10
ОРУЖИЕ
№ 44 (659) 16–22 ноября 2016 года
Владимир ЯЦКОВ,
инженер-кораблестроитель
Тяжелые экранопланы – фактически
единственный вид ВВТ, где наша страна
уже более 50 лет впереди по проектно-
инженерным наработкам («Сухогруз
«Прощай, Монтана», «ВПК», № 26,
2016). Попробую еще раз обосновать аб-
солютную возможность и крайнюю необ-
ходимость в развитии этого «нашего» вида
транспорта, легко трансформирующегося
в новый тип ударных вооружений.
Будем считать любой экраноплан
взлетным весом от 500 до пяти тысяч
тонн тяжелым, а свыше и до 18–20 тысяч
тонн – сверхтяжелым. Кстати, до сих пор
никто в мире не превысил характеристики
водоизмещения КМ-1 разработки Ростис-
лава Алексеева. Необходимо определиться
и с тем, что такое экраноплан с точки зре-
ния высоты полета. Она не должна превы-
шать длину хорды основного или главно-
го крыла, причем крен и тангаж находят-
ся в пределах строго определенных и
сравнительно малых величин, установ-
ленных натурными испытаниями.
Самолетная схема строящихся и про-
ектируемых экранопланов не имеет буду-
щего – она не способствует самоликвида-
ции непроизвольного кабрирования. Про-
ектирование центроплана в виде монокры-
ла обусловлено необходимостью иметь на
верхней плоскости ВПП, достаточную для
взлета и посадки двух самолетов в водоиз-
мещающем режиме движения. Внутри в
диаметральной плоскости судно имеет
парные, как минимум двухуровневые
(двухпалубные) помещения, особенность
которых – составные перекрытия (палубы-
площадки) с размерениями, кратными ко-
личеству морских контейнеров и габари-
там боевых самолетов. Главная энергетиче-
ская установка – два ядерных реактора
общей мощностью, достаточной для дви-
жения на экране в режиме крейсерского
полета на скорости 300 узлов (ориентиро-
вочно 300–450 МВт каждый при взлетном
весе 16 тысяч тонн).
При старте и посадке включаются до-
полнительные мощности турбовинтовен-
тиляторных двигателей (ТВВД) – пример-
но половина от мощности, необходимой
для крейсерского движения. К центропла-
ну примыкают трапециевидные крылья с
поворотными поплавками на концах, где
размещаются двигательно-движительные
комплексы – ТВВД на пилонах.
Для улучшения аэродинамических
свойств в полете и уменьшения стартовой
мощности двигательно-движительного
комплекса водоизмещающий корпус –
гидролыжа с водометными установками
– способен убираться в центроплан после
старта. В отличие от традиционных схем
создания воздушной подушки с раздель-
ными приводами на нее и на движение
применена схема с приводом от ТВВД на
вмонтированные в боковых крыльях
вентилятор-компрессоры заподлицо с
крыльевой системой, которые в крейсер-
ском режиме закрыты жалюзийными ре-
шетками.
Подкрыльевое пространство при стар-
те или посадке на воздушной подушке
ограждается системой поворотных пред-
крылков, закрылков и ограничительных
шайб. Для стабилизации полета по танга-
жу применены три системы: определенное
расположение центра тяжести и аэродина-
мического фокуса аппарата, вентиляторно-
компрессорные установки на оконечностях
монокрыла, используемые при старте для
создания воздушной подушки, а также система кор-
мовых и носовых горизонтальных стабилизаторов.
Все параметры аппарата просчитаны. На переход-
ном режиме с глиссирования на отрыв от водной
поверхности из кормовых вертикальных стабилиза-
торов выдвигаются колонки с суперкавитирующи-
ми винтами-тандем.
Ориентировочные размерения экраноплана:
длина – 250 метров, ширина – 300 метров, высота
– 35 метров, осадка – 3,5–4,5 метра. Общая мощ-
ность силовой установки при старте – в пределах
840–900 МВт, в полете – 550–650 МВт. При этом
тяговооруженность не превысит 0,115–0,120, что
меньше данной величины у экраноплана КМ в два
с лишним раза. Для облегчения старта нагрузка на
единицу площади более тонких крыльев по сравне-
нию с КМ и «Орленком» уменьшена примерно
вдвое – около 200–250 килограммов на квадрат-
ный метр против 450, что соответствует современ-
ным истребителям.
Для тяжелых и сверхтяжелых экранопланов
предпочтительно иметь наиболее экономичные
транспортные ЯЭУ в комплексе с ТВВД. Хотя есть
мнение, что на скоростях до 600 километров в час
могут подойти и мощные бесшатунные ДВС Балан-
дина. Опыт создания атомолетов в нашей
стране имеется и довольно значительный:
в 60-е годы испытывался атомный Ту-119
с двумя двигателями НК-14А с неплохим
отношением веса к мощности – примерно
3–3,5. Противолодочный Ан-22 с почти
отработанной ЯЭУ был способен летать
без дозаправки минимум 48 часов.
НА ЧАСАХ В ГУДЗОНОВОМ ЗАЛИВЕ
Боевые экранопланы могут быть авиа-
несущими, противолодочными, противо-
ракетными и десантными. К последним
относится любой гражданский вариант,
так как сравнительно небольшая осадка и нависаю-
щая над водой носовая оконечность позволяют
подходить к берегу и высаживать боевую технику и
солдат. Что касается модного сейчас на Западе за-
горизонтного десантирования, то здесь вообще нет
проблем. С носовой оконечности аппарата спуска-
ются на воду быстроходные плавсредства водоиз-
мещением до 500 тонн с вооружением и живой
силой. Второй боевой способ применения граж-
данских экранопланов в случае военной угрозы –
транспортировка к побережью противника 300
40-футовых или 600 20-футовых контейнеров си-
стемы «Клаб». Использовать их можно с четырех
подъемников на верхней плоскости монокрыла,
причем залпами сразу по нескольку десятков.
Внутри авианесущего экраноплана разместятся
22–24 тяжелых истребителя, самолеты ДРЛО. Тя-
желые высотные дроны встанут на верхней плоско-
сти монокрыла вне ВПП. Применение авиации
возможно при двух режимах – в водоизмещающем
(для разведывательных и патрульных самолетов) и
в боевом, на скорости примерно 150 узлов, при
этом катапульт не требуется. Обслуживание авиа-
техники происходит по конвейерному принципу:
самолеты садятся и выкатываются на носовые подъ-
емники, опускаются на нижнюю палубу и там пере-
мещаются к кормовым подъемникам, подготавли-
ваясь при этом к следующим боевым вылетам.
В
противолодочном
варианте
внутри
центроплана-монокрыла возможно разместить два
ПЛ-автомата наподобие АПЛ проекта 705 водоиз-
мещением до двух тысяч тонн или несколько под-
водных дронов, на верхней плоскости центроплана-
монокрыла – вертолеты и самолеты ПЛО. Так как
маршруты боевого дежурства американских
ПЛАРБ известны, при случае можно полностью
дезорганизовать действие главной, наиболее опас-
ной на сегодня составляющей СЯС США.
Экраноплан противоракетного назначения де-
тально описывать нет смысла. Можно отметить
три задачи для этого типа. Первая и главная – ней-
трализация наземных СЯС. Исходное положение
– вблизи Ванкувера в Тихом океане, рядом с Гали-
факсом в Атлантике, в Гудзоновом заливе, откуда
легче всего перехватить стартующие «Минитмены»
из Северной Дакоты, Вайоминга и Монтаны. Вто-
рая задача – совместно с ВКС РФ прикрыть Аркти-
ку и прилегающие районы. И третья – нейтрализа-
ция противоракет, способных сбивать ядерные бое-
головки на нисходящей траектории.
ЕВРАЗИЙСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ МОСТ
У ВМФ РФ есть выбор: копировать старые за-
падные технологии или опередить их навсегда.
Авианосцы «Шторм» и ядерные эсминцы с водоиз-
мещением тяжелых крейсеров не выведут
нас на передовые позиции. Следуя этим
путем, мы не создадим настоящего океан-
ского флота, разве что получим соедине-
ния разношерстных кораблей, разбросан-
ных по акватории и болтающихся кто где
со скоростью сопровождающих их
танкеров-заправщиков. Именно сейчас,
пока не приступили к строительству тя-
желых кораблей, возможно и необходимо
осуществить мечту адмирала Сергея Геор-
гиевича Горшкова о нескольких сотнях
боевых экранопланов для российского
ВМФ. Тем более есть и технические воз-
можности, и экономические предпосылки
к созданию вкупе с китайскими, а может
быть, и с индийскими, иранскими партне-
рами нового вида субъевразийского во-
дного транспорта.
Предлагаем устроить открытый или
закрытый конкурс на разработку новой
кораблестроительной программы, кото-
рая отвечала бы реалиям XXI века. Время
мы потеряли, но у нас есть еще примерно
10 лет, чтобы определиться, что строить
– авианосцы, причем скорее всего при-
брежной обороны, таких АУГ, как у США,
укомплектованных кораблями с ЯЭУ, мы
не осилим. Можно уже сейчас начинать
проектирование и через два-три года при-
ступить к строительству промежуточного
варианта тяжелого экраноплана водоизме-
щением до пяти тысяч тонн, использовав в
качестве ЯЭУ разработанный «Гидропрес-
сом» проект гомогенного реактора с жид-
кометаллическим теплоносителем мощно-
стью до 100 МВт и модифицированные
двигатели НК-93. А после испытания ап-
парата определиться с направлениями
развития судостроительной программы.
У нас еще есть возможность стать
научно-техническим евразийским транс-
портным мостом между бурно развиваю-
щейся Юго-Восточной Азией и осталь-
ным миром посредством новой транс-
портной системы и при этом создать
новый тип вооружений, который будет
оказывать непосредственное давление на
главного вероятного противника.
Гражданский вариант экранопланов
первоначально можно использовать на
Севморпути, в увеличении грузопотока
через который заинтересованы прежде
всего КНР и Европа. Расчеты показыва-
ют, что для перевозки 50 миллионов тонн,
а потребность в таких объемах может воз-
никнуть уже к 2020 году, на линии Мур-
манск –Шанхай необходимо 90–100 судов
дедвейтом 65 тысяч тонн, при этом пере-
ход по Севморпути со средней скоростью
13,4 узла занимает около 23 суток. Для до-
ставки аналогичного груза тяжелыми экра-
нопланами дедвейтом 10 тысяч тонн со
скоростью 324 узла (600 километров в час)
потребуется не более 18–20 судов, а время
перехода не превысит 24 часов. Потенци-
альный спрос на перевозки по этому пути
превышает 650 миллионов тонн – столь-
ко грузов проходит сейчас по Суэцкому
каналу.
Основное конструкторское решение
проекта – использование специализиро-
ванных однотипных грузовых помеще-
ний внутри центроплана, оборудованных
несколькими погрузоразгрузочными си-
стемами. В военном варианте в них могут
размещаться самолеты и любая другая
техника, в гражданском – стандартные
контейнеры и иные грузы. При угрозе
ядерного противостояния как боевые,
так и транспортные экранопланы, воору-
женные крылатыми ракетами, можно
менее чем за сутки перебросить к бере-
гам главного вероятного противника.
Расчеты показывают: в мирное время
вблизи побережья США необходимо держать от
четырех до шести групп сверхтяжелых экранопла-
нов. В составе каждой – по три-четыре судна с
функциональностью от противолодочной до про-
тиворакетной и общим числом боевых самолетов
до 80.
РОДНЫЕ ОКЕАНСКИЕ ПРОСТОРЫ
Стратегия использования ВМФ СССР в мир-
ное время предполагала дежурство океанских
многоцелевых соединений прежде всего вблизи
побережья главного вероятного противника. Это
было время наивысшего военного могущества
страны: имелись великолепные корабли среднего
класса, отличная морская авиация, громадное ко-
личество дизельных ПЛ, однако все это угрожало
вероятному противнику на Европейском или
Дальневосточном ТВД. Фактически мы смогли
создать лишь одно постоянное морское соедине-
ние за пределами нашей прибрежной зоны – Сре-
диземноморскую эскадру. Даже начав строить но-
вейшие корабли океанского класса, мы никогда не
достигнем объединенной мощи флотов НАТО и
Японии, которые вооружаются последними моди-
фикациями системы «Иджис».
Поэтому предлагается перешагнуть
через стандартные подходы к строительству
флота и создать универсальную морскую
транспортно-боевую систему, способную
вывести нас на передовые позиции. При
этом гражданская ветвь – сугубо евразий-
ская, обслуживающая транспортные нужды
ШОС и по мере развития транспортные
океанские перевозки БРИКС. Отпадает на-
добность во многих коммуникациях, на-
пример в Панамском канале: сверхтяжелые
экранопланы могут пересечь перешеек над
территорией Никарагуа на высотах до 200
метров над уровнем моря.
РФ имеет наибольший научно-технический
задел и в экранопланах, и в авиации с ЯЭУ. Мы
единственные в мире обладаем опытом строитель-
ства транспортных гомогенных реакторов: есть
проект «Гидропресса» с мощностью под 100 МВт,
требуется лишь увеличить ее, имеются наработки в
создании сверхлегких и сверхпрочных конструкци-
онных материалов.
Надо правильно поставить задачи и сразу строить
экранопланы на порядок мощнее алексеевских, кото-
рые наши вероятные «партнеры» называли «каспий-
скими монстрами». Задача сложная, но вполне по
силам. Надо понимать, какой ломоть каравая гло-
бальной транспортной инфраструктуры можно от-
хватить да еще и «партнера» стреножить.
Отпадает надобность в Панамском
канале – сверхтяжелые экранопланы
могут пересечь перешеек
над территорией Никарагуа
«КАСПИЙСКИЕ МОНСТРЫ»
ВОЗВРАЩАЮТСЯ
НАШ ОТВЕТ
Полученное автором
уведомление о положительном
результате экспертизы заявки
на изобретение «Экраноплан»
позволит продвигать этот проект,
способный сказать новое слово
как в перевозках, так и в создании
настоящего океанского флота
России.
ПАНАМСКИЙ
И СУЭЦКИЙ КАНАЛЫ
СТАНУТ ПАМЯТНИКАМИ
ИНФРАСТРУКТУРЫ
Спущенный на воду в 1871 году монитор Leitha (по-венгерски Lajta) вместе со своим
кораблем-побратимом Maros в свое время считался революционной новинкой.
Оснащенный вращающейся орудийной башней, приводимый в движение исклю-
чительно паром и бронированный, он был неуязвим для тогдашней артиллерии.
«Танк на Дунае!» (именно так, с восклицательным знаком) называется вышед-
шая в Венгрии книга о Lajta Monitor, ставшем кораблем-музеем.
Монитор этого типа был впервые спущен на воду в Соединенных Штатах, а
в Европе Австро-Венгерская империя построила первый подобный военный
корабль для речного использования. Он и имя унаследовал от американского
предшественника. Сохранившиеся во всем мире образцы таких судов можно со-
считать на пальцах одной руки. Сегодня восстановленная Leitha – единственный
сохранившийся речной военный корабль из построенных на территории бывшей
империи. В свое время он участвовал во многих походах, в том числе в Первую
мировую. Это часть почти забытой ныне истории военного флота Австро-
Венгрии, который, даже по признанию противников, всегда выполнял свою
задачу. После Первой мировой разоруженную Leitha по требованию Антанты про-
дали и она десятилетиями использовалась в гражданских целях, пока наконец
не исчезла из поля зрения. Велика была вероятность того, что вместе с другими
заслуживавшими лучшей участи дунайскими судами она закончила свой век в
доменной печи. Но в конце 70-х годов историк флота, юрист Карой Чонкарети,
оказавшись на дноуглубительном предприятии, узнал бывшую Leitha в разру-
шенном корпусе корабля FK-201. На его сообщение о находке обратил внимание
будущий автор книги «Танк на Дунае!» Андраш Маргитаи-Бехт, и вместе они
начали 20-летнюю, не раз казавшуюся безнадежной борьбу за Leitha/Lajta. В
результате восстановленный, возвративший себе боевое снаряжение монитор
стоит как великолепный памятник венгерской истории. Сейчас это самый старый
в Европе пригодный к плаванию речной военный корабль.
Наталья МЕССОЙЛИДИ
(Измаил, Украина)
СТАРЕЙШИЙ В ЕВРОПЕ
РЕЧНОЙ ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ
СТАЛ ГЕРОЕМ КНИГИ
С 2014 года
необычное судно
стоит на якоре
перед венгерским
парламентом
Максим КАЗАНИН,
доцент кафедры зарубежного
регионоведения и внешней
политики РГГУ,
кандидат политических наук
Китайские аналитики отмечают, что
в список задач В-21, вероятно, входят:
– нанесение дальних неядерных уда-
ров по стратегическим объектам;
– ядерные удары по ключевым объ-
ектам обороны;
– обнаружение пусков баллистиче-
ских ракет при патрулировании на боль-
ших высотах (от 20 тысяч метров);
– уничтожение мобильных грунто-
вых и железнодорожных пусковых уста-
новок баллистических ракет;
– организация «воздушных коридоров»
в системе ПВО вероятного противника.
АППАРАТ ОГРОМНОЙ ЦЕННОСТИ
Известно, что контракт на разработ-
ку В-21 выиграла корпорация Northrop
Grumman. Он оценивается в 80 миллиар-
дов долларов, а стоимость одной серий-
ной машины составит 564 миллиона
долларов (что равно пяти истребителям
F-35). По планам первый экземпляр дол-
жен поступить на вооружение ВВС США
через 10 лет, всего предполагается по-
строить от 80 до 100 машин. Для сравне-
ния: стоимость стратегического бомбар-
дировщика В-2 Spirit – 1,157 миллиарда
долларов.
Для удешевления разработки кон-
структоры Northrop Grumman заимству-
ют некоторые детали от проверенных
машин:
– от истребителя F-35 – двигатель,
бортовой компьютер, оборудование ка-
бины пилотов (многофункциональные
дисплеи), системы связи, навигации (с
двойным резервированием), управления
вооружением, обеспечения жизнедея-
тельности пилота;
– от стратегического бомбардиров-
щика B-2 – РЛС, стойки шасси, крышки
бомбового отсека, системы электропита-
ния и спасения пилотов;
– от F-15Е – схему электропроводки,
топливную систему;
– от самолета РЭБ F/A-18E/F – гид-
равлику.
Также будут использованы некото-
рые элементы конструкции шасси от
«Боинга-737». Все это позволит значи-
тельно снизить и стоимость тылового
обслуживания бомбардировщиков В-21.
Известно, что цена одного вылета В-2 в
период военных действий в Косове,
Ираке и Афганистане составляла 150
миллионов долларов.
И ЧТОБЫ КРАСКА НЕ ОБЛЕЗАЛА
Перед американскими конструктора-
ми стоят несколько сложных задач, от
решения которых зависит обеспечение
малозаметности или даже невидимости
В-21. Необходимо провести проверки ка-
чества новых радиопоглощающих мате-
риалов, которыми будут покрывать по-
верхности бомбардировщика. Подобные
составы очень быстро теряют свои свой-
ства при высоких температурах и обиль-
ных осадках, могут воспламеняться от
молнии. Специалисты корпорации «Лок-
хид Мартин» дорабатывают состав радио-
поглощающего материала для F-35, по-
скольку обнаружено его значительное
выгорание в районе сопла.
Единственный цех, в котором возмож-
но нанесение радиопоглощающего покры-
тия, расположен на АБ «Уайтмэн». Следует
отметить, что до сих пор специалисты ВВС
США регулярно проводят «перекрашива-
ние» действующих В-2 и при этом экспери-
ментируют с химическими составами в
попытках найти наиболее износостойкий
материал, поскольку существующие смеси
после каждых 20 полетов теряют свои
свойства, на фюзеляжах регулярно наблю-
даются сколы значительных участков по-
крытия, что приводит к увеличению радио-
локационно заметной площади. На В-21
она не должна превышать 0,7 квадратного
метра, это критический уровень при дей-
ствии в районе современных систем ПВО.
Американским химикам необходимо
разработать такой состав покрытия, кото-
рый, с одной стороны, обеспечивал бы
радиолокационную малозаметность, а с
другой – позволял бы рассеивать солнеч-
ный свет.
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
ИЗ ПРОВЕРЕННЫХ
ДЕТАЛЕЙ
КИТАЙСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
ИЩУТ ИЗЪЯНЫ В ПЕРСПЕКТИВНОМ
АМЕРИКАНСКОМ БОМБАРДИРОВЩИКЕ
По данным сотрудников Исследовательского центра
современной национальной обороны и безопасности
(ИЦСНОБ) КНР, стратегический бомбардировщик ВВС США
под обозначением В-21 создается с учетом возможностей
уничтожения мобильных пусковых установок баллистических
ракет «Дунфэн-21» и «Дунфэн-26».
ЭКСПЕРТИЗА
google.com