Газета «Военно-промышленный курьер». №21 (685) 7 - 13 июня 2017 года - page 9

09
КОНЦЕПЦИИ
Константин СИВКОВ,
первый вице-президент
Академии геополитических
проблем, доктор военных наук
В войне на море аэростаты и дири-
жабли нашли применение раньше,
чем авиация. Первоначально их ис-
пользование ограничивалось развед-
кой, корректировкой огня при стрель-
бе корабельной артиллерией по неви-
димым целям. В дальнейшем – уже к
1915 году, и тому есть множество при-
меров – именно с дирижаблей немцы
наносили удары авиабомбами по ко-
раблям в базах и даже в море.
Для переоценки возможностей
хорошо забытого старого рассмотрим
задачи, которые решают современные
флоты. В мирное время это удержа-
ние от применения силы или угрозы
ею, создание и поддержание условий
для безопасной хозяйственной дея-
тельности нашей страны, обеспече-
ние присутствия РФ в Мировом океа-
не, демонстрация флага, визиты
кораблей и судов ВМФ, участие в от-
вечающих национальным интересам
военных, миротворческих и гумани-
тарных акциях, а также защита свобо-
ды открытого моря.
Что будет делать флот в лихую го-
дину, тоже ясно: оборонять внутрен-
ние морские воды, отстаивать суве-
ренные права в исключительной эко-
номической зоне и на континенталь-
ном шельфе. Анализ особенностей
боевых действий при решении этих
задач определяет возможные сферы
применения дирижаблей и аэроста-
тов. Сопоставление сильных и слабых
сторон воздухоплавательных аппара-
тов показывает: эти области могут
быть весьма разнообразными. Оста-
новимся на тех, где преимущества ди-
рижаблей и аэростатов наиболее оче-
видны.
БОРЦЫ С АВИАНОСЦАМИ
Исторически аэростаты и дири-
жабли вели разведку вражеских над-
водных кораблей и подлодок, коррек-
тировали артстрельбу для их уничто-
жения. Эта задача актуальна и сегод-
ня. Начнем с оценки возможности
применения дирижаблей в борьбе с
походным ордером надводных сил
противника, прежде всего авианос-
ным. Для этого создаются
разнородные ударные соеди-
нения (РУС), включающие
надводные корабли, подлод-
ки и морскую авиацию. Глав-
ная ударная сила в них –
ПКР большой и средней
дальности. Чтобы они по-
разили цель на максималь-
ном расстоянии, нужно по-
лучить целеуказания от
внешних источников.
Решающее условие успеш­
ности действий РУС – свое-
временное
обнаружение
авианосной группы против-
ника и длительное слежение за ней,
без этого весьма проблематично соз-
дать необходимое оперативное по-
строение, позволяющее организовать
одновременный удар групп кораблей
и субмарин с разных направлений.
Авианосные соединения вероят-
ного противника обладают мощной
ПВО, эшелонированной до 500 и
более километров от ядра боевого
порядка. Поэтому, действуя в оди-
ночку или малыми группами,
самолеты-разведчики, оказавшись в
дальней зоне ПВО АУГ, будут весь-
ма быстро уничтожены истребителя-
ми. АПЛ для надежной классифика-
ции ордера должны войти как мини-
мум в среднюю зону противолодоч-
ной обороны, откуда предстоит
периодически выходить на связь для
наведения или целеуказания, что де-
лает их весьма уязвимыми, а получе-
ние точных разведданных – трудно-
выполнимой задачей.
Создание дирижабля, пилотируе-
мого или беспилотного, оснащенного
мощной РЛС, способного обнаружи-
вать крупные надводные корабли
противника на удалении до 500 кило-
метров, вести разведку при противо-
действии ПВО, – наиболее эффек-
тивный путь. На нем должны быть
также комплект средств радиотехни-
ческой и радиоразведки и первичной
обработки данных, аппаратура выда-
чи целеуказания на носители ПКР,
средства дальней связи, позволяющие
обмен информацией в реальном вре-
мени. Для защиты от атак истребите-
лей целесообразно иметь ракеты
класса «воздух-воздух» малой дально-
сти с ТГСН и пушки.
Боевая устойчивость дирижабля в
зоне ПВО АУГ будет достаточно вы-
сокой. Особенно если учесть тот факт,
что выход в район вероятного нахож-
дения авианосной группы может быть
в режиме радиомолчания.
С дирижабля целесообразно раз-
ведывать важные в оперативном от-
ношении акватории. Его непрерыв-
ное нахождение в воздухе, по крайней
мере на время ведения первых мор-
ских операций, определяется авто-
номностью шесть – восемь суток.
При этом дальность полета аппарата
должна быть не менее 2000–3000 ки-
лометров, а рабочая высота – до 5000
метров. Для дирижаблей требования
весьма скромные, если сравнивать, к
примеру, с построенным в 1936 году
«Гинденбургом», летавшим из Евро-
пы в Южную Америку.
Исходя из состава предполагае-
мого вооружения и техоснащения
воздушный корабль должен подни-
мать порядка 45–50 тонн. За 10–15
часов он сможет обследовать важ-
ный оперативный район площадью
до 800 тысяч квадратных миль, вести
наблюдение за ордером противника
и выдавать разведданные в реальном
времени в течение всего боя. Каждо-
му из наших океанских флотов тре-
буется три-четыре дирижабля, что
позволит постоянно контролировать
прилегающие к побережью важные
районы морей и океанских зон. На
Балтийском и Черноморском фло-
тах достаточно иметь по два дири-
жабля, габариты которых вполне по-
зволят держать их на наземной базе.
Надо заметить, что возможности
этих летательных аппаратов избы-
точны для закрытыхМТВД.
Их размещение там можно
оправдать лишь стандарти-
зацией вооружения и необ-
ходимостью маневра между
ТВД, когда дирижабли
могут быть задействованы
для наращивания сил.
Весьма привлекательно
применение дирижаблей для
решения задач ПЛО. Дей-
ствия противолодочной ави-
ации предполагают длитель-
ное пребывание ЛА в районе
поиска с маневрами на отно-
сительно малых скоростях.
Высоты полета – в пределах от 100–
200 метров (при использовании маг-
нитометра) до 1000–2000 метров (при
использовании РГАБ), но это же опти-
мальные режимы использования ди-
рижаблей. Более высокая скрытность
их действий в сравнении с самолетами
ПЛО и отличная боевая устойчивость
перед средствами ПВО предполагают
успешное использование против
ПЛАРБ вероятного противника в
любых акваториях. Сегодня это фак-
тически невозможно сделать имею-
щимися в ВМФ РФ противолодочны-
ми средствами.
Продолжительность операций
против субмарин может колебаться
от трех-четырех до шести-семи
суток. Соответственно автономность
дирижаблей ПЛО должна быть
около 7–15 суток. При этом даль-
ность полета – не менее 8000–9000
километров (с учетом возможности
действий в вероятных районах патру-
лирования американских ПЛАРБ).
ЛА должен располагать поисково-
прицельной системой с использова-
нием РГАБ, РЛС, магнитометра, а
также средств обнаружения кильва-
терного следа. Для уничтожения
субмарин на воздушном корабле
требуется арсенал, которого должно
хватить на всю «автономку» – 8–10
малогабаритных
торпед.
Таким образом, это должен
быть крупный пилотируе-
мый аппарат грузоподъем-
ностью 40–50 тонн.
В прилегающих к рос-
сийскому побережью райо-
нах морей и океанов, а тем
более в акваториях дальней
морской и океанской зон
противолодочным дирижаб­
лям будут противодейство-
вать средства ПВО против-
ника. Для защиты от них
нужен арсенал, аналогичный
установленному на дири-
жабли для разведки.
По расчетам, один ЛА
способен обнаружить и уни-
чтожить субмарину за время
ведения
противолодочной
операции с вероятностью
около 0,8 в районе площадью
до 50 тысяч квадратных миль.
На наших океанских флотах
должно быть до 10–12 таких
дирижаблей. Из них три –
пять могут действовать противПЛАРБ
в дальней морской и океанской зонах.
Остальным найдутся дела в прилегаю-
щих к побережью акваториях. На за-
крытых МТВД достаточно иметь по
три-четыре таких дирижабля.
Другой важнейшей задачей ста-
нет контроль воздушного простран-
ства для обеспечения ПВО кора-
бельных соединений. Для ввода в
бой дежурных на палубе корабель-
ных истребителей необходимо обна-
руживать авиагруппы на удалении
не менее 600–700 километров. Это
позволит ввести их в бой на удале-
нии 250–300 километров от охраня-
емых кораблей, то есть до рубежа
пуска самолетами противника про-
тивокорабельных и противорадио-
локационных ракет.
Сегодня эта задача в ВМФ России
решается за счет использования само-
летов ДРЛО берегового базирования
А-50 и его модификаций или верто-
летами Ка-31. Первые могут действо-
вать только в пределах ближней мор-
ской зоны. При этом, учитывая их
малое число, организовать непрерыв-
ный контроль воздушного простран-
ства даже там не представляется воз-
можным. Действия таких самолетов в
интересах флота будут эпизодически-
ми. Вторые обладают весьма ограни-
ченными возможностями по дально-
сти обнаружения воздушных целей,
времени патрулирования.
Проблему можно решить дири-
жаблями ДРЛО. В системе ПВО
они могут заняться обнаружением
на больших удалениях воздушных
целей, наблюдением за ними, наведе-
нием истребителей, а также трансля-
цией данных на корабельные и на-
земные посты управления средства-
ми ПВО, в частности истребитель-
ной авиацией. Бортовая РЛС должна
обнаруживать воздушные цели на
таком удалении, чтобы своевремен-
но навести самолеты прикрытия, то
есть не менее 300–400 километров.
Дальность трансляции сведений на
корабли и наземные пункты управ-
ления ПВО должна быть не менее
1500 километров.
Дирижабли ПВО помогут нала-
дить непрерывный контроль воздуш-
ного пространства, когда противо-
борство в воздухе вступит в наивыс-
шую фазу. Соответственно их авто-
номность должна быть 7–15 суток
– как и противолодочных, а даль-
ность полета позволять действовать
во всей ближней морской, а также в
районах дальней и океанской зон, где
проводятся операции по разгрому
крупных корабельных соединений
противника, то есть до 3000–4000
километров. Средствами самооборо-
ны такой дирижабль оснащать нет
нужды, поскольку его боевая устой-
чивость будет обеспечиваться в
общей системе района ПВО или ко-
рабельного соединения. Исходя из
состава предполагаемого вооружения
и технического оснащения аппарат
должен поднимать порядка 35–40
тонн, то есть по габаритам быть близ-
ким к ранее рассмотренным.
Чтобы обеспечить непрерывный
контроль ближней морской зоны и
получить возможность выделения
двух дирижаблей для ведения опера-
ций в дальней морской и океанской
зонах, на каждом из наших океанских
флотов необходимо иметь по пять-
шесть таких ЛА ДРЛО. На флотах за-
крытых МТВД достаточно двух воз-
духоплавательных судов на каждом.
АЭРОСТАТЫ-ТАКТИКИ
Возможности применения таких
ЛА в ВМФ РФ не ограничиваются
оперативным уровнем. Они могут
пригодиться и для решения тактиче-
ских задач. Остановимся на наиболее
актуальных. Первая – разведка при
борьбе с ракетными катерами и обо-
рона от маловысотных СВН. Особен-
ности действий катерников – из заса-
ды, внезапно, малыми группами в
прибрежной зоне – делают ключевой
в организации обороны задачу непре-
рывного контроля морского про-
странства на глубину до 200–300 ки-
лометров от ордера надводных кораб­
лей. Существующими средствами
групп, особенно не располагающих
общими возможностями базирова-
ния палубной авиации, этого обеспе-
чить нельзя. Главным образом пото-
му, что дальность обнаружения кора-
бельными средствами катеров, огра-
ничиваемая радиогоризонтом, не
превышает 30–40 километров. Ана-
логичная ситуация и с маловысотны-
ми СВН. Чтобы увеличить дальность
их обнаружения до требуемых 200–
300 километров, нужно поднять ан-
тенну на 2000–3000 метров. Это
вполне возможно, если использовать
буксируемый кораблем беспилотный
аэростат, на котором размещена РЛС,
способная обнаруживать маловысот-
ные СВН и катера на даль-
ности 250–300 километров.
Ее питание, как и других
РЭС аэростата, подается
через кабель – привязной
трос. Требуемая грузоподъ-
емность может быть оценена
(с учетом веса кабеля) в пре-
делах 7–10 тонн. Это аэро-
стат среднего размера. В сло-
женном состоянии для него
вполне можно найти место
на кораблях класса фрегат и
более. Два-три таких аэро-
стата в корабельной группе
создадут сплошное маловы-
сотное радиолокационное
поле на угрожаемых направ-
лениях с достаточной глуби-
ной. Это позволит приме-
нить ПКО по катерам до их
выхода для залпа или сред-
ства ПВО против СВН на
всех высотах, включая малые,
что особенно актуально в
связи с принятием на воору-
жение ВМФ РФ перспектив-
ных комплексов ПВО, позволяющих
вести стрельбу по СВН за пределами
радиогоризонта.
Проведенный анализ неполон –
спектр возможных задач боевых воз-
духоплавательных аппаратов может
оказаться существенно шире. Однако
на его основе можно сделать вывод о
том, что дирижабли и аэростаты су-
щественно повысят боевые возмож-
ности флота, причем при относитель-
но скромных затратах. Для начала
целесообразно сосредоточить усилия
на разработке и принятии на воору-
жение четырех приоритетных типов
воздухоплавательных аппаратов: ди-
рижаблей оперативной разведки
ОиМТВД,
противолодочных
и
ДРЛО наземного базирования, а
также корабельных аэростатов. В
дальнейшем по мере накопления
опыта, совершенствования техноло-
гий производства воздухоплаватель-
ных аппаратов возможно создание
более широкого спектра ЛА не толь-
ко разведывательного, но и ударного
назначения.
Солдаты двух стихий
За 10–15 часов дирижабль
сможет обследовать
важный оперативный район
площадью до 800 тысяч
квадратных миль
На наших океанских флотах
должно быть
до 10–12 противолодочных
дирижаблей. Из них
три – пять могут действовать
против ПЛАРБ
в дальней морской
и океанской зонах.
Остальным найдутся дела
в акваториях у побережья
реклама
реклама
АРСЕНАЛ
Внедрение воздухоплавательных аппаратов может
существенно повысить боевые возможности российского
флота, причем с относительно малыми затратами.
Преимущества дирижаблей и аэростатов наиболее очевидны
при ведении морской оперативной и тактической разведки,
борьбе с субмаринами, создании радиолокационного
маловысотного поля в системе ПВО.
ДЛЯ УСПЕШНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОКЕАНЕ НАШЕМУ ФЛОТУ НУЖНЫ ДИРИЖАБЛИ
defence.ru
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12
Powered by FlippingBook