Газета «Военно-промышленный курьер». №26 (690) 12-18 июля 2017 года - page 8

08
«ОБОРОНКА»
№ 26 (690) 12–18 июля 2017 года
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Алексей КАЗАКОВ
Год назад президент РАН Влади-
мир Фортов на заседании Комитета
Совета Федерации по обороне и без-
опасности вспомнил, как в период
создания атомной бомбы товарищ
Сталин предложил руководителю
проекта Юлию Харитону составить
список, что требуется. Академик взял
лист бумаги и на нем изложил все,
что необходимо. Пример вызвал
волну одобрительного оживления
среди участников заседания, дескать,
вот сейчас бы так. На что Фортов за-
метил: в сегодняшних реалиях так
руководить «оборонкой» невозмож-
но. Но одновременно признал, что
ученые и инженеры увязли в бюро-
кратическом болоте, работать в кото-
ром стало значительно труднее.
ЭПОХА ПРЯНИКА
УХОДИТ БЕЗВОЗВРАТНО
Что же изменилось за это время?
В справочно-аналитических материа-
лах, представленных на последнем за-
седании существующего при верхней
палате парламента Совета по законо-
дательному обеспечению оборонно-
промышленного комплекса и военно-
технического сотрудничества, зна-
чится 107 федеральных нормативно-
правовых актов, в том числе такой
всеобъемлющий, как 275-й ФЗ «О го-
сударственном оборонном заказе».
Вокруг
Минобороны,
Военно-
промышленной комиссии, Мин-
промторга, как грибы после дождя,
стали расти новые структуры. По ин-
формации зампредседателя коллегии
ВПК РФОлега Бочкарева, около года
назад правительством создано Агент-
ство по технологическому развитию.
В его задачу входит оказание ОПК
помощи в диверсификации и приоб-
ретение для «оборонки» технологий,
оборудования и материалов. Для со-
действия оборонным предприятиям
в продвижении их гражданской про-
дукции на зарубежные рынки был соз-
дан Российский экспортный центр
(РЭЦ). Работает Фонд развития про-
мышленности, формирующий госу-
дарственно-информационную систе-
му диверсификации отрасли. Суще-
ствует Госпрограмма вооружения,
новая редакция которой, рассчитан-
ная на 2018–2025 годы, вскоре будет
принята. Это далеко не полный спи-
сок результатов нормотворчества.
Возникают новые структуры, продол-
жают нарождаться законопроекты –
один креативнее другого.
Достаточен ли весь этот ор-
ганизационно-нормативный массив
для управления отраслью? Дискуссия,
состоявшаяся на последнем заседании
совета, показала, что правила, по ко-
торым играет «оборонка», далеки от
совершенства.
По словам директора ЦНИИ судо-
строительной
промышленности
«Центр» СергеяДовгучица, уже два года
отслеживающего правоприменитель-
ную практику, касающуюся 275-го ФЗ,
специалисты института опросили пред-
ставителей приблизительно 700 пред-
приятий. В их числе головные исполни-
тели ОПК, предприятия кооперации
первого и второго уровней. Опрос был
посвящен тому, что мешает промыш-
ленности и госзаказчику в установлен-
ные сроки выполнять гособоронзаказ.
Оказалось: большинство выявленных
недостатков связано с кооперацией.
«Проблема номер один – длитель-
ные сроки определения поставщиков,
предусмотренные 44 и 223-м ФЗ. Су-
ществующие процедурные моменты
объективно сдвигают начало работы
по всей цепочке кооперации вправо
по срокам, что ставит под сомнение
своевременное выполнение заданий
ГОЗа», – заявил Сергей Довгучиц.
Мониторинг выявил нормативные
упущения, приведшие к длительному
согласованию условий оформления
контрактов с исполнителями ГОЗ.
Кроме того, «младшие» по коопера-
ции отказываются заключать контрак-
ты на условиях 275-го ФЗ при незна-
чительных суммах договоров.
Взаимодействию, как показал
опрос, мешает то, что головные испол-
нители блокируют денежные средства
на своих счетах и не передают их даль-
ше по цепочке. Эту тревогу «Центра»
разделяет Олег Бочкарев: «Деньги, ко-
торые мы выделяем на гособоронзаказ,
скапливаются на расчетных счетах го-
ловных предприятий и не идут в коопе-
рационные цепочки. К сожалению, не-
смотря на проведенные мероприятия,
невозможно однозначно объяснить,
почему это происходит».
В результате такого непонимания
по-прежнему отсутствует авансиро-
вание государственных контрактов, а
нехватка оборотных средств приво-
дит к срыву сроков исполнения госза-
казов, что влечет штрафные санкции
и банкротство, от чего особенно стра-
дают предприятия второго и третьего
уровней кооперации.
Все это, по признанию замначаль-
ника Главного управления вооружения
Минобороны РФ Бориса Наконечно-
го, заканчивается тем, что срываются
сроки поставок по заключенным конт-
рактам. В целом, по его словам, обо-
ронный заказ выполняется на 97 про-
центов, но есть предприятия-
должники, не рассчитавшиеся по обя-
зательствам аж с 2013 года.
Уже больше двух десятилетий прит-
чей во языцех остается законодатель-
ство в сфере ценообразования, объеди-
няющее все элементы государственно-
го регулирования. Несмотря на при-
ложенные
усилия,
не
удается
установить единый подход к величине
норматива рентабельности и гаранти-
ровать предприятиям ОПК сохране-
ние прибыли, полученной за счет сни-
жения себестоимости продукции.
Только ленивый не говорит о не-
своевременном предоставлении пред-
приятиями ОПК расчетно-кальку-
ляционных материалов (РКМ). Они
необходимы для формирования цены
выпускаемой продукции. «Именно по
этой причине в установленный срок до
1 апреля текущего года не было закон-
трактовано около 300 заданий или пять
процентов объема госзаказа. С учетом
длительности технологического цикла
(он, как правило, составляет шесть –
девять месяцев) такая проблема не по-
зволяет головному исполнителю завер-
шить договорные работы до конца те-
кущего года», – считает Борис Нако-
нечный.
ПРОКУРОРА ЗАКАЗЫВАЛИ?
Как известно, вопросами цено-
образования оборонного заказа занима-
ется правопреемник ФСТ – ФАС. «Не-
смотря на переданные профильным ве-
домствам штаты, практический опыт
внедрения прогнозных цен не принес за-
метного результата. Фактический охват
ими все три года применения составляет
всего около одного процента заказов», –
констатирует Наконечный.
У замруководителя Федеральной
антимонопольной службы Максима
Овчинникова сказанное вызвало край-
нее удивление. По его словам, ФАС
потратила два года на то, чтобы пол-
ностью пересмотреть систему образо-
вания прогнозных цен. В результате
вступило в силу постановление прави-
тельства № 208. «Мы около двух лет
работаем над тем, чтобы оптимизиро-
вать процесс образования цен в сфере
ГОЗ. Перелопатили с вашими колле-
гами уже, наверное, тонну докумен-
тов. У нас 150-я версия акта! Прошло
больше ста совещаний по этому пово-
ду – и мы сегодня слышим о том, что
нужно, оказывается, что-то карди-
нально поменять!» – недоумевает
Овчинников. По его мнению, вопрос
с расчетно-калькуляционными мате-
риалами также давно решен. «Мы по-
стоянно говорим о том, что нужно
сделать так называемую раннюю реги-
страцию», – напомнил участникам за-
седания представитель ФАС.
В общем, у семи нянек дитя опять
без глазу. Справедлива и другая пого-
ворка: левая рука не знает, что делает
правая. Законов, постановлений, ин-
струкций становится так много, что в
них можно запутаться, и возникает вы-
сокая вероятность их нарушения. Такой
вывод следует из выступления началь-
ника Управления по надзору за испол-
нением законов в сфере ОПК Генпро-
куратуры РФ Дмитрия Демешина. Он
заявил, что только за годы действия
275-го ФЗ выявлено 46 тысяч наруше-
ний законодательства о ГОЗ, для устра-
нения которых его коллеги внесли 120
протестов. Сделано более 6500 пред-
ставлений, по результатам которых к
дисциплинарной ответственности при-
влечены 5500 должностных лиц, еще
2500 – к административной. По мате-
риалам прокурорских проверок воз-
буждено более 650 уголовных дел. Это
приводит к тому, что появились пред-
приятия, руководители которых не
только не борются за получение ГОЗ,
но и стараются уклониться от него.
Как создать простое, понятное
всем правовое поле и избавиться от
неразберихи?
Борис Наконечный выдвинул
предложение, чтобы правительство
РФ определило федеральный орган
по выработке и реализации единой
политики государственного регули-
рования цен в сфере оборонной про-
дукции и наделило это ведомство со-
ответствующими полномочиями. Та-
ковым, по мнению выступавшего,
должна быть ФАС.
Однако эта служба и так занима-
ется ценообразованием, но, похоже, не
несет полной ответственности. С во-
просами координации тоже не все ясно.
Формально они остаются в ведении
Военно-промышленной комиссии. Но
здесь свои закавыки. Комиссия вы-
нуждена делить обязанности между
Агентством по технологическому раз-
витию, РЭЦ, Фондом развития про-
мышленности, Минобороны, Мин-
промторгом и другими структурами
громоздкой системы.
Судя по встрече с Владимиром
Фортовым, есть понимание того, что
существующая система управления не-
совершенна. Вместе с тем никто из ли-
деров страны, наделенных властью, не
решается распахнуть двери и впустить
наконец стоящую на пороге идею воз-
рождения Министерства оборонной
промышленности, наделив его всеми
полномочиями и ответственностью, в
том числе за ценовую политику, коор-
динацию, кадры и все остальное, необ-
ходимое для надежной работы ОПК.
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
Какие наши ГОЗы
ТЕМА
Коллаж Андрея СЕДЫХ
Начало на стр. 01
«Оборонка» в очередной раз
встала перед необходимостью
использовать методы
управления, разработанные
в Советском Союзе.
реклама
АСПЕКТ
Холдинг «Российские космические
системы» представит на МАКС-2017
новейшие разработки. Специалистам
будет полезно ознакомиться с возмож-
ностями созданного конструкторами РКС
цифрового предприятия «Промышлен-
ность 4.0», продуктами эволюции кос-
мического приборостроения, новейшими
наземными комплексами управления,
бортовой аппаратурой для спутников
грядущих поколений.
Особой гордостью работников холдинга
стали созданные на предприятиях
компании бортовая информационная и
навигационная аппаратура для космиче-
ских аппаратов и разгонных блоков ракет,
новейшее тестовое и испытательное
оборудование, специальные модули для
энергообеспечения КА, разработки в
области микромеханики и микроэлектро-
ники, в том числе для микро-, нано- и
пикоспутников. РКС продемонстрирует
инновационные разработки, среди
которых радиолокатор с синтезированной
апертурой (РСА) «Касатка-Р». Он станет
основной целевой аппаратурой спутников
зондирования Земли «Обзор-Р» нового
поколения, способных при любой об-
лачности видеть на поверхности Земли
объекты размером до 30 сантиметров.
Формирование новой группировки
космических аппаратов планируется на-
чать в 2019 году. На открытой площадке
экспозиции холдинга будет размещен
мобильный измерительный пункт (МИП).
Эта разработка ведет прием, регистрацию,
обработку и передачу на пункт управле-
ния телеметрической информации по
спутниковой связи. МИП может работать
при температуре от минус 50 до плюс 50
градусов, ему не страшны волнение моря,
сильная вибрация и удары. В содруже-
стве с холдингом «Вертолеты России»
конструкторы РКС разработали новую
систему наведения артиллерийского
вооружения разведывательно-ударного
вертолета Ка-52, в основе которой лежат
интеллектуальные датчики. На МАКСе бу-
дут также представлены инновационные
датчики электризации для продления сро-
ка активного существования космических
аппаратов. Это лишь малая часть экспо-
зиции «Российских космических систем»,
с которой посетители XII международного
авиационно-космического салона «МАКС-
2017» смогут ознакомиться в подмосков-
ном Жуковском.
У НОВЫХ РОССИЙСКИХ СПУТНИКОВ
БУДЕТ ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ ЗРЕНИЕ
Сергей БЕЛКОВСКИЙ,
корреспондент «ВПК»
(Челябинск)
Общественности представлены
документально подтвержденные
сведения за 2016 год о воздействии
производственной деятельности
предприятия на окружающую
среду. Раскрыты основные направ-
ления природоохранной деятель-
ности ПО «Маяк». Есть информа-
ция об экологическом контроле,
проводимом предприятием.
При создании ядерного щита
страны разработка уникального
оборудования велась ускоренными
темпами, также вводились в экс-
плуатацию новые производства.
Отсутствие научных знаний и тех-
нологического опыта в первые
годы работы предприятия породи-
ло ряд проблем в области эколо-
гии и охраны окружающей среды.
Современная
радиационная
обстановка в районе ПО «Маяк»
сформировалась в 50–60-х из-за
несовершенства использовавших-
ся технологий, а именно регламентных и аварийных сбро-
сов в реку Теча в 1949–1956 годах, а также взрыва емко-
сти с жидкими высокоактивными отходами в 1957-м, в
результате чего образовался восточно-уральский радиоак-
тивный след. Для устранения негативных последствий
первого атомного проекта разработаны мероприятия, ре-
ализованные в соответствии с фе-
деральной целевой программой
«Обеспечение ядерной и радиаци-
онной безопасности на 2008 год и
на период до 2015 года», а также
включенные в аналогичную ФЦП,
рассчитанную на следующие 15
лет. Предусматривается создание
технологических схем, в соответ-
ствии с которыми все радионукли-
ды иммобилизуются в твердые
инертные матрицы, пригодные для
длительного хранения и последую-
щего захоронения, а очищенные
водные растворы сбрасываются без
ограничений или используются в
замкнутомтехнологическомцикле.
Решение проблем «наследия» не-
возможно без реабилитации за-
грязненных территорий.
«Маяк» ведет постоянный мо-
ниторинг содержания радиоак-
тивных и химических веществ в
воздухе, воде, почве, растительно-
сти и пищевых продуктах. Нако-
пленная доза облучения для раз-
личных возрастных групп населе-
ния, проживающего в зоне наблю-
дения и наиболее подверженного
радиационному воздействию, со-
ставляет пять – девять процентов
от допустимого. Причем выбросы
не превышают 0,5 процента от
суммарной дозы. Вывод: текущая
деятельность «Маяка» фактически
не оказывает негативного влияния на радиоэкологиче-
скую обстановку.
Минувшей осенью проведен аудит радиоизотопного и
радиохимического производств. Соответствие «Маяка»
требованиям международного стандарта ISO 14001:2004
подтвердила французская компания AFNOR Certification.
Маяк
экологии
Челябинские атомщики
отчитались
о полученном «наследии»
Размещенный на сайте
ПО «Маяк» экологический
отчет интересен не только
специалистам.
twimg.com
транспортный зал,
погрузка контейнера в вагон
Пресс-служба ПО «Маяк»
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook