05
АРМИЯ
Олег ФАЛИЧЕВ
Госдума, как стало известно «ВПК», зашевелилась
перед летними каникулами. Наиболее ответственные де-
путаты предприняли попытку отменить унижающий ко-
эффициент 0,54, санкционирующий отъем у людей в по-
гонах почти половины заслуженной пенсии. Был подго-
товлен соответствующий законопроект. Однако судьба
его оказалась плачевной.
БЕЗГОЛОСОЕ БОЛЬШИНСТВО
Проект, предусматривавший отмену дискриминаци-
онного коэффициента, вносился депутатом Госдумы VI
созыва Вячеславом Тетекиным. Но еще на стадии обсуж-
дения против выступили правительство Российской Феде-
рации и, как ни странно, Комитет Госдумы по обороне,
возглавляемый Владимиром Шамановым. В заключении,
подписанном заместителем премьера Сергеем Приходь-
ко, возглавляющим аппарат правительства РФ, говори-
лось: при снижении пенсии со 100 до 54 процентов зако-
нодатель руководствовался тем, что исчисление военных
пенсий с 1 января 2012 года осуществляется исходя из но-
вого, более высокого денежного довольствия и это обе-
спечивает их увеличение на 50–70 процентов. Начиная с
1 января 2013-го установлен механизм поэтапного еже-
годного повышения величины денежного довольствия,
учитываемого при исчислении пенсий. Кроме того, отме-
чал Приходько, «правительство Российской Федерации
обеспечивает ежегодное увеличение данных пенсий на два
процента сверх уровня инфляции». А на реализацию за-
конопроекта, предложенного депутатом Тетекиным, по-
требуется увеличение расходов федерального бюджета на
500 миллиардов рублей в год.
Наверное, господин Приходько не служил в войсках,
поскольку в противном случае не стал бы давать такие за-
ключения. По факту эта норма закона практически не ра-
ботает уже два года и все идет к тому, чтобы заболтать ее
совсем. Зачем тогда вообще принимали закон «О пенси-
онном обеспечении лиц, проходивших военную служ-
бу…», всячески рекламируя
депутатскую заботу о людях
в погонах? Кстати, почти все
последние годы реальная
инфляция в стране составля-
ла более шести процентов и
никто не учитывал этого.
Отмечу с прискорбием,
что законопроект об отмене
пресловутого коэффициен-
та 0,54 был предложен де-
путатам как раз в канун Дня
защитника Отечества – го-
лосование в Думе состоялось
22 февраля 2017 года. Доку-
мент шел под № 631118-6 и
назывался «О признании утратившей силу части второй
статьи 43 закона Российской Федерации от 12 февраля
1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах вну-
тренних дел, Государственной противопожарной службе,
органах по контролю за оборотом наркотических средств
и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей». В нем
все предельно четко обосновано и взвешено. То был хо-
роший повод для народных избранников на деле, а не на
словах проявить заботу о защитниках Отечества. К со-
жалению, после подсчета голосов проект не набрал кво-
рума. Поддержали предложение всего 19 депутатов.
Против и воздержались – 0. То есть 431 думец вообще
не голосовал. Красноречивое свидетельство того, на-
сколько народные избранники равнодушны к судьбе за-
щитников Отечества.
КАСТА ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ
А какую позицию занял думский Комитет по оборо-
не? Ведь он должен стоять горой за соблюдение прав во-
еннослужащих. В заключении от 9 февраля 2017 года за
подписью первого заместителя председателя Комитета
Госдумы по обороне Андрея Красова («Единая Россия»)
называются те же мотивы. Зампред приводит железный,
как он считает, аргумент о соотношении военной и сред-
ней гражданской пенсии, которое-де увеличилось в
пользу военной в 1,8 раза. А предлагаемое автором за-
конопроекта увеличение военных пенсий ведет к еще
большему разрыву с гражданскими и не только не сни-
мет социальную напряженность, но и вызовет ее рост,
аргументирует депутат. Кроме того, по мнению Красова,
в современных социально-экономических условиях воз-
можность столь резкого увеличения расходов федераль-
ного бюджета на указанные цели представляется как ми-
нимум спорной.
Что тут сказать? Забота об экономии государственных
средств и разговор о социальной справедливости – это хо-
рошо. Но возникает несколько вопросов.
Во-первых, избитый тезис о превышении военных
пенсий над средней гражданской в 1,8 раза выглядит уко-
ризной власть имущих к людям в погонах – мы к ним всей
душой, а они ворчат. В таком случае позвольте спросить:
может, дело не в большой военной пенсии, а в унизитель-
но жалкой гражданской? Безусловно, обидно, что прора-
ботав всю жизнь, простой человек получает сегодня сущие
гроши, на которые достойно жить нельзя. Но в этом не
военные виноваты, не они сделали жизнь наших стариков
почти невыносимой, а правящая элита, то есть те же гос-
чиновники и законодатели. И давайте не забывать – имен-
но достойная пенсия после окончания службы всегда была
значимым аргументом для того, кто в молодости выбрал
военную стезю.
Во-вторых, Андрей Красов все же признает в своем за-
ключении, что в обществе существует социальная напря-
женность из-за низкой заработной платы и нищенских
пенсий. Но тогда что же вы делаете, господа, чтобы такой
напряженности не было? Всерьез обсуждаете законопро-
екты о запрете на секс с проститутками и исключении из
кинофильмов сцен с распитием?
В-третьих, не попробовать ли чиновникам и депута-
там вроде Приходько и Красова провести простенькие
арифметические вычисления и выяснить соотношение
своего ежемесячного жалованья со средней пенсией и за-
работной платой в стране? Или доходов таких «эффектив-
ных менеджеров», как укравшее миллионы и сбежавшее
за границу руководство «ВИМ-Авиа»? Вот где можно
всласть порассуждать о социальной справедливости и
экономии бюджета.
Это не все, есть и в-четвертых. Введение с 2012 года
понижающего коэффициента, учитываемого при исчисле-
нии военной пенсии, и дальнейшая заморозка индексации
почему-то не распространялись на следующие категории
пенсионеров и членов их семей (п. 6 ст. 12 ФЗ № 309):
– судей Военной коллегии Верховного суда РФ и во-
енных судов;
– прокурорских работ-
ников (в том числе органов
военной прокуратуры);
– сотрудников След-
ственного комитета РФ (в
том числе военных след-
ственных органов СК РФ);
– федеральных государ-
ственных гражданских слу-
жащих.
В чем же причина тако-
го избирательного подхода?
Чем рядовой судья заслу-
женнее погибшего в Сирии
генерала Валерия Асапова?
Конечно, хотелось бы
услышать мнение на этот счет председателя Комитета Гос-
думы по обороне Владимира Шаманова. Но бывалый де-
сантник осторожно отмалчивается.
НЕНАДЛЕЖАЩИЙ МЕХАНИЗМ
Напомним еще раз: реальная инфляция в России в по-
следнее время, кроме нынешнего года, была около семи про-
центов. Таким образом, даже с двухпроцентной прибавкой
покупательная способность военных пенсионеров ежегодно
уменьшается на 1/20. Получается, с одной стороны, государ-
ство признает, что ветераны военной службы и правоохрани-
тельных органов должны получать пенсию на уровне средне-
го денежного довольствия. С другой – объявляет, что ника-
ких шансов на справедливость до 2035 года у них нет.
В определении Конституционного суда от 24 сентября
2012 года № 1800-0 отмечено, что изменение размеров
тех или иных денежных выплат должно осуществляться
таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания
доверия к закону и действиям государства. Но доверия-то
как раз и нет. Есть закон, который надо выполнять, а не
искать лазейки, как его обойти, и оправдания этого.
В связи с многочисленными обращениями офицер-
ской и ветеранской общественности в органы законода-
тельной и исполнительной власти, судебные инстанции
Общественная палата РФ 13 июня 2017 года вынесла на
обсуждение за «круглым столом» вопрос о выполнении
государством социальных гарантий по выплате пенсий
лицам, проходившим военную службу, а также сотрудни-
кам правоохранительных органов и членам их семей.
Корнем проблемы признан дискриминационный коэф-
фициент 0,54. В 2012 году по сути был введен не преду-
смотренный законодательством налог на военные пенсии
в размере 46 процентов, который взимается в том числе с
ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны,
что вообще не укладывается в нормы морали и нравственно-
сти. КС РФ, проверяя по обращению военных пенсионеров
конституционность части второй статьи 43 ФЗ № 4468-1,
признал так называемый понижающий коэффициент со-
ответствующим Основному закону лишь при условии
установления надлежащего механизма возмещения (опре-
деления № 1433-O от 17 июля 2012 года и № 1800-O от
24 сентября 2012 года). Но надлежащий механизм не ра-
ботает уже пять лет.
За эти годы нормативными правовыми актами РФ
приостановлены с 1 января 2013 года по 1 января 2018-го
действия следующих правил пенсионного обеспечения
лиц, проходивших военную службу, и членов их семей:
– индексация денежного довольствия военнослужа-
щих и военных пенсий в соответствии с ростом цен на
потребительские товары и услуги;
– денежное довольствие учитывается при исчислении
пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и с 1
января 2013-го ежегодно увеличивается на два процента
до достижения 100 процентов его размера (индексация);
– с учетом уровня инфляции Законом о федеральном
бюджете указанное ежегодное увеличение может быть
установлено на очередной финансовый год в размере,
превышающем два процента.
В результате приостановки вышеуказанных законода-
тельных положений на 1 января 2017 года денежное до-
вольствие военнослужащих и военные пенсии обесцени-
лись более чем на 44 процента. Покупательная способ-
ность окладов за пять лет упала на треть с лишним. Чтобы
вернуться к ситуации, которая была на 1 января 2012
года, их надо сейчас повысить почти на 50 процентов.
И ЗА ФУТБОЛ УМРЕМ
Исправить положение еще можно. Надо лишь понять,
что несущие военную службу выполняют конституционно
значимые функции, чем обусловливаются их особый пра-
вовой статус, содержание и характер обязанностей государ-
ства по отношению к ним. Необходимость выполнения
военнослужащими поставленных задач в любых условиях,
в том числе сопряженных со значительным риском для
жизни и здоровья, как сегодня в Сирии, влечет за собой
обязанность правовой системы гарантировать социальную
защиту, адекватную особому статусу.
Активное участие в «круглом столе» в ОП РФ приня-
ли представители Минобороны, МВД, Следственного ко-
митета, Генеральной прокуратуры, МЧС, военные юри-
сты, другие компетентные специалисты. Представители
ведомств рассказали, как они работают над этим вопро-
сом, готовят заявки, запрашивают средства под статьи.
Но каждый раз упираются в непонимание и закрытые
двери всемогущего Минфина, где ответ один: денег нет.
«Удивительное дело, на различные откаты и огром-
ную зарплату бездарным футболистам деньги в государ-
стве находятся, а на достойную жизнь служивых, кото-
рые отдали защите государства здоровье и силы, нет, –
говорит главный военный советник председателя ЦК
КПРФ Игорь Белозерцев. – Призывы «Денег нет, но вы
держитесь!» могут продолжаться бесконечно. И пока не
будет убран пресловутый коэффициент, вопрос не ре-
шить. Более того, введением различных поправок пра-
вительство может бессрочно заморозить или отсрочить
работу уже принятого закона.
Задача№1 – отменить унижающий людей в погонах ко-
эффициент. Тогда они будут получать полную, а не кастри-
рованную пенсию. Защищая государство от внешних врагов,
создавая благоприятные внутренние условия для бизнеса,
люди в погонах кровью и потом заслужили достойную
старость».
По мнению Белозерцева, в ближайшее время требуется:
– разработать и внести на рассмотрение новый законо-
проект с учетом необходимых поправок;
– добиваться соответствующего решения Конституци-
онного суда по вопросу о коэффициенте 0,54, отнеся это к
ведомству законодателей, если они не выработали меха-
низм компенсации;
– поднять офицерскую и ветеранскую общественность
(союзы, комитеты, офицерские собрания и т. д.) на борьбу
за свои законные права;
– организовать направление массовых исков в суды с
требованием вернуть украденное у военных пенсионеров.
Люди пока не понимают, что все уперлось в глухую
стену чиновнического равнодушия, и стенаниями, пись-
мами, жалобами ее уже не пробить.
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
•
пьезокерамические элементы,
•
многослойные актюаторы,
•
армированные актюаторы,
•
микродвигатели, микрореле
•
датчики различных типов,
•
пьезокерамические трансформаторы,
•
пьезокерамические фильтры,
•
гидроакустические модули,
•
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
•
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
•
генераторы на ПАВ,
•
линии задержки.
Борьба за соблюдение прав военнослужащих запаса и в отставке обостряется. Ветераны
с нарастающей активностью пишут в различные инстанции вплоть до президента страны,
требуя элементарного – выполнения Конституции Российской Федерации, принятого
ранее закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» А что же
Государственная дума? Как народные избранники радеют за права своих избирателей?
За отмену
дискриминационного
коэффициента выступили
19 депутатов.
431 вообще не голосовал
КАСТРАЦИЯ
ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ
ВОЕННЫМ ПЕНСИОНЕРАМ
ПОРА ПОНЯТЬ, ЧТО ДЕПУТАТАМ
И ЧИНОВНИКАМ
НА НИХ НАПЛЕВАТЬ
120 000
110 000
85 500
73 000
70 000
49 000
37 000
27 500
15 500
12 800
33 500
Дания
Финляндия
США
Германия
Франция
Великобритания
Япония
Греция
Польша
Эстония
Россия
ДЕЛО ПРИНЦИПА
Пенсии в России и некоторых странах Запада
(в рублях)
caworks.ru
реклама