05
АРМИЯ
Олег ФАЛИЧЕВ
«Военно-промышленный курьер»
не раз выступал на эту больную тему,
защищая законные права военнослу-
жащих. Но если в советское время
критические выступления СМИ о на-
рушении законов считались в инстан-
циях обязательными для реакции, в
том числе прокуратуры, призванной
за этим надзирать, то ныне до сигна-
лов прессы никому нет дела.
Редакция не получила ответа ни
на одну из критических статей, что
лишний раз говорит о безразличии и
безнаказанности должностных лиц. А
хотелось бы знать позицию хотя бы
Главной военной прокуратуры, Госу-
дарственной думы и, в частности, из
Комитета по обороне, который ныне
возглавляет боевой генерал Владимир
Шаманов. Сталкиваясь с заговором
молчания, люди вынуждены обра-
щаться к президенту страны. О чем
они пишут Верховному главнокоман-
дующему?
КОМУ КОНСТИТУЦИЯ ЗАЩИТА
«Мы, пенсионеры МО РФ, МВД
РФ и приравненные к ним лица, об-
ращаемся к вам в связи с систематиче-
ским нарушением законодателями,
правительством РФ п. 2 ст. 19 Консти-
туции РФ и дискриминацией военно
служащих, пенсионеров по признаку
социальной принадлежности нас к во-
енной службе», – так начинается оче-
редное письмо в редакцию «ВПК». И
это не жалоба, не «плач Ярославны».
Нет, служивые люди, опираясь на за-
коны, грамотно доказывают, что их
права нарушены. Судите сами.
Федеральным законом «О прио-
становлении действия части второй
статьи 43 закона Российской Федера-
ции «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу…» в
связи с ФЗ «О федеральном бюджете
на 2017 год и на плановый период
2018 и 2019 годов» (№ 430-ФЗ от 19
декабря 2016 года) были приостанов-
лены до 1 января 2018 года действия
правил пенсионного обеспечения быв-
ших военных и тех, кто проходил
службу в ОВД, ГПС, органах нарко-
контроля, в учреждениях и органах
УИС, Росгвардии, и их семей. Так, в
ФЗ от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ
«О денежном довольствии военнослу-
жащих и предоставлении им отдель-
ных выплат» говорится, что денежное
довольствие учитывается при исчис-
лении пенсии с 1 января 2012 года в
размере 54 процентов и с 1 января
2013-го должно ежегодно увеличи-
ваться на два процента до достижения
100-процентного размера (индекса-
ция). С учетом уровня инфляции (по-
требительских цен) эта цифра может
быть увеличена более чем на два про-
цента. Но в результате приостановле-
ния вышеуказанных законов гарантия
государства по защите денежного до-
вольствия военнослужащих от обесце-
нивания не выполняется на протяже-
нии уже нескольких лет, фактически
всего времени действия ФЗ № 306.
Удивительное дело, но заморажи-
вание индексации пенсий и введение
понижающего коэффициента не рас-
пространились на избранные катего-
рии военных пенсионеров, включая
членов их семей (п. 6 ст. 12 ФЗ от
08.11.2011 № 309-ФЗ):
– судей Военной коллегии Верхов-
ного суда РФ и военных судов;
– прокурорских работников (в
том числе военнослужащих органов
военной прокуратуры);
– сотрудников Следственного ко-
митета РФ (в том числе во-
енных следственных органов
СК РФ);
– федеральных государ-
ственных гражданских слу-
жащих.
Хотя бедными сиротка-
ми их никак не назовешь.
Более того, именно проку-
рорские чиновники и «сле-
даки» не раз светились с
«крышеванием» казино. По-
казателен недавний беспре-
цедентный случай в Подмо-
сковье с наездом на пенсио-
нерку пьяного следователя
на
дорогом
«Порше».
Можно вспомнить и «парад»
на «Гелендвагенах» мажоров
из академии ФСБ, много
других подобных фактов.
Избирательность законодателей,
правительства РФ в отношении воен-
ных пенсионеров и приравненных к
ним лиц при ограничении их прав на-
рушает принцип равенства, установ-
ленный ст. 19 Конституции РФ и по-
становлением Конституционного суда
РФ № 12-П от 16.06.2007, где сказа-
но: «В сфере пенсионного обеспечения
соблюдение принципа равенства озна-
чает, помимо прочего, запрет вводить
не имеющие объективного и разумно-
го оправдания различия в пенсионных
правах лиц, принадлежащих к одной и
той же категории».
Подобные новации в полной мере
не соответствуют и положению п. 2 ст.
4 Конституции РФ («Конституция РФ
и федеральные законы имеют верхо-
венство на всей территории Россий-
ской Федерации») и ст. 6 федерального
конституционного
закона
от
21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. от
28.12.2016) «О Конституционном
суде Российской Федерации», где
прямо сказано, что решения КС РФ
обязательны на всей территории Рос-
сии для всех представительных, испол-
нительных и судебных органов госу-
дарственной власти, органов местного
самоуправления, предприятий, учреж-
дений, организаций, должностных
лиц, граждан и их объединений.
В соответствии со ст. 2 и 6 ФЗ
№ 58 от 27.05.2003 (в ред. от
23.07.2016) «О системе государствен-
ной службы Российской Федерации»
военная служба включена в систему
федеральной госслужбы и является ее
видом. Она включает в себя государ-
ственную гражданскую, военную и
государственную службу иных видов.
Если это система государственной
службы, тогда почему в ней не соблю-
дается принцип равенства в пенсион-
ном обеспечении, установленный ст.
19 Конституции РФ и постановлени-
ем КС РФ № 12-П от 16.06.2007?
Почему законодателями, правитель-
ством вводятся различные ограниче-
ния в виде понижающего коэффици-
ента, срезаются процентные показате-
ли за выслугу лет и тарифных разря-
дов, при расчете пенсии учитывается
только одна добавка, с 2012–2013
годов приостанавливается индекса-
ция, но только для военнослужащих
и приравненных к ним лиц?
Из упомянутых законодательных
актов следует, что такие ограничения
в полной мере должны применяться
и к федеральным государственным
гражданским служащим администра-
ции президента РФ и правительства
РФ, депутатам федерального уровня,
чиновникам различных госкорпора-
ций. Но этого не происходит.
Когда указом президента РФ (от
02.08.2012 № 1100 «О совершен-
ствовании оплаты труда федеральных
государственных гражданских служа-
щих администрации президента РФ»)
денежное содержание федеральным
государственным гражданским слу-
жащим было увеличено и приравне-
но к денежному содержанию воен-
нослужащих, законодатели почему-то
опять «забыли» применить к ним по-
нижающий коэффициент для расчета
пенсий, и это, несмотря на то, что все
относятся к одному виду федераль-
ной госслужбы.
Об этом с беспокойством и недо
умением пишут служивые люди. «Если
в соответствии с п. 1 ст. 7 Конститу-
ции РФ мы живем в социальном госу-
дарстве, то где же справедливость? –
правомерно задают вопрос в письме
на имя президента военные пенсионе-
ры Г. Завьялов, Л. Гришин, В. Русаков,
А. Ефремов, Е. Винницкий, В. Караба-
нов, А. Бунковский, И. Швец и дру-
гие. – Почему такое расслоение и из-
бирательность в применении пенси-
онной формулы в одной и той же
группе федеральных государственных
служащих?».
Действительно, где же справедли-
вость, провозглашаемая с высоких
трибун?
В этом случае законодатели, пра-
вительство РФ грубо нарушили п. 2
ст. 19 Конституции РФ, где сказано:
«Государство гарантирует равенство
прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, националь-
ности, языка, происхождения, имуще-
ственного и должностного положения,
места жительства, отношения к рели-
гии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также
других обстоятельств. Запрещаются
любые формы ограничения прав граж-
дан по признакам социальной, расо-
вой, национальной, языковой или ре-
лигиозной принадлежности».
НАДБАВКИ ДЛЯ ИЗБРАННЫХ
В соответствии с ст. 43 закона РФ
от 12.02.1993 № 4468-1 (в ред. от
03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О
пенсионном обеспечении лиц, прохо-
дивших военную службу…» (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.01.2017) при
расчете пенсии военнослужащим и
приравненным к ним лицам за выслу-
гу лет учитываются оклад по воинской
должности, воинскому званию и толь-
ко одна ежемесячная надбавка (за вы-
слугу лет – стаж службы). Другие над-
бавки в расчет не принимаются.
Но с 1 января 2017 года в соот-
ветствии с п. 2 и п. 3 Постановления
правительства РФ от 17.10.2009
№ 818 (в ред. от 09.08.2016) «Об
утверждении Правил определения
среднемесячного заработка, из кото-
рого исчисляется размер пенсии за
выслугу лет федеральных государ-
ственных гражданских служащих» им
размер пенсии за выслугу лет рассчи-
тывается из среднемесячно-
го заработка. Что это, если
не привилегии для избран-
ных? В частности, для опре-
деления среднемесячного
заработка учитывается де-
нежное содержание граж-
данских служащих, состоя-
щее из следующих выплат:
– месячный оклад в со-
ответствии с присвоенным
классным чином;
– ежемесячная надбавка
к должностному окладу за
выслугу лет на федеральной
государственной граждан-
ской службе;
– ежемесячная надбавка
к должностному окладу за
особые условия службы;
– ежемесячная процент-
ная надбавка за работу со сведениями,
составляющими
государственную
тайну;
– ежемесячное денежное поощрение;
– премии за выполнение особо
важных и сложных заданий;
– единовременная выплата при
предоставлении ежегодного оплачи-
ваемого отпуска и матпомощь, выпла-
чиваемые за счет средств фонда опла-
ты труда гражданских служащих.
Учитываются и другие выплаты,
предусмотренные соответствующими
федеральными законами и норматив-
ными правовыми актами. Иными
словами – пенсия за выслугу лет для
гражданских служащих рассчитыва-
ется со всего их дохода.
Но если военная служба входит в
единую систему, почему для военно
служащих и приравненных к ним лиц
при расчете пенсий учитывается толь-
ко одна ежемесячная надбавка, а для
федеральных чиновников – все мно-
гочисленные доплаты к заработку?
В этом случае законодатели, пра-
вительство нарушили принцип ра-
венства в сфере пенсионного обеспе-
чения, запрещающий вводить не
имеющие объективного и разумного
оправдания различия в пенсионных
правах лиц, принадлежащих к одной
и той же категории (запрет различ-
ного обращения с лицами, находя-
щимися в одинаковых или сходных
ситуациях), установленной Поста-
новлением КС РФ № 12-П от
16.06.2007.
Создается впечатление, что без
опасность России находится где-то на
втором плане. Вспомним, как вожди
СССР поплатились должностями и
распадом страны за партийные при-
вилегии. Или у нашей элиты корот-
кая память?
Но и это не все. ФЗ № 166 от
15.12.2001 (в ред. от 03.07.2016) «О
государственном пенсионном обеспе-
чении в Российской Федерации» для
федеральных государственных служа-
щих установлен десятилетний период
перехода к единой величине стажа гос-
службы (20 лет), позволяющего им
получать (назначать) пенсии за выслу-
гу лет (см. табл. 1). Это значит, что
величина установленного минималь-
ного стажа, необходимого для получе-
ния пенсии по выслуге лет федераль-
ным госслужащим (20 лет), сравняет-
ся только через 10 лет с минимальным
стажем, необходимым для получения
пенсии по выслуге лет, установленным
законом для военнослужащих и при-
равненных к ним лиц (20 лет).
Такое новаторство позволяет феде-
ральным госслужащим, невзирая на
экономические и финансовые трудно-
сти в государстве, еще 10 лет сохра-
нить за собой право на получение вы-
соких пенсий и более ранний уход на
заслуженный отдых, чего не могут по-
зволить себе военнослужащие и при-
равненные к ним. Спрашивается: по-
чему эти категории госслужащих
должны получать пенсию раньше (на
5 лет!), чем военные? Неужели риск
для жизни, тяготы и лишения службы,
сложность работы и ответственность в
тиши кабинетов выше?
Этим же законом (ФЗ № 166 от
15.12.2001) федеральным госслужа-
щим установлен процентный размер
получаемой пенсии в зависимости от
стажа государственной гражданской
службы.
Из таблицы 2 следует, что феде-
ральные служащие как получали, так
и будут при стаже госслужбы 20 лет
получать еще в течение пяти лет более
высокие пенсии (от 60 до 51%), чем
это установлено законом для воен-
нослужащих и приравненных к ним
лиц (за 20 лет выслуги – 50%). И фи-
нансы для этого в казне всегда нахо-
дятся, хотя остальным пенсионерам
наш премьер говорит: «Денег нет, но
вы держитесь».
ЧЬЯ РУБАШКА БЛИЖЕ К ТЕЛУ
Федеральным законом № 306 от
07.11.2011 (в ред. от 19.12.2016) «О
денежном довольствии военнослужа-
щих и предоставлении им отдельных
выплат» п. 13 ст. 2 установлены ежеме-
сячные надбавки за выслугу лет к окла-
дам денежного содержания военнослу-
жащих, которые начинают действовать
только после двух лет службы. У чи-
новников и тут все в шоколаде.
В соответствии с ФЗ № 79 от
27.07.2004 «О государственной граж-
данской службе Российской Федера-
ции» ежемесячная надбавка к долж-
ностному окладу за выслугу лет на
гражданской службе начинает действо-
вать уже после первого года службы
(пп. 1 п. 5 ст. 50). Почему же военные
должны получать эту надбавку только
после двухгодичного срока? Разве они
до этого не исполняют воинскую служ-
бу, не несут боевое дежурство, не при-
нимают участие в военных конфликтах
и не могут там погибнуть? И не означа-
ет ли это, что военнослужащие на пер-
вые два года своей службы освобожда-
ются от слов клятвы «Достойно испол-
нять воинский долг, мужественно за-
щищать свободу, независимость и
конституционный строй России, народ
и Отечество»?
Правительственным постановлени-
ем № 1073 от 21.12.2011 «О порядке
выплаты ежемесячной надбавки за осо-
бые условия военной службы военно
служащим, проходящим военную
службу по контракту» (п. 3 пп. а) уста-
новлен максимальный размер выплаты
ежемесячной надбавки за особые усло-
вия военной службы до 100 процентов
месячного оклада. А госслужащим – до
200процентов(ФЗ№79от27.07.2004).
Какие же особые условия гражданской
службы могут быть столь тяжелыми?
Если служба в ВС РФ действи-
тельно является особым видом, кото-
рый обуславливает не только повы-
шенные требования и законодатель-
ные ограничения прав и свобод людей
в погонах, но и по Конституции РФ
гарантирует им повышенную соци-
альную защиту (Постановление КС
РФ от 18.03.2004 № 6-П), то почему
законодатель, правительство допу-
стили ущемление прав военнослужа-
щих и приравненных к ним лиц, уста-
новив различные размеры ежемесяч-
ной надбавки?
Проанализировав лишь несколько
нормативных актов, регламентирую-
щих деятельность федеральных госу-
дарственных гражданских служащих на
соответствие их положениям Консти-
туции РФ, постановлениям КС РФ, фе-
деральным законам и т. п. в сравнении
с военной службой, мы пришли к сле-
дующим выводам:
– законодатели и правительство
РФ, пользуясь своими правами и воз-
можностями, при разработке норма-
тивных правовых актов по регламента-
ции служебной и финансовой деятель-
ности федеральных государственных
гражданских служащих допустили пря-
мые нарушения п. 2 ст. 19 Конститу-
ции РФ, постановлений КС РФ, других
законодательных актов и поставили
указанную категорию (по сути – себя) в
значительно более привилегированное
положение в отношении к представите-
лям военной службы. Объемы и содер-
жание более высоких мер соцзащиты
для гражданских чиновников не в пол-
ной мере соответствуют их статусу, ха-
рактеру службы, моральным и этиче-
ским нормам;
– противоправными действиями за-
конодатели, правительство РФ прини-
зили роль и особый статус военной
службы, установленный Конституцией
РФ (статья 1 (п. 1), 2, 7, 15 (п. 1), 17 (п.
3), 19 (п. 2), 37 (п. 1 и 3), 39 (п. 1 и 2), 45
(п. 1), 59 и 71 (пункты «в», «м», «т»), по-
становлением КС РФ № 6-П от
18.03.2004 и тем самым дискриминиро-
вали военных пенсионеров и прирав-
ненных к ним лиц по признаку социаль-
ной принадлежности;
– установление для госчиновни-
ков более высоких социальных благ,
превышающих разумные пределы,
подрывает систему взаимосвязи всех
видов госслужбы, принципы ее по-
строения и функционирования, уста-
новленные ФЗ № 58 от 27.05.2003
(ст. 3) и является дискриминацией по
отношению к военной службе;
– дальнейшее затягивание соот-
ветствующих мер по разрешению
правовой коллизии подрывает веру у
защитников Родины, ветеранов и чле-
нов их семей к органам госвласти,
высшему командованию и в справед-
ливость российских законов, порож-
дает крайне отрицательное отноше-
ние к чиновникам. А у простых граж-
дан – нежелание посылать своих сы-
новей на службу в армию, так как они
видят, что быть «эффективным ме-
неджером» более выгодно и престиж-
но, чем защищать Родину;
– не умаляя значимости задач, вы-
полняемых федеральными государ-
ственными гражданскими служащи-
ми, мы считаем, что социальные га-
рантии, установленные государством
для них и представителей военной
службы, в настоящий момент не в
полной мере соответствуют сложной
финансово-экономической ситуации в
стране, возможностям государства и
по своему содержанию не отвечают за-
дачам, предъявляемым к единой си-
стеме федеральной государственной
службы, требуют корректировки.
С учетом сказанного, предлагается:
1. Организовать проведение юри-
дической экспертизы ранее принятых
нормативных правовых актов, регла-
ментирующих служебную деятель-
ность федеральных государственных
гражданских служащих, военнослужа-
щих и приравненных к ним лиц, на
предмет их соответствия положениям
и нормам Конституции РФ, постанов-
лениям КС РФ, другим законодатель-
ным актам и установленным для них
законодательством РФ особым стату-
сом и характером несения службы.
2. Обязать при необходимости со-
ответствующие органы госвласти
подготовить и внести необходимые
изменения (дополнения) в норматив-
ные правовые акты.
3. Принять меры для исключения
дискриминации службы в Вооружен-
ных Силах РФ и других органах, а
также прав военных пенсионеров по
признаку их социальной принадлеж-
ности к армии и флоту.
Казалось бы, все предельно ясно.
Права военнослужащих запаса и в от-
ставке нарушаются из года в год, но
мер не принимается. Для получения
назначенной пенсии в полном разме-
ре человеку в погонах надо прожить
около 100 лет, что, увы, мало кому
удается. Поэтому редакция просит
считать данную публикацию офици-
альным обращением в органы зако-
нодательной и исполнительной вла-
сти и ответить по существу постав-
ленных вопросов. Кстати, это избавит
чиновников от бумажной волокиты,
необходимости отвечать на много-
численные обращения военнослужа-
щих, которые поступают в Государ-
ственную думу, Совет Федерации,
Главную военную прокуратуру, адми-
нистрацию президента.
реклама
Избирательность
решений законодателей
и правительства в отношении
военных пенсионеров
нарушает принцип равенства,
установленный
Конституцией
ЮРИСТ ПО-ПРЕЖНЕМУ ДОРОЖЕ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
В удивительное время мы живем: жирных котов – властителей жизни и нищего, бесправного
населения, попрания законов чиновниками на местах и ручного управления страной,
к которому все чаще вынужден прибегать президент после «Прямых линий». Все это напрямую
касается и служивых людей – вышедших в запас и отставку. Им чиновники то обещают
кисельные берега и достойную жизнь, в том числе после увольнения со службы, трезвоня
об этом на всех углах, то бесцеремонно, по-тихому кидают, как это было уже не раз
с военными пенсиями.
УНИЖАЮЩИЕ
КОЭФФИЦИЕНТЫ-2
ВВЕРХ ДНОМ
Таблица № 1
Год
назначения
пенсии за
выслугу лет
Стаж для
назначения пенсии
за выслугу лет в
соответствующем
году
2017
15,5
2018
16
2019
16,5
2020
17
2021
17,5
2022
18
2023
18,5
2024
19
2025
19,5
2026
20
Т
аблица
№ 2
Проценты
от среднемесячного
заработка
(размер пенсии)
2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
45
15,5 16 16,5 17 17,5 18 18,5 19 19,5 20
48
16,5 17 17,5 18 18,5 19 19,5 20 20,5 21
51
17,5 18 18,5 19 19,5 20 20,5 21 21,5 22
54
18,5 19 19,5 20 20,5 21 21,5 22 22,5 23
57
19,5 20 20,5 21 21,5 22 22,5 23 23,5 24
60
20,5 21 21,5 22 22,5 23 23,5 24 24,5 25
63
21,5 22 22,5 23 23,5 24 24,5 25 25,5 26
66
22,5 23 23,5 24 24,5 25 25,5 26 26,5 27
69
23,5 24 24,5 25 25,5 26 26,5 27 27,5 28
72
24,5 25 25,5 26 26,5 27 27,5 28 28,5 29
75
25,5 26 26,5 27 27,5 28 28,5 29 29,5 30
prof.karelia.ru