реклама
Своюфашистскую речь в прошломмеся-
це в ООН, в которой он предупредил Север-
нуюКореюо «тотальномразрушении», Трамп
продолжил записью в твитере о том, что ли-
дера Северной Кореи Ким Чен Ына «скоро
уже не будет». Он отмел любые переговоры с
Северной Кореей, публично упрекнув госсек-
ретаря Рекса Тиллерсона в том, что тот «пона-
прасну тратит время», прорабатывая возмож-
ность договориться с Пхеньяном.
Чрезвычайная опасность войны с Север-
ной Кореей углубила противоречия внутри
вашингтонских правящих кругов и в самом
Белом доме. Эти различия носят тактический
характер. Тиллерсон, министр обороны Мэт-
тис и советник по национальной безопасно-
сти Макмастер предупреждали Северную
Корею о том, что «военный вариант находит-
ся на столе». В то же самое время они на-
стаивали на необходимости найти диплома-
тический выход из конфронтации.
Все три высших советника Трампа
также выражали поддержку соглашения с
Ираном от 2015 года по существенному
ограничению ядерной программы этой
страны. Трамп же, с другой стороны, по-
стоянно обрушивался на этот договор,
называя его одной из «худших и наиболее
односторонних сделок», когда-либо зак-
люченных Соединенными Штатами. Как
сообщалось, он планирует в ближайшее
время «отказаться от сертификации»
этого соглашения. Этот шаг, без сомне-
ния, приведет к эскалации напряженно-
сти в отношениях не только с Тегераном,
но и с европейскими союзниками Ва-
шингтона. В этих условиях совещание Трам-
па с высшими военными имело целью про-
демонстрировать полную поддержку его
безумных и агрессивных приготовлений к
войне с Северной Кореей. В своем выступле-
нии перед совещанием Трамп заявил, что
ожидает от собравшихся предоставления
ему «широкого спектра военных вариан-
тов… в гораздо более высоком темпе (
чем
прежде. –
С. Д.
)».
КРИЗИС
Званый конфликт
Начало на стр. 01
static.riafan.ru
02
№ 39 (703) 11–17 октября 2017 года
ГЕОПОЛИТИКА
ПОДОПЛЕКА
Евгений САТАНОВСКИЙ,
президент Института
Ближнего Востока
Некоторые характерные особенности
внешней политики США сохраняются, до-
бавляя проблем: все соглашения трактуются
исходя из текущей конъюнктуры и отменяют-
ся или замораживаются в соответствии с ней.
Заявленные цели (борьба с терроризмом, за
демократию или права человека) не имеют
ничего общего с реальностью. Действия зако-
нодателей, исполнительной власти, армии и
разведсообщества на Ближнем и Среднем
Востоке (и не только там) порождают куда
больше проблем для американцев и страны в
целом, чем все их противники вместе взятые.
Рассмотрим некоторые аспекты ближневосточ-
ной политики США, опираясь на подготов-
ленные для ИБВ материалы экспертов инсти-
тута А. Быстрова и Ю. Щегловина.
АМЕРИКАНСКОЕ ШИЛО
В СИРИЙСКОМ МЕШКЕ
Приоритет для США – разгром запрещен-
ной в РФ группировки «Исламское государ-
ство» (ИГ) в долине Евфрата в Сирии, и не
столь важно, кто именно это сделает. С таким
утверждением выступил на брифинге для жур-
налистов в Пентагоне представитель комитета
начальников штабов ВС США генерал-
лейтенант К. Маккензи. В администрации
Трампа не раз давали понять, что не стремятся
к смене режима в Дамаске. Это реакция на
проигрыш США России в Сирии. На деле Ва-
шингтон действует в обратном направлении.
Про убеждение Эр-Рияда американцами
пойти на обреченный прорыв из Идлиба с не-
обратимыми последствиями для саудовского
присутствия в САР (Москва в ответ уничтожи-
ла руководство просаудовской «Джебхат ан-
Нусры») известно. Теперь появились данные о
просачивании террористов из зон ответствен-
ности американцев и их союзников.
В Минобороны РФ считают, что террито-
рия вокруг военной базы США в Сирии пре-
вратилась в стокилометровую черную дыру,
откуда выходят террористы ИГ при поддерж-
ке в том числе данными американской спут-
никовой разведки. Об этом заявил представи-
тель ведомства генерал-майор И. Конашен-
ков. По мере продвижения сирийских войск
при поддержке ВКС РФ на восток присут-
ствие американцев в их тылу в районе Эт-
Танфа становится проблемой.
На деле приоритет Вашингтона в Сирии –
сдерживание России. Иначе армия США поя-
вилась бы в САР и начала штурм Мосула в
Ираке, не дожидаясь российских ВКС. До этого
Соединенные Штаты наносили редкие воздуш-
ные удары по малозначимым целям ислами-
стов, что не останавливало наступление ИГ в
Ираке и Сирии. Вашингтон реализовывал план
свержения радикальными суннитами режима
Б. Асада, а также ослабления шиитского режи-
ма в Багдаде, который поддерживал контакты с
Тегераном, подводя дело к разделу Ирака по
конфессиональному признаку и превращению
Сирии в оплот радикального джихадизма
(«светской» оппозиции в результате американ-
ской политики там не осталось).
Тактика США – любой ценой минимизиро-
вать российское и иранское влияние. Благо, ухо-
дящего американского президента об этом
никто спрашивать не будет, о чем говорит при-
мер Дж. Буша-младшего и Ирака. Войти в
Сирию и Ирак всерьез американцев заставили
военные успехи России и Ирана в САР, а не ис-
ламистов. Попытки расширить присутствие в
Сирии, вытеснив оттуда ИГ и взяв Ракку, обу-
словлены этим, а не борьбой с международным
терроризмом. США делают это хаотично и с
использованием всех возможностей, но явно из-
бегая прямого столкновения с российскими во-
енными. При этом поле для маневров у амери-
канцев сужается. Так, саудовский фактор после
провала наступления в Идлибе, воздушных уда-
ров по запрещенной в РФ «Джебхат ан-Нусре» и
визита саудовского монарха в Москву миними-
зирован.
Пентагону остается задействовать «кар-
ман» в Эт-Танфе и подзуживать суннитские
племена в Дейр эз-Зоре, так как на курдов в
противодействии сирийским войскам при их
поддержке российской авиацией рассчиты-
вать сложно. Проводить отвлекающие удары
из Эт-Танфа можно. При этом вопрос для
США принципиален. В случае реализации за-
мысла сирийских правительственных сил и
российских военных Дамаск восстанавливает
контроль над нефтяными полями в Дейр эз-
Зоре, что важно для экономики, и выходит на
границу с Ираком. Речь не о «шиитской дуге»
из Ирана через Ирак и Сирию в Ливан. Си-
рийцы берут здесь под контроль основную
логистику товаров между Ираком и Сирией,
что резко снижает влияние сирийской оппо-
зиции на переговорах по будущему устрой-
ству САР.
ИРАНСКАЯ ПРОВЕРКА
АТЛАНТИЧЕСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ
США не могут позволить Ирану получить
ядерное оружие, полагает Д. Трамп. Заручив-
шись поддержкой конгресса, он собирается
объявить об аннулировании Совместного все-
объемлющего плана действий (СВПД) по иран-
ской ядерной программе. Нет сомнений в том,
что обещание будет выполнено – вопрос в том,
как именно и к чему это приведет. Все послед-
ние докладыМАГАТЭ о соблюдении Тегераном
условий сделки по ИЯП не дают никаких офи-
циальных предлогов Белому дому сделать это в
заявленной Трампом форме. Поэтому будет ис-
пользован предлог «продолжающейся угрозы
со стороны Ирана интересам национальной
безопасности». Он позволяет не объяснять ни-
кому, чем иранцы угрожают США.
Условия ресертификации (повторного
аудита соблюдения Ираном условий согла-
шения по ИЯП) Госдепом США истекают 15
октября. Скорее всего Трамп посоветует Гос-
департаменту не проводить процедуру в уста-
новленный для этого крайний срок. Тем
самым он автоматически подвешивает сдел-
ку, что запускает механизм приня-
тия конгрессом в течение 60 дней
решения об ужесточении санкций.
С точки зрения международного
права эти шаги не считаются выхо-
дом из сделки, она формально про-
должает действовать, но американ-
цы ее блокируют и вновь ужесточа-
ют санкции против Ирана. В этой
связи интересна позиция основных
международных игроков: ЕС, Рос-
сии, КНР и Индии относительно
решения Вашингтона.
Москва и Пекин, безусловно,
останутся в стороне от американ-
ских инициатив и будут оппонента-
ми такому решению. США не получат соот-
ветствующую резолюцию Совета Безопасно-
сти ООН, что ослабит позицию Вашингтона.
Индию, начавшую активную экспансию на
иранский рынок, такой вариант обескуражит.
Индийский бизнес рискует нарваться на
штрафы со стороны США в случае продол-
жения деловых контактов с Ираном. Пакет
американских санкций для Тегерана будет
жестким. Но есть основания полагать, что
индийцы станут осваивать иранский рынок и
американцы закроют на это глаза. Индия для
Белого дома – ключевой игрок в новой стра-
тегии США по Афганистану. Нью-Дели
может чувствовать себя свободно в экономи-
ческом сотрудничестве с Ираном. Иначе аф-
ганская стратегия Вашингтона провалится в
силу саботажа с индийской стороны и ее крена
к Москве. Что до КНР, то у США нет реаль-
ных возможностей влиять на ее политику в
силу взаимосвязанности американской и ки-
тайской экономики. Затевать торговую войну
с Пекином Трампу невыгодно, несмотря на
всю его риторику.
Основной вопрос – позиция ЕС. Глава дип-
ломатии ЕС Ф. Могерини неоднократно под-
черкивала, что СВПД принадлежит не США,
а мировому сообществу. Она заверила, что
Тегеран выполняет все условия сделки. Но за-
падноевропейский бизнес будет игнорировать
риски со стороны США только в случае, если
Берлин и Париж гарантируют защиту, а это
уже вопрос политической воли европейских
лидеров. Для России же очередной пример
непродуманной политики США полезен. Он
закрепляет Тегеран в сложившемся регио-
нальном альянсе, в том числе и в дискуссиях
о будущем политического устройства САР, а
также вызывает напряжение по линии ЕС –
США. Америка, вступая в конфликт со всеми
участниками иранской ядерной сделки, изо-
лирует себя сама (за исключением Саудов-
ской Аравии и Израиля). Налицо и рискован-
ная проверка США устойчивости системы
атлантической солидарности.
ИРАК И КУРДОВ ПРОСЯТ НЕ ССОРИТЬСЯ
США не признали состоявшийся 25 сентяб-
ря референдум о независимости в Иракском
Курдистане и его результаты, а также
опасаются потенциальных негатив-
ных последствий плебисцита. Об
этом заявил госсекретарь США
Р. Тиллерсон. Он призвал правитель-
ство Ирака и власти автономии воз-
держаться от взаимных упреков и
угроз. Акцентирование неприятия
идеи референдума объясняется даже
не резкой реакцией Багдада на собы-
тие, а поддержкой этой позиции
большинством соседних стран.
Ливия, Катар, АРЕ, Турция и Иран
поддержали решение Багдада о при-
остановке авиасообщения с Эрбилем. Иран
временно перестал закупать там нефтепродук-
ты, Турция готовится ограничить поставки
нефти из курдской автономии (хотя пока этого
не сделала). Багдад то посылает вооруженные
конвои на границу с Иракским Курдистаном,
то отменяет или тормозит соответствующее ре-
шение. Пока мы видим демонстративные шаги
противников референдума, основная цель кото-
рых – вызвать информационный шум и оказать
давление на Эрбиль, чтобы заставить его со-
блюдать правила игры и не предпринимать
дальнейших шагов к обособлению.
Оппоненты Эрбиля мало действуют прак-
тически. Даже прекращение авиасообщения
условно, поскольку в угоду Вашингтону не от-
менены рейсы гуманитарного и военного назна-
чения – через Эрбиль идет основной маршрут
поставок вооружения сирийским курдам. В ав-
тономию оружие перебрасывается по воздуху, а
затем переправляется грузовиками в Сирию.
Снабжается через курдские земли и иракская
армия под Мосулом: плечо перевозок гораздо
короче, чем через Багдад.
В Пентагоне и ЦРУ США наработали связи
с кланом Барзани и корректируют позицию Бе-
лого дома и публичные заявления его предста-
вителей. Вашингтон будет поддерживать отно-
шения с Эрбилем, торпедируя попытки Багдада
или Анкары осуществить силовые меры в отно-
шении Иракского Курдистана, которые поста-
вят под вопрос присутствие американцев в
Сирии, что важно для глобального противо-
стояния и сдерживания Москвы, а не для борь-
бы с ИГ, которая используется как предлог для
американского присутствия в САР. Для Ва-
шингтона неприемлема любая вспышка воору-
женного противостояния между Багдадом, Ан-
карой и Эрбилем. США сделают все, чтобы
этого не допустить. О курдах говорить излишне
– Барзани управляем.
СУДАН ПРОЩЕН ЧАСТИЧНО
США решили отменить экономические
санкции к Судану, введенные 20 лет назад, объ-
явили официальные лица администрацииТрам-
па. При этом Хартум остался в госдеповском
списке стран, поддерживающих терроризм.
Обосновывая это решение на специальном бри-
финге, в Вашингтоне подчеркнули: Белый дом
удовлетворен тем, что правительство Судана
продолжает добиваться прогресса в таких обла-
стях, как противодействие террористам и со-
блюдение прав человека. При этом еще в январе
Б. Обама распорядился временно снять финан-
совые ограничения в отношении Хартума. Ука-
зывалось, что если власти будут поддерживать
позитивные действия, предпринимаемые на
протяжении последних шести месяцев, то фи-
зические и юридические лица в США смогут
заключать сделки с лицами и организациями в
Судане, а собственность правительства, находя-
щаяся под американской юрисдикцией, будет
разблокирована.
Предполагалось, что в июле санкции отме-
нят окончательно, но президент Трамп дал еще
три месяца своим помощникам для того, чтобы
они пришли к окончательному решению. На-
помним, что в 1997 году за нарушения прав че-
ловека в стране и создание террористической
угрозы США ввели санкции против Судана,
включавшие торговое эмбарго и блокирование
активов правительства. В 2006 году Вашингтон
расширил меры воздействия, обвинив Хартум в
содействии насилию в Дарфуре, где в 2003 году
из-за противоречий между арабизированным
населением, опирающимся на поддержку вла-
сти, и повстанческими группировками вспых-
нул конфликт, жертвами которого стали 300
тысяч человек, притом что около двух миллио-
нов бежали из региона.
Отмена санкций демонстрирует пример
практики США в международных делах. Что
до того, что Судан по-прежнему находится в
списке спонсоров международного терроризма,
отметим: события в Дарфуре, послужившие по-
водом для введения санкций, во всем происхо-
дящем играли вторичную роль. Партизанская
война в этом регионе как шла, так и идет. Оппо-
зиционные Хартуму повстанцы из Суданского
освободительного движения (СОД) М. Мина-
ви (народность загава) и СОД-Нура (народ-
ность фур) ничего для прекращения этой борь-
бы не предпринимали, как и часть Движения за
справедливость и равенство (ДСР). Никаких
подвижек в установлении мира в Дарфуре нет.
Что до обвинений в спонсировании терро-
ризма, Хартум давно не имеет никакого отно-
шения к Усаме бен Ладену и «Аль-Каиде». Су-
данцы уже не предоставляют ей территорию
для строительства заводов по производству хи-
мического оружия, что послужило основной
причиной введения экономических санкций
США. При этом они позволяют перевозить
оружие через свою территорию ХАМАС в сек-
тор Газа, а Катару – в Ливию и Египет, на
Синай. Лагеря египетских «Братьев-мусуль
ман» открыто существуют на приграничной
суданской территории, оттуда боевики совер-
шают рейды в глубь АРЕ. Оставление Судана в
официальном списке спонсоров терроризма
при инкорпорации Хартума в международную
финансовую систему оставляет много вопро-
сов относительно принципиальности подхода
США к борьбе с терроризмом. Как и в Сирии,
где американцы используют для сдерживания
России радикалов, находящихся в их офици-
альных черных списках.
В то же время ответ на вопрос, что надо
Вашингтону от Хартума, достаточно прост.
Судан – главный в Африке партнер США по
вопросам безопасности. Суданцы обладают
серьезными оперативными возможностями и
поставляют агентурную информацию об ак-
тивности международных исламистских
групп, в том числе «Аль-Каиды» и ИГ. Так, о
теракте 11 сентября они информировали
ЦРУ за месяц до атаки, но их не послушали.
Теперь об этом в Лэнгли стараются не вспо-
минать, но ЦРУ дожало Трампа на предмет
снятия с Хартума экономического эмбарго.
На президента США давили не только
ЦРУ и АНБ (в Хартуме располагается круп-
нейшая станция радиоразведки этого ведом-
ства в Африке), но и Пентагон. Военные от-
рабатывают просьбы американских оружей-
ных корпораций, ставших основными под-
рядчиками многомиллиардных контрактов в
области ВТС с Саудовской Аравией. Об этом
просили из Эр-Рияда, лоббирующего снятие
санкций с Судана в силу стратегической роли
Хартума в деле усилий КСА в Африке, по
противостоянию экспансии Ирана на конти-
ненте и из-за участия на своей стороне в йемен-
ском конфликте. Так что давление на Ва-
шингтон просаудовского лобби – вторая при-
чина снятия американских санкций с Судана.
Третья причина – фронда Южного Суда-
на попыткам американцев диктовать его пре-
зиденту С. Кииру линию поведения при на-
лаживании диалога с внутренней оппозицией
для достижения согласия о разделе власти. В
Вашингтоне в этой связи сейчас всерьез дума-
ют о наказании Джубы, благо, американские
военные из Южного Судана были вынужде-
ны перебазироваться в Уганду. Прежняя
линия Обамы по усилению Южного Судана
против Судана, обусловленная во многом
лоббизмом афро-американского крыла его
Госдепартамента в силу черного расизма (го-
ворить о котором в Америке не принято ис-
ходя из политкорректности), а не эффектив-
ности американской политики, пересматри-
вается. И для этого Судан усиливается в про-
тивовес Южному Судану.
ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ
БЕЛОГО ДОМА
Американская ближневосточная политика предсказуемо
непредсказуема. Она зависит от конъюнктуры, лоббирования
влиятельных ведомств (политических или силовых) и корпораций,
давления союзников и партнеров, внешнеполитического груза
прошлых лет и не в последнюю очередь от приоритетов президента или
госсекретаря. Не забудем и о многочисленных аналитических центрах,
доклады которых (в основном чрезвычайно далекие от истины)
влияют на руководство США не меньше, чем СМИ или политический
календарь. То есть политика эта, как любят писать отечественные
политологи, многовекторная. Хотя более последовательной она
от этого не становится.
Америка, вступая
в конфликт
со всеми участниками
иранской ядерной сделки,
изолирует себя сама
Суданцы поставляют ЦРУ
агентурную информацию
о международных
исламистских группах
Коллаж Андрея СЕДЫХ
ПОЛЕ ДЛЯ МАНЕВРОВ США
НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ СУЖАЕТСЯ