№ 21 (685) 7–13 июня 2017 года
06
ОРУЖИЕ
– Сергей Анатольевич, насколько значима
военная робототехника?
– В деле обеспечения национальной без
опасности и обороны ей отводится особая
роль. Робокомплексы способны выпол-
нять разную работу – от воздушной
разведки до разминирования и за-
нимают свое место в боевом
строю. Их применение повышает
эффективность выполнения
задач, снижает боевые потери,
значит, и риски для жизни,
здоровья
военнослужащих.
Практическая потребность осна-
щения ВС такими комплексами опре-
деляется исходя из прогнозируемого ха-
рактера войн и вооруженных конфликтов.
Разработана Концепция применения РТК
военного назначения, действует комплекс-
ная целевая программа «Создание пер-
спективной военной робототехники до
2025 года». Под руководством министра
обороны работает комиссия по развитию
РТК. Идет дооснащение полигонов и ис-
пытательных центров для обеспечения
комплексных испытаний новых образцов.
Ведется разработка государственных стан-
дартов, устанавливающих единые требо-
вания к военной робототехнике.
23 марта в конгрессно-выставочном
центре «Патриот» прошла вторая военно-
научная конференция «Роботизация Воору-
женных Сил Российской Федерации». Орга-
низатором мероприятия под руководством Глав-
ного управления научно-исследовательской дея-
тельности и технологического сопровождения
передовых технологий (инновационных исследо-
ваний) МО РФ выступал наш центр. Для широ-
кого обсуждения вопросов мы пригласили уче-
ных, представителей предприятий ОПК, авто-
ритетных специалистов из Военно-промыш
ленной комиссии России во главе с членом
коллегии ВПК Олегом Мартьяновым. Считаю,
что конференция становится не только площад-
кой для обмена мнениями по вопросам военной
робототехники, но и одним из способов реализа-
ции инициативных проектов.
– Что конкретно понимается под роботиза-
цией Вооруженных Сил?
– Комплекс мероприятий, направленных на
освоение технологий, способных полностью или
частично заменить солдата, подразделение при
решении задач, сопряженных с риском для
жизни и здоровья, как в боевой обстановке, так и
в повседневной жизнедеятельности войск.
Поэтому наша цель – повысить эффектив-
ность выполнения задач войсками и силами в
боевых
условиях,
снизить возможные потери,
придать новые качества существу-
ющей военной и спецтехнике. Внедрение
РТК позволит автоматизировать наиболее
ответственные, трудоемкие и опасные опера-
ции, уменьшить влияние человеческого фак-
тора на результативность выполнения задач в
условиях колоссальных психоэмоциональных
и физических нагрузок.
Современные РТК сегодня – сложные си-
стемы, зачастую состоящие из нескольких ро-
ботов, выполняющих общую задачу. Яркий
тому пример – инициативные разработки, со-
провождаемые Главным центром робототех-
ники. Некоторые были представлены на фо-
руме «Армия-2016». В частности, много-
функциональный робототехнический ком-
плекс «Вихрь» и автономный необитаемый
подводный аппарат планерного типа «Мор-
ская тень». Эти разработки обладают уни-
кальными характеристиками, получили положи-
тельные отзывы представителей органов военно-
го управления, видов и родов войск.
– Расскажите подробнее.
– «Вихрь» предназначен для боевых действий
и выполнения специальных задач: снижения по-
терь личного состава на линии соприкосновения
с противником, повышения огневых и ударных
возможностей подразделений. Его применение
возможно в составе мотострелковых, разведыва-
тельных, воздушно-десантных подразделений и
подразделений морской пехоты. По большому
«Морская тень» может
автономно парить
в воде до полугода.
Разработка востребована
для решения задач,
связанных с применением
высокоточного оружия
Наша армия уже применяет десятки робототехнических комплексов (РТК)
наземного и морского назначения, а вкупе с беспилотными летательными
аппаратами – сотни. О перспективах «Военно-промышленному курьеру»
рассказал начальник Главного научно-исследовательского испытательного
центра робототехники Минобороны полковник Сергей ПОПОВ.
ЧЕСТЬ
ЖЕЛЕЗНОГО
МУНДИРА
Начало на стр. 01
АРСЕНАЛ
Виктор КРУГЛОВ,
полковник запаса,
кандидат военных наук
А-100, как пояснил Сергей Шойгу,
создан в связи с появлением новых клас-
сов воздушных целей. Комплекс будет
способен оперативно наращивать радио-
локационное поле на заданном направле-
нии. Более подробной информации по
понятным причинам нет. Однако за лако-
ничной формулировкой скрыто много
интересного.
Первым отечественным летающим
радаром был Ту-126, который эксплуати-
ровался с 1965 года. Премьера американ-
ского аналога Е-3 «Сентри» состоялась в
октябре 1975-го – на 10 лет позже. В
1989-м на вооружение был принят Ил-
76МД с РТК «Шмель», или комплекс
А-50. В войсках его прозвали «гриб» или
«летающая тарелка» за специфический
вид локатора, установленного над фюзе-
ляжем.
К середине 2000-х специалисты кон-
церна «Вега» создали комплекс «Шмель-М»
и в 2011-м на вооружение поступил пер-
вый А-50У с дальностью действия до 7500
километров, скоростью полета около 800
километров в час. Время нахождения в
воздухе увеличилось на 15 процентов. Рас-
ширился функционал, улучшились харак-
теристики комплекса.
Создание А-100 «Премьер» стало оче-
редным этапом в развитии этого сложного
и крайне необходимого образца военной
техники. Носителем избран модернизиро-
ванный Ил-76МД-90А с новым двигате-
лем ПС-90А-76. В настоящее время на
ульяновском «Авиастар-СП» в различной
готовности находится 13 машин, стоит за-
дача довести их выпуск до 18 самолетов в
год. Новый носитель – с удлиненным фю-
зеляжем, может нести до 60 тонн груза,
будет оснащаться современными цифро-
выми системами и «стеклянной» кабиной.
Размеры и грузоподъемность позволяют
предположить увеличение рабочих мест
операторов и необходимого для их дея-
тельности оборудования, средств связи.
Первый Ил-76МД-90А для оснаще-
ния новейшим комплексом «Премьер»
поступил в ТАНТК им. Бериева в но
ябре 2014 года. В октябре 2016-го лета-
ющая лаборатория А-100ЛЛ на базе
штатного самолета А-50 впервые подня-
лась в воздух.
Создатели А-100 считают, что он будет
видеть практически все. Предполагается,
что в комплексе «Премьер» основные по-
казатели А-50У в дальности обнаружения
бомбардировщиков, истребителей и на-
земных целей (танковая колонна), кото-
рые достигали 650, 300 и 250 километров
соответственно, будут удвоены. Поиско-
вый комплекс оснащен антенной с актив-
ной фазированной решеткой (АФАР). По
данным госкорпорации «Ростех», она
будет вращаться со скоростью пять обо-
ротов в минуту.
ГОНКА ЛОКАТОРОВ
Немногие знают, что первый амери-
канский самолет ДРЛО E-3 «Сентри»,
более известный как АВАКС, на базе
«Боинг-707-320» (EC-137D) был создан
копированием советских разработок.
Одна из них – размещение локатора в ра-
диопрозрачном обтекателе над фюзеля-
жем самолета. До 1992 года серийно было
построено примерно 70 самолетов раз-
личных модификаций. По состоянию на
2016 год они эксплуатировались военны-
ми США (33 Е-3С), Великобритании (7
«Сентри-AEW.1»), Франции (4 Е-3F), Сау-
довской Аравии (5) и командованием
НАТО (17).
Наиболее распространенный – Е-3С с
максимальной взлетной массой около 161
тонны и крейсерской скоростью 750 ки-
лометров в час. При практическом потол-
ке до 11 800 метров и радиусе действия
порядка 1600 километров он может пат
рулировать район шесть часов без доза-
правки в воздухе. РЛС с периодом круго-
вого обзора 10 секунд видит бомбарди-
ровщики, низколетящие и надгоризонт-
ные цели на расстоянии до 520, 400 и 650
километров, может сопровождать до 600
воздушных объектов. Главное отличие
ДРЛО Е-3 – мощная РЛС с антенной, по-
мещенной в круглый обтекатель над фю-
зеляжем. Самолет обслуживают экипаж и
оперативная группа из четырех и 13–19
человек соответственно.
Технически самолеты типа А-50 не
уступают американским комплексам Е-3.
Однако если говорить о количестве, тут мы
проигрываем вчистую – 24–30 машин про-
тив 70–74 в армиях вероятных противни-
ков, а палубного у нас нет вообще. Правда,
разработчики заявили о работе над новым
проектом А-500, предусматривающем раз-
мещение РЛС с универсальной антенной
на более легком самолете.
Следует иметь в виду и то, что Е-3 и
Е-2 целенаправленно и постоянно модер-
низируются. Так, разработанный компани-
ей «Локхид Мартин» новейший бортовой
локатор AN/APY-9 с АФАР уже летает. Из-
вестно, что его возможности значительно
превосходят аналогичные показатели су-
ществующего (AN/APY-2) и уже прошли
летные испытания новой модификации па-
лубного E-2D «Эдванст Хокай».
СИРИЙСКИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ
По заявлениям представителей ОПК и
Минобороны, А-100 «Премьер» в сравне-
нии с А-50 будет превосходить предше-
ственника при одновременном сопровож
дении объектов и управляемых истребите-
лей в дальности и высоте обнаружения
целей. Что, по мнению военных специали-
стов и экспертов, позволит использовать
комплекс для решения многих задач. Это
обнаружение и опознавание, классифика-
ция, определение координат и сопровожде-
ние воздушных, надводных и наземных
целей, а также нестратегических средств
ракетного нападения потенциального про-
тивника.
Кроме того, «Премьер» дальнего виде-
ния сможет обеспечивать разведыватель-
ной информацией, целеуказанием пункты
управления различной видовой, ведом-
ственной и уровневой принадлежности,
координировать действия пилотируемой
авиации и БЛА.
О высокой эффективности самолетов
ДРЛО говорят факты их применения как в
мирное время, так и в ходе военных конф
ликтов. Сегодня без них не обходится ни
одно крупное учение. Помимо управления
самолетами истребительной и ударной
авиации комплекс эффективно решает за-
дачи летающего командного пункта управ-
ления войсками. Он способен быстро уси-
лить радиолокационное поле и контроль
воздушного пространства на угрожаемых
направлениях.
Российские ДРЛО активно использу-
ются в горячих точках. По некоторым
данным, А-50 участвовали в боевых дей-
ствиях на Северном Кавказе и в Грузии,
отметились в Сирии. В мае СМИ опуб
ликовали снимок российского А-50 в
САР предположительно на авиабазе в
провинции Латакия. Цитировалось заяв-
ление начальника ГОУ Генштаба ВС РФ
Сергея Рудского, сообщившего о развер-
тывании в Сирии многоуровневой систе-
мы управления для контроля всего воз-
душного пространства страны.
Впрочем, было бы странно не приме-
нять этот самолет по прямому назначению
там, где наши ВКС ведут реальные бои.
Тем более что США не стесняются исполь-
зовать АВАКСы для наблюдения за ВКС
РФ на сирийской территории и не только
там. Е-3 и Е-2 были весьма активны во всех
военных конфликтах современности, в том
числе в Ираке, Югославии, Афганистане.
Американские летающие радары – ча-
стые гости в регионах мира. Так, взлетая с
авиабаз «Кадена» на Окинаве или «Элмен-
дорф» на Аляске, они регулярно патрули-
руют границы КНР, КНДР и России, кон-
тролируют внутреннее воздушное про-
странство других стран. Одновременно ве-
дется
радиотехническая
разведка,
вскрывается положение обзорных РЛС и
станций наведения зенитных ракет.
Уже после развала СССР самолеты
ДРЛО США и НАТО многократно ис-
пользовались для обнаружения и
сопровождения нашей дальней авиации в
учебно-тренировочных полетах. По опыту
их применения в операции «Буря в пусты-
не» известно, что наряду с координацией
действий своих ВВС «летающие радары»
отслеживали
пуски
оперативно-
тактических и зенитных ракет, ставили
активные помехи наземным РЛС.
Очевидно, что для максимальной ре-
ализации заложенного в А-100 потенциа-
ла потребуется совершенствование прие-
мов и способов его применения. По кос-
венным признакам можно сказать, что
такая работа на период 2020–2030 годов
уже ведется.
«ПРЕМЬЕР»
ДАЛЬНЕГО ВИДЕНИЯ
ВОЗМОЖНОСТИ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
ДРЛОУ УДВОЯТСЯ
Министр обороны Сергей Шойгу объявил о создании нового
авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения
и управления (ДРЛОУ) А-100 «Премьер». Постепенно он заменит
самолеты А-50 и А-50У. В чем особенности разработки?
sdelanounas.ru
patriotp.ru
ТЕМА
sdelanounas.ru
«Уран-9»