Газета «Военно-промышленный курьер». №39 (703) 11-17 октября 2017 года - page 6

Советские БТР и БМП в обязательном порядке созда-
вались плавающими, а их конструкция подразумевала ми-
нимальное время на подготовку к форсированию водных
преград.
А понтонные парки входили в перечень приоритет-
ных наземных целей для ВВС НАТО. В штабах Северо-
атлантического союза планировали своеобразную «войну
на мостах»: перед наступающими силами ОВД уничто-
жаются переправы, и пока строятся новые, застрявшие
на другом берегу войска подвергаются авиационным и
артиллерийским ударам. Нанести урон инженерным
подразделениям при такой тактике становилось весьма
важным.
В первую очередь для борьбы с понтонными парками
и создавались специальные противотранспортные мины.
Ими снаряжались артиллерийские снаряды и ракеты си-
стем залпового огня. Мощности забрасываемых таким
образом на дороги мин хватало, чтобы сорвать колесо
или перебить гусеницу у техники, транспортирующей
понтонное имущество. Повреждения вроде и мелкие, но
они могли серьезно замедлить прохождение колонн.
С окончанием холодной войны в странах НАТО ин-
женерная техника постепенно снималась с вооружения.
Разработка новых изделий такого рода не велась. Инже-
нерные части и подразделения сокращались.
В 2003 году в ходе вторжения в Ирак Пентагон отка-
зался от использования понтонных парков, хотя по пла-
нам наступления предстояло форсировать несколько
крупных рек. Вместо этого войска должны были реши-
тельно продвигаться вперед, не допуская подрыва мостов.
Специально для захвата переправ планировались рейды
разведывательных подразделений и отрядов специально-
го назначения.
А вот британские союзники решили не рисковать. В
состав их сил вошло несколько понтонных парков и под-
разделений с тяжелой инженерной техникой. Все это
имущество пригодилось при боях в Басре и форсирова-
нии рек.
По окончании активной фазы конфликта представите-
ли Центрального командования, отвечавшего за планиро-
вание и проведение операций, заявляли, что были пред-
приняты радикальные меры повышения маневренности
войск. Отказ от инженерной и переправочной техники стал
одним из таких решений.
Утверждалось, что оно пол-
ностью оправдало себя.
Однако спустя несколько
лет американское военное
ведомство выпустило не-
сколько научных работ, в ко-
торых эксперты разобрали
все аспекты вторжения в
Ирак в 2003-м. И отказ от
спецтехники уже выглядел
несколько иначе. Фактиче-
ски на тот момент в армии
США не было достаточно
подготовленных инженер-
ных частей и подразделений.
Поэтому именно их отсутствие, а не только желание под-
держивать высокий темп наступления, заставило коали-
цию заранее захватить мосты.
По той же причине они, как и дорожные развязки,
были исключены из списка целей для американской авиа-
ции. Оперативно восстановить такие объекты при отсут-
ствии сильных инженерных подразделений невозможно.
Но несмотря на выводы экспертов, и в 2008 году Пен-
тагон продолжал утверждать, что переправочные сред-
ства – пережитки холодной войны, а главная задача инже-
нерных подразделений – борьба с самодельными взрыв-
ными устройствами.
СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ РУССКИХ
В отличие от НАТО и США российские военные не
считали, что с инженерной техникой и переправочными
средствами пора прощаться. Опыт боевых действий в
Чечне подтвердил такие выводы. В конце 80-х было раз-
работано большое количество уникальных образцов раз-
личных инженерных машин, понтонных парков и другого
имущества. Главной проблемой стало отсутствие денег
для закупки такой техники.
У нас неоднократно проводились учения, в которых
отрабатывалось применение инженерных войск в ходе ло-
кальных конфликтов. Использовались техника и понтон-
ные парки как для ведения боевых действий, так и для
форсирования рек. С начала 2000-х разработана основа-
тельная методическая база, освоены новые тактические
приемы.
Большим подспорьем для ВС РФ стало принятие на
вооружение новейшего понтонного парка ПП-2005М. В
его состав входит более 40 машин. Они перевозят не толь-
ко секции переправы, но и специальные катера. Из стан-
дартного комплекта можно собрать мост длиной более
250 метров и грузоподъемностью 120 тонн. При этом не-
посредственная работа по наведению занимает примерно
час. По своим характеристикам и техническим решениям
этот понтонный парк лучший в мире.
Именно своевременно задействованный ПП-2005М
позволил сирийским силам форсировать Евфрат. А с не-
давних пор российская инженерная техника привлекает
пристальное внимание зарубежных заказчиков.
ПОСЛЕ НАС – ХОТЬ ПОНТОН
В декабре прошлого года во время штурма Мосула от-
ряды ИГ эффективно воспользовались естественным пре-
пятствием на пути иракских войск – рекой Тигр. Оставив
под контролем несколько переправ, боевики ликвидиро-
вали остальные. Первоначально планировалось, что вой-
ска коалиции отобьют объекты у ИГ, но противник эф-
фективно оборонялся, а по мостам шло подкрепление.
Поэтому их пришлось разбомбить. Это ослабило оборо-
нительные возможности джихадистов, но и наступающим
создало много проблем. И американцы были вынуждены
вспоминать советский опыт.
Еще со времен ирано-иракской войны в арсенале
Багдада имелись советские понтонные парки ПМП, к
2016 году они частично сохранились. Американские во-
енные инженеры срочно
приступили к их восста-
новлению, закупив недо-
стающие элементы из запа-
сов, оставшихся от чехо-
словацкой армии. Тягачи
HEMTT доставили ПМП
в район Тигра.
Появление понтонеров
стало полной неожиданно-
стью для отрядов ИГ. Прав-
да, боевики быстро пришли
в себя и попытались оказать
противодействие, начав ми-
нометные обстрелы и даже
удары беспилотниками. Это
серьезно замедлило переправу иракских войск, но остано-
вить наступление не смогло – подразделения танковой
дивизии ВС Ирака сумели перейти на другой берег Тигра.
Хотя невысокая скорость возведения переправ и перебро-
ски техники позволила джихадистам отойти и подгото-
вить новые оборонительные позиции.
Подобная ситуация сложилась и в Сирии, в районе
Ракки. Сюда перебросить понтонные парки из Ирака аме-
риканские военные не смогли, и проблему переправ ре-
шали рейды «рейнджеров». Используя поддержку верто-
летов и действуя на бронемашинах Stryker, бойцы 3-го
батальона 75-го полка смогли в упорных боях отбить и
Начало на стр. 01
Пентагон планирует к 2027 году заменить устаревшие де-
сантные катера. Базирующаяся в штате Орегон компания
Vigor Works получила контракт на строительство новых
судов «поддержки маневра».
На разработку проекта отводится три года, еще два – на
мелкосерийную сборку и пять лет – на производство всей
партии. Тендер на замену устаревших катеров LCM-8 от-
крыли в ноябре 2016 года, сообщает портал defensenews.
com. Созданные по программе Maneuver Support Vessel
(Light) десантные суда заменят предшественников, приня-
тых на вооружение американской армии еще в конце 50-х
годов. По договору казна выплатит орегонской компании
979 794 000 долларов. Представители Пентагона заявили,
что длина нового катера MSV(L) должна составлять не
менее 30 метров при ширине 9, а осадка не должна превы-
шать 1,2 метра. Эти габариты значительно больше, чем у
используемых сегодня LCM-8. Новое десантное судно бу-
дет развивать скорость не менее 18 узлов и преодолевать
без дозаправки свыше 360 миль. По данным заказчика,
десантный катер сможет брать на борт один танк M1A2
Abrams массой 62 тонны, или два бронетранспортера
Stryker, или четыре легкобронированные машины.
За новые десантные катера
Пентагон заплатит миллиард
№ 39 (703) 11–17 октября 2017 года
06
АРМИЯ
Недостающие элементы
советского понтонного парка
американцам пришлось
закупить из запасов
чехословацкой армии
ХОЖДЕНИЕ
ПО РЕКАМ
ТЕНДЕНЦИИ
В ответах на предыдущие публикации газеты на тему под-
готовки летчиков на учебно-тренировочных комплексах НИТКА
в городе Ейске и в городе Саки Департаментом информации и
массовых коммуникаций Минобороны РФ неоднократно об-
ращалось внимание на тот факт, что редакция газеты «ВПК»
не использует возможность официальных запросов по указан-
ной теме в военное ведомство с целью получить объективную
информацию. Эта возможность не была использована и авто-
ром статьи «Пикирующий трамплин», в которой автор высту-
пает в качестве специалиста по бетонным конструкциям, а
также в роли эксперта по определению объема и финансиро-
вания строительных и ремонтных работ. Причем базовой ин-
формацией для написания статьи вновь становятся данные
всевозможных источников.
Министерство обороны РФ и Главное командование ВМФ
неоднократно заявляли, что УТК НИТКА в городе Ейске и УТК
НИТКА в городе Саки имеют различные задачи и несут свою
специфическую нагрузку в подготовке летчиков морской авиа-
ции. Нелишним будет еще раз напомнить, что УТК НИТКА в
Ейске в соответствии с пла-
нами на перспективу будет
готовить летчиков для бое-
вых кораблей ВМФ новых
поколений. Этот комплекс
также предназначен для
освоения и испытания новых
образцов техники, поступа-
ющих в состав морской
авиации ВМФ.
УТК НИТКА в городе
Саки изначально проекти-
ровался, строился и ис-
пользуется с целью подго-
товки летчиков для кораб-
лей класса тяжелый авиа-
несущий крейсер «Адмирал
Кузнецов». Вполне объек-
тивно, что УТК НИТКА в го-
роде Саки по ряду своих
составляющих устарел. От-
дельные узлы комплекса
выработали свой ресурс и
требуют замены. Восстано-
вительные работы сплани-
рованы и будут выполнены в ходе капитального ремонта УТК,
который планируется провести поэтапно в ближнесрочной
перспективе.
Немаловажен и тот факт, что УТК НИТКА в Саках структур-
но включен в состав Центра боевого применения и переучива-
ния летного состава морской авиации в городе Ейске, является
его действующей частью, функционирующей по единому
плану. Комплекс используется циклично и сезонно в зависи-
мости от поставленных задач.
Не вникая в суть вопроса и не владея ситуацией, автор ста-
тьи размышляет и об использовании ресурса УТК НИТКА в
период ремонта и модернизации тяжелого авианесущего крей-
сера «Адмирал Кузнецов», чем вводит в заблуждение читате-
ля. Также автор с легкостью называет строительство УТК
НИТКА в Ейске долгостроем, не принимая во внимание тот
факт, что, например, УТК НИТКА в Саках в условиях развитой
кооперации предприятий СССР строился пять лет и был введен
в 1982 году в строй лишь частично.
Некомпетентности и неточностей в статье Алены Надежди-
ной можно было бы легко избежать, направив официальный
запрос в Министерство обороны РФ. Но, по всей видимости,
во имя рейтинга сделана ставка на источники.
И. КОНАШЕНКОВ,
руководитель Департамента информации
и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ
ПИСЬМО В «ВПК»
ТРАМПЛИНЫ
РЕЙТИНГА
УТК НИТКА В САКАХ
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ
ЦИКЛИЧНО И СЕЗОННО
В номере газеты «Военно-промышленный
курьер» от 3 октября 2017 года опубликован
материал за подписью Алены Надеждиной
под названием «Пикирующий трамплин».
Очередная публикация о подготовке
летчиков морской авиации, построенная
на некомпетентных рассуждениях,
является «мантрическим» повторением
материалов, которые публикуются в «Военно-
промышленном курьере» на протяжении года.
«
Автор выступает
в качестве
специалиста
по бетонным
конструкциям,
а также в роли
эксперта
по определению
объема
и финансирования
строительных
и ремонтных
работ
»
google.com
Defence.Ru
arzkoncert.ru
news24today.info
Сирийская арабская армия
«Исламское государство»
Евфрат
Евфрат
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook