно-
го двигателя, а «засадная» («прибрежная») субмарина более
эффективна с применением ВНЭУ на топливных элементах,
батареями типа LTO и дизелем.
Преимущество японских аккумуляторов нового типа уже
оценили подводники Австралии. Канберра выбрала для своих
перспективных ДЭПЛ батареи LTO.
Анатолий ИВАНЬКО,
директор Центра анализа геополитики,
войн и военной истории
ОРУЖИЕ
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
реклама
Севастополь, 1942 год. «Тревога на крейсере «Молотов»
ВНИМАНИЕ, «ЧЕРЕПАХА»
Подводные крейсеры
проекта 098
предназначены
для массированных
ракетных ударов
с дальностью пуска БРПЛ
более 12 тысяч километров
ТТХ перспективных подводных лодок ВМС НОАК
Проект
093G
095
096
098
ДЭПЛ с ВНЭУ
Длина (м)
110
115
150
167
60
Ширина (м)
11
12
20
15
10
Осадка (м)
9,5
11
н/д
н/д
7,5
Водоизмещение надводное (т)
4750
н/д
н/д
17 050
3050
Водоизмещение подводное (т)
6800
7900
16 000
20 050
3400
Максимальная скорость (узл.)
30
32
32
25
21
Глубина погружения (м)
до 450
до 500
до 600
до 500
до 450
Продолжительность автономки (сут.)
до 80
до 80
н/д
н/д
н/д
Экипаж (чел.)
105
130
н/д
н/д
н/д
СМОТРИНЫ
«СОРЮ»
ДЕНЬГАМИ
20 ПРОЦЕНТОВ СТОИМОСТИ
ЯПОНСКОЙ ДЭПЛ
ПРИХОДИТСЯ НА БАТАРЕИ
В марте 2020 года в состав Морских сил
самообороны Японии должна быть введена
первая в мире неатомная подводная лодка
(11-я в серии субмарина типа «Сорю»/Soryu
с бортовым номером предположительно
SS 511), оснащенная литиево-ионными
аккумуляторными батареями.
Анна ХАЛДЕЙ
Те, с кем он вместе работал в годы войны, были и его главными друзьями. Не было там,
насколько я помню, ни ревности к чужим успехам, ни каких-то карьерных моментов. Дру-
жили, общались, помогали друг другу. С семьей Эммануила Евзерихина мы жили в одном
дворе, росли с его детьми, и он часто забегал: «Женя, надо срочно напечатать!». Мы жили
в коммуналке, но своя фотолаборатория была у отца всегда. Макс Альперт, Яков Рюмкин,
Марк Редькин и многие другие легендарные советские фотокорреспонденты часто бывали у
нас в гостях. Это было удивительное братство – со времени, когда я пешком ходила под
стол, и до момента, когда они все ушли из жизни, общение продолжалось постоянно. В осно-
ве, конечно, была компания из фотохроники ТАСС, но так или иначе в этот дружеский круг
входили все известные фотокорреспонденты. Собирались за столом, и пусть еды и питья не
всегда было в избытке, на веселье это никак не влияло. Папа, мягко говоря, был не очень об-
ласкан властью, но не помню, чтобы он кому-нибудь завидовал.
russiancouncil.ru