Газета «Военно-промышленный курьер». №9 (673) 8-14 марта 2017 года - page 12

12
Автор идеи
Игорь Ашурбейли
Издатель
Ассоциация
военно-промышленных
компаний (АВПК)
Генеральный директор
Руслан Ашурбейли
Директор редакции
Зарина Гуриева
И. о. главного редактора
Владимир Лебедев
Арт-директор
Андрей Седых
Обозреватели
Константин Сивков
Олег Фаличев
Редакторы
Сергей Карпачев
Алексей Песков
Верстка и цветокоррекция
Юлий Нежинский
Валентина Никонорова
Корректура
Лариса Зимина
Светлана Литвинова
Дирекция
по распространению и PR
Александр Богуславский
Елена Камнева
Марина Тупий
Интернет-редакция
Татьяна Силаева
Станислав Сторожев
©
«Военно-промышленный курьер», 2017 г. Ссылка на «ВПК» обязательна. Перепечатка за рубежом допускается по соглашениюс редакцией.
Мнение авторов статей может не совпадать с мнением редакции. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет
Адресиздателя
иредакции
125190, Москва, Ленинградский пр., д. 80, корп. 16,
подъезд № 3.
Телефон/факс
(495) 780-54-36
E-mail:
А ТАКЖЕ…
Газета зарегистрирована
в Федеральной службе
по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий и массовых
коммуникаций
Учредитель – АО «СОЦИУМ–А»
Издается с 19 августа 2003 года
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77-60072
от 10 декабря 2014 г.
№ 9 (673) 8–14 марта 2017 года
КАЛЕНДАРЬ «ВПК»
Решение действует и поныне во всех странах теперь уже
бывшего СССР. До этого рабочая неделя с 20-х годов была
шестидневной.
Совместное постановление ЦК КПСС, Совета министров
СССР и ВЦСПС «О переводе рабочих и служащих предприятий,
учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю»
принято в рамках подготовки к празднованию 50-летия Октябрь-
ской революции. И подписано было именно 7 марта неспроста.
Потому что адресовалось в первую очередь трудящимся жен-
щинам, ибо высвободило целые сутки для домашних дел.
Вопросы перехода на пятидневку и в целом сокращения вре-
мени, проводимого рабочими и служащими на производстве, впер-
вые обсуждались в стране еще в ходе всесоюзной экономической
дискуссии 1951–1952 годов и были упомянуты в последней работе
Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952). От-
мечалось, что по мере успешного развития народного хозяйства в
стране появятся условия для того, чтобы у трудящихся стало больше
свободного времени для отдыха и культурного досуга. Но…
Хрущевская политика исключала претворение подобных
планов. С конца 50-х годов социально-экономическое поло-
жение в стране ухудшалось. Проявлениями этого тренда стали
прежде всего растущий импорт продовольствия и оборудо-
вания, конфискационная денежная реформа 1961-го, сопро-
вождавшаяся увеличением цен на товары и услуги вкупе с их
дефицитом, новые налоги на подсобные и личные хозяйства.
Все это вызывало социальную напряженность и как следствие
привело к массовым волнениям в Новочеркасске (1962) и ряде
других регионов в последние годы хрущевского правления.
Новое руководство понимало, что срочно нужна некая
«социальная отдушина», которая докажет его стремление к
улучшению качества жизни в стране победившего социализ-
ма. Особенно это было необходимо, по понятным причинам, в
преддверии 50-летия Октябрьской революции. И еще потому,
что в большинстве соцстран субботы уже были выходными.
Введение пятидневки дополнялось объявлением 9 мая не-
рабочим праздничным днем, расширением социальных льгот,
поэтапной отменой хрущевских сельхозналогов. А также возоб-
новлением тиражей по погашению облигаций восстановитель-
ных займов 1946–1958 годов. Напомним, что почти все рабочие
и служащие страны были подписаны на эти займы. Но в 1961-м
погашение остановили: как заявило тогдашнее руководство,
по многочисленным просьбам трудящихся.
В более широком контексте сокращение рабочей недели впи-
сывалось в экономические реформы середины 60-х годов, ини-
циированные премьер-министром Алексеем Косыгиным. Именно
он в 1965-м на основе госплановской аналитики предлагал полит-
бюро положительно решить этот вопрос. Говорилось, что по дан-
ным Госплана СССР, не наблюдается и в ближайшей перспективе
не предвидится дефицита рабочей силы и инженерных кадров в
большинстве регионов и отраслей. А предусмотренное реформами
увеличение фондов оплаты труда и премирования с лихвой ком-
пенсируют трудящимся «выпадение» из их заработков одного ра-
бочего дня. При этом Косыгин отмечал, что показатели социально-
экономического развития страны в 8-й пятилетке (1966–1970),
особенно по росту производительности труда, намного выше, чем
в предыдущий период. Это позволяет сократить рабочую неделю
на одни сутки без ущерба для экономики. Брежнев и тогдашний
глава ВЦСПС Гришин первыми поддержали аргументы премьера и
соответственно проект вышеупомянутого постановления.
Стоит сказать о пропагандистском эффекте этого решения
и в контексте политико-идеологической конфронтации Москвы
с Пекином: в Китае и примкнувшей к нему Албании (а также в
КНДР, на Кубе, в Монголии) в тот период даже воскресенье редко
было выходным.
Экономические проблемы в стране стали усугубляться
примерно с середины 70-х, после того как косыгинские ре-
формы были приостановлены. Запад по нарастающей закупал
советские энергоносители и другие виды сырья, что негативно
отражалось как на темпах, так и на качестве развития народно-
го хозяйства. Это в совокупности привело СССР к 1991 году.
Алексей ЧИЧКИН
Полвека назад в СССР
введена пятидневная
рабочая неделя
Подписные индексы
Каталог «Роспечать» – 25933
Каталог Российской
прессы – 60514
Газета отпечатана
в типографии
Московский филиал
ООО «Типографии
«Комсомольская правда»
Адрес типографии:
125438, г. Москва,
Лихачевский переулок, д. 4, стр. 2
Номер подписан в печать
6 марта 2017 г. в 15.00
по графику и фактически
Тираж 50 230 Заказ № 215-1
Цена свободная
– Создаваемые нами книги, – о само-
летах, вписавших самые яркие страницы в
историю советской и мировой авиации. И
я уверен, что используемый нами подход,
– рассказывать не только о конечных ре-
шениях, а обо всем том весьма непростом
пути, которым идеи доходили до воплоще-
ния в металл, крайне необходим всем, кто
создает новый российский авиапром. Книги
нацелены на тех ребят, что уже в ближай-
шем будущем возьмут на себя всю работу
по внедрению отечественной авиацион-
ной техники. Мы считаем, что литературы
по авиации – такой, чтобы ей могли вос-
пользоваться и школьники, и студенты, и
конструкторы, крайне мало и при этом она
весьма востребована. Поэтому и взялись за
создание серии подобных книг. Интерес к
ним огромный, что не может не радовать ав-
торский коллектив и просто как писателей,
и как работников авиационной отрасли. Мы
видим – у нас есть достойная смена.
– Вы пришли в авиастроение, когда
разработка и производство самолетов
работали как часы. Была преемствен-
ность и в чисто наставническом плане, и в
создании революционных машин. Потом в
отрасли случился застой, а главное – раз-
рыв поколений… Остались силы делать
что-то принципиально новое? Или придет-
ся догонять Запад?
– Что сейчас радует – у нынешних кон-
структоров нет желания копировать зару-
бежные образцы, а есть стремление соз-
давать что-то свое, при этом на мировом
уровне. Те направления работ, которые
озвучены ОАК на ближайшую перспекти-
ву, включают и абсолютно новаторские
проекты. Самые смелые вряд ли будут ре-
ализованы быстро, но от этого они менее
интересными не становятся. Например,
гиперзвуковые самолеты. Полностью
электрические самолеты. Региональные
пассажирские сверхзвуковые самоле-
ты. Но есть программы для реализации,
скажем так, тактических целей отрасли и
гражданской авиации – создание само-
летов с использованием композитных
технологий, проектирование методом вир-
туальной реальности. Это ускорит и улуч-
шит качество разработки тех моделей, что
должны увидеть свет в ближайшее время,
а также послужит хорошим заделом для
создания машин следующих поколений.
– В истории отечественной авиации
много примеров, когда самолет изначаль-
но создавался под двойное назначение: и
как военный, и как гражданский. Насколь-
ко применим подобный подход в наше
время?
– Следующая книга, которую готовит
к изданию наш коллектив, посвящена как
раз классическому варианту подобного
подхода к проектированию – дальнему
бомбардировщику Ту-95 и его модифи-
кациям – Ту-142, Ту-114, Ту-126, Ту-95МС
и другим. В ней мы стараемся показать,
каким образом смогла появиться на свет
машина с таким огромным спектром при-
менения и потрясающим модернизацион-
ным ресурсом. Понимание, как задумыва-
лась и воплощалась в жизнь машина, 65
лет стоящая на вооружении стратегиче-
ской авиации ВКС, позволит и к разработ-
ке новых проектов подходить, не сковывая
себя догмами. Почему на Ту-95 поставили
турбовинтовые двигатели? Почему с та-
кими двигателями решили использовать
стреловидное крыло, что тогда вовсе не
казалось очевидным? Это же гигантский
опыт конструкторской и аналитической
работы, он применим в любое время и в
любых обстоятельствах. Но, полагаю, те
времена, когда вначале создавался бом-
бардировщик, а потом на его базе пас-
сажирский лайнер, уже в прошлом. Хотя
обратный путь из пассажирского самолета
в военно-транспортный или в воздушный
танкер вполне реален. И многие фирмы, в
том числе зарубежные, этим путем идут.
Сейчас у той универсализации, что была
ранее, множество ограничений: финанси-
рование, экологические требования, от-
сутствие производств прежнего размаха,
специализированные технологии и про-
граммные продукты…
– Вы с оптимизмом смотрите в буду-
щее российской авиации?
– Вижу, что сейчас прилагаются уси-
лия для того, чтобы авиационная отрасль
нормально развивалась и работала. Тут и
правительственные программы по импор-
тозамещению, протекционистские меры,
направленные на то, чтобы подтолкнуть
наши авиакомпании к покупке отечествен-
ных самолетов, льготы производителям.
Это должно сработать. Так что у россий-
ской авиации есть шанс отвоевать свои
прежние позиции в мире.
Беседовал Алексей ПЕСКОВ
Возглавляемый Александром Затучным авторский
коллектив удостоился премии «Щит и меч Отечества»
2016 года за книгу «Туполев-144», и это лишь один
том из серии, посвященной самолетам, созданным
в легендарном КБ. Но то пусть славная, а все-таки
история. Писателя не может не волновать нынешний
и завтрашний день российской авиации –дела,
которому он служит всю жизнь.
«Щит и меч
Отечества».
Слово лауреата
Обозначение ГАНТ-3 означало «Глис-
сер Андрея Николаевича Туполева, тре-
тий». Построен он был в мастерских ЦАГИ
и носил еще имя «Первенец», потому как
предшествовавшие ему ГАНТ-1 (1921) и
ГАНТ-2 Осоавиахим (1923) были не бое-
выми, а экспериментальными катерами.
В том, что глиссерами заинтересо-
вался авиаконструктор, нет ничего уди-
вительного: Туполев занимался среди
прочего гидросамолетами, и при созда-
нии глиссеров отрабатывались расчет-
ные методики, применимые и для них.
ТТЗ на торпедный катер командо-
вание Рабоче-крестьянского Красного
флота выдало ЦАГИ в начале 1925 года.
До этого момента Комглисс (Комиссия по
применению глиссеров в военном флоте
республики), скооперировавшись с ЦАГИ,
успела построить несколько опытных
плоскодонных деревянных судов с воз-
душными винтами (как и у ГАНТ-2). Од-
нако морякам такая винтомоторная уста-
новка, уязвимая даже для пулеметного
огня, не понравилась да и катера больше
годились для рек и озер, а не морей.
«Первенец» же был дюралюминиевый
с реданом и имел классические гребные
винты. В качестве натурных образцов при
проектировании ГАНТ-3 использовались
трофеи Гражданской войны – английские
торпедные катера CMB. На красных воен-
моров они произвели впечатление еще в
1919 году. Тогда в Финском заливе англий-
ским катерникам удалось потопить крейсер
«Олег», плавучуюбазу «Память Азова» и по-
вредить линкор «Андрей Первозванный».
Строго говоря, именно трофейные
«Торникрофты» и стали первыми тор-
педными катерами советского ВМФ.
Взятые у белых на Каспии три таких ка-
тера с 1924 года под названиями «Бой-
кий», «Быстрый» и «Бурный» были за-
числены в состав морских сил Черного
моря (МСЧМ). Изучать их в Севастополь
приезжали инженеры ЦАГИ, черты «Тор-
никрофтов» легко угадываются в «Пер-
венце», а также его прямых потомках.
Подобно британскому прототипу, ГАНТ-3
был оснащен торпедным аппаратом же-
лобного типа для сброса 450-мм торпе-
ды образца 1912 года винтами назад по
направлению движения катера.
На испытаниях в Северной бухте Се-
вастополя «Первенец» легко дал, как и
требовалось, 54-узловый ход, обогнав
шедший параллельным курсом «Торни-
крофт». Хорошими были и маневренные
качества катера, но мореходные, как и у
«англичанина», оказались низкими. При
волнении в два балла командира и руле-
вого в открытой рубке просто заливало.
Впрочем, приемная комиссия отметила,
что ГАНТ-3 как опытный корабль полно-
стью оправдал надежды, и 12 августа
1927 катер включили в состав МСЧМ.
Тем самым «Первенец» дважды оправдал
свое имя, став в РККФ не только отече-
ственным торпедным катером № 1, но и
вообще первым боевым кораблем полно-
стью советской постройки.
Ободренное успехом «Первенца»
командование РККФ заказало проект
аналогичного катера, но уже с двумя
450-мм торпедами кормового вытал-
кивания при условии устранения ряда
выявленных недостатков. Так появился
ГАНТ-4 «Туполев», испытанный в Сева-
стополе осенью 1928 года. Конструкция
была положена в основу первой крупной
серии советских торпедных катеров, на-
зывавшихся не ГАНТ, а Ш-4.
Всего в 1929–1934 годах Адмиралтей-
ский завод имени А. Марти в Ленинграде
построил 59 Ш-4 в пяти подсериях. Гос-
бюджету один катер обходился в 200 тысяч
рублей. Масштаб цен в СССР начала 30-х:
среднемесячная зарплата в промышлен-
ности – 90–100 рублей, килограмм мяса на
свободном ненормированном рынке – от
5 рублей, муки – 3–5 рублей, сливочного
масла – 19–20 рублей, сахара – 4–9 рублей.
Интересно, что в соответствии с по-
становлением Реввоенсовета СССР, при-
нятым в августе 1932 года, в РККФ были
созданы отряды особого назначения, со-
стоявшие из торпедных катеров Ш-4, обо-
рудованных системой телеуправления с
борта самолета. Известно, что в июне 1943
года один такой катер, наводившийся с
борта летающей лодки МБР-2, участвовал
в прорыве брандера в порт Анапы.
В 1934–1944 годах в СССР строились
торпедные катера типа Г-5 (ГАНТ-5), пред-
ставляющие собой дальнейшее развитие
Ш-4, но с увеличенными водоизмещением
и длиной, более мощными двигателями и
двумя 533-мм торпедами вместо прежних
450-мм. Стоил такой катер уже 336 тысяч
рублей. Всего их выпустили более 300 – и
это, несмотря на плохую мореходность.
Они приняли самое активное участие в Ве-
ликой Отечественной войне, в том числе
в «ракетоносном» варианте, оснащаясь
пусковой установкой для 82-мм эрэсов.
Использовались Г-5 не столько по пря-
мому назначению, сколько в патрульно-
дозорной и конвойной службе, десантных
операциях, при нанесении ударов реактив-
ными снарядами по береговым объектам
противника и т. д. А боевое крещение
прошли еще во время гражданской войны
в Испании – республиканский флот полу-
чил из СССР четыре таких катера.
Константин ЧУПРИН
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
Алексей
ОЛЕЙНИКОВ,
доктор исторических наук, ведущий рубрики
Стрельба с закрытых позиций практиковалась уже с
1908–1909 годов. И большие дистанции в русской артил-
лерии не считались препятствием. Наставление 1912-го
позволяло командирам батарей по своему усмотрению
переносить огонь. Например, 27 августа 1914 года в бою
у деревни Майдан-Гурно в Восточной Галиции русские
орудия перекрестным огнем на предельном для шрапне-
ли расстоянии уничтожили австрийскую 150-мм тяжелую
батарею.
С переходом маневренной войны в позиционную
требования меняются. Применение закрытых артилле-
рийских позиций отдалило батареи не менее чем на два
километра от порядков своей пехоты и потребовало ве-
дения навесного огня. Увеличивались сектора горизон-
тального обстрела. К этому очень быстро привели и рас-
тянутость Русского фронта, и относительно малое коли-
чество орудий. Постепенно расположение артиллерии
все более эшелонировалось в глубину. В германской
армии в период позиционной войны артиллерия дели-
лась на группы: дальнего боя, подведенные вплотную к
передним линиям, контрбатарейной борьбы, обстрела
первых линий противника и противодействия его про-
рывам.
Особое значение для эффективности действий артил-
лерии с закрытых позиций имело инженерное оборудова-
ние местности. Оно предполагало тщательную маскиров-
ку, особенно от наблюдателей с аэропланов и привязных
аэростатов, надежную защиту при обстреле, возможность
ведения огня при противодействии неприятеля без по-
терь личного состава. Батарея, долго занимавшая одну
позицию, неминуемо подвергалась вражеским ударам.
Соответственно важнейшее значение обрела подготовка
запасных рубежей.
Для тяжелых калибров оборудовали по возможности
полудолговременные позиции. Расчеты полевых тяжелых
и легких гаубичных батарей сооружали глубокие орудий-
ные площадки. Для легких батарей их не делали: образо-
вавшуюся щель между землей и нижним откидным
щитом для защиты ног артиллеристов от шрапнельных
пуль засыпали землей, орудийные ровики стремились де-
лать как можно уже и с
максимальной крутиз-
ной стенок.
С развитием авиа-
ции, особенно во второй
половине Первой миро-
вой, маскировка батарей
обрела ключевое значе-
ние. Орудия начали
укрывать от наблюдения
с воздуха, стали обращать
внимание на демаскиру-
ющие световые контра-
сты. Дуги под сошником
и выходы из ровиков на-
крывали досками или
другим попавшим под
руку материалом, подо-
бранным под фон мест-
ности. Так же прикрыва-
лись опаленные после выстрелов участки перед ствола-
ми орудий. Особенно актуально это было для батарей,
стоявших на лугах или засеянном поле. Зимой орудия
маскировались белыми чехлами, а летом – сетками или
плетнями.
Невнимание к маскировке закрытых позиций часто
приводило к обнаружению батарей. Так, 6 июня 1915
года в бою под деревней Ольтенхаузен (восточная Гали-
ция) 1-я батарея 3-й артбригады после недолгой стрельбы
навлекла на себя точный огонь противника. Орудия об-
наружили из-за поднимавшихся после выстрелов столбов
пыли. Нередко и русской артиллерии приходилось выис-
кивать батареи неприятеля по пыли после залпов.
Широко применялись ложные позиции. Для этого на
необходимом удалении от настоящей создавалась точная
копия с той разницей, что выемки делались мельче. Соо-
ружались орудия-макеты (железные трубы или бревна на
колесах). Для достижения максимального эффекта одно-
временно с выстрелами реальной батареи на расположен-
ной по соседству обманке взрывали пироксилиновые
шашки. Иногда ложные позиции использовались для
ночной стрельбы одним-двумя орудиями.
Фронтовой опыт показал, что укрепленная и хорошо
замаскированная артиллерия могла не бояться случайно-
го, а иногда и массированного огня противника. Так, в
апреле 1917 года 6-я батарея 3-й артбригады (Злочевское
направление южнее деревни Лопушаны), находясь на
опушке леска Ямно, оставила свои позиции только через
месяц систематического обстрела из 150-мм орудий,
огонь которых корректировался с воздуха.
Первый двухчасовой артналет привел к попаданию в
одно из орудий, и батарею переместили вправо вдоль лес-
ной опушки. Неделю стреляя ночью с оставленной пози-
ции как с ложной, артиллеристы поддерживали настоя-
щую огневую работу с новой. Противник в это время
громил старую площадку. Все эти дни батарея находилась
под случайным артиллерийским огнем, пока не была об-
наружена с аэроплана. Тогда ее в третий раз отвели на
единственно возможную позицию, находившуюся на 200
шагов позади и правее последней дислокации.
Именно русские артиллеристы в годы Первой миро-
вой войны были непревзойденными специалистами при
действиях с закрытых позиций.
7
марта
14
марта
90 лет назад спущен на воду
первый отечественный
торпедный катер
ОГОНЬ
ПО НЕВИДИМОЙ ЦЕЛИ
РУССКИЕ АРТИЛЛЕРИСТЫ БЫЛИ ПИОНЕРАМИ
В СТРЕЛЬБЕ С ЗАКРЫТЫХ ПОЗИЦИЙ
Русско-японская
война со всей
очевидностью указала
на необходимость
применения
артиллерией закрытых
позиций. Не во всех
армиях европейских
держав это было
воспринято должным
образом. Но наша
артиллерия шла
по правильному пути.
Александр
ЗАТУЧНЫЙ:
«СМОГЛИ ВЧЕРА –
СМОЖЕМ И ЗАВТРА»
БЕЛЫЕ ПЯТНА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
defence.ru
rusempire.ru
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 12
Powered by FlippingBook